
Кукольная проекция крестьянской жизни
Итак, все четыре куклы, хранящиеся в Иркутском краеведческом областном музее, были собраны, согласно музейной документации, Георгием Семеновичем Виноградовым и составили, вместе с деревянной посудой и обрядовым печеньем, коллекцию быта русских старожилов.
Интересно, подумали мы, а кто такой этот ученый, имя которого мы встречали рядом с именем Петра Францевича Требуховского (ученого-этнографа пед. института ИГУ в двадцатых годах прошлого века, затем — черемховского художника, ставшего иницатором создания в городе краеведческого музея) и в воспоминаниях Ангелины Викторовны Богодаровой (поступила в Иркутский университет в 1918 году, вначале училась вместе с Виноградовым, а потом, поступив на историко-филологическое отделение в 1925 году второй раз, уже училась у прежнего сокурсника). Кроме того, мы знали, что Вадим Александрович Инешин, имя которого носит наш выставочный зал, ездил по приглашению в Ленинград к своей тете, которая когда-то, ослушавшись родню, ушла к ученому-этнографу Виноградову, ездила с ним в экспедиции, став из верного секретаря преданной супругой.
Итак, Георгий Семенович Виноградов.
Знаменитый этнограф по происхождению — из многодетной крестьянской семьи трактового села Тулуна, такого же, как Черемхово. Хотя отец — ямщик, то есть, бывший на государственной службе.
Сын всего добился сам благодаря тяге к знаниям: учился в Иркутской духовной семинарии, но не на священника, а в общеобразовательных классах; на Высших столичных педагогических курсах, был членом научного кружка, а затем поступил на историко-филологический факультет только что образованного Иркутского университета. И здесь же остался преподавать, став выборным доцентом педагогического факультета.
Главным делом своей жизни сам Георгий Семенович считал большой исследовательский труд «Судьбы славянского племени в Сибири», который планировал издать в четырех томах. И — трагедией, потому что весь напряженный труд по созданию этой работы в течение 29 лет пропал во время войны. Этот контраст: радость — горе, — сопровождал его в течение жизни и не отпустил даже в самом ее конце, когда, наконец-то, весной 1945 года ему присвоили докторскую степень, а в середине лета жизнь завершилась.
Итак, давно ставший классическим трудом, III выпуск этнографической секции ВСОРГО за 1925 год, — «Детский фольклор и быт».
Именно здесь Георгий Семенович выделяет алгоритм описания народной куклы, обнаруженной исследователем в этнографической экспедиции.
Виноградов. Г.С. Детский фольклор и быт,
глава «Игры и игрушки»
О куклах следовало бы сообщать:
— изображает ли описываемая кукла неопределенную человеческую фигуру или специально женскую, мужскую, детскую определенной народности;
— если у ней выделены конечности, то подвижны ли они;
— механизм движения;
— материалы, из которых состоят части куклы, способы скрепления частей;
— если сделано лицо на голове куклы, то каким образом;
— какие черты лица и каким способом намечены;
— нет ли попытки изобразить какое-нибудь определенное лицо и чье именно;
— если лицо не сделано, то почему и часто ли встречаются в данной местности такие куклы; — не сделано ли оно с какими-нибудь нарочно измененными частями, почему;
— одета ли кукла в полный костюм или частично, во что именно;
— уместные названия частей костюма;
— не является ли одежда кукол подражанием местным костюмам — современным или прежним, местным или где-нибудь виденным;
— не стоит ли изготовление, распространенность кукол, подобных этой, в связи с промыслами, ремеслами и проч. данной местности;
— не имеет ли кукла собственного имени.
Поскольку сам Георгий Семенович родился в Тулуне, и собранные им предметы бытования старожильческого населения также представляли «Тулуновскую волость»,

