Снимок экрана 2022 12 15 в 12.13.18
Люди и судьбы

Антифашисты в Черемхово

Не так давно на почту музея по обратной связи сайта пришло письмо. На русском языке, но заметно было в этом тексте нечто чужеродное. Нет, не в построении фраз (кстати, мы получаем письма из-за рубежа, иногда от потомков бывших соотечественников, даже не говорящих сегодня по-русски), но в самом выборе лексики: «уважаемые господа», «прошу представить».

Конечно, фамилия Райхерт, несмотря на русское имя Галина, многое проясняет и извиняет, мы понимаем, что, возможно, наш корреспондент родом из бывшей ГДР, а может, и из русских немцев, эмигрировавших после девяностых из России на историческую родину. И все же. Несмотря на третье десятилетие двадцать первого века, мы по-прежнему с радостью откликаемся и помогаем всем, кто искренне просит нас о помощи, без высокомерия и претензий.

Но это письмо затронуло имя и фамилию человека, позволившие, особенно в наше время, обратиться к таким непростым понятиям как: предательство и героизм, жертвенность и антифашизм, Родина и человечность.

В день пятнадцатилетия учреждения Дня Героев Отечества, несмотря (а может, и благодаря) на официальный статут праздника (а это — дань памяти героическим предкам и ныне живущим Героям Советского Союза, России и полным кавалерам ордена Славы и ордена Святого Георгия), мы вспомнили наших Героев-черемховцев и попытались разобраться в объективных и субъективных причинах идентичности личности во время великих противостояний и столкновений.
Сегодня и вчера — во время Великой Отечественной войны.

Сегодня мы гордимся подвигом россиянина, дважды вернувшего сброшенные в окоп гранаты на вражескую сторону.

Но много ли людей, кроме нас, черемховцев, знают о подвиге Григория Сгибнева, уроженца села Нижняя Иреть в Черемховском районе? А он вернул в течение одного боя, длившегося шесть суток, ДЕВЯТЬ гранат противнику.

Разве это не имеет актуальность и сегодня?

Есть в истории Бессмертного полка нашего города страницы одновременных чувств гордости и горечи при звучании имен черемховцев, ставших таковыми не по своей воле уже после войны, воевавших против фашизма в Италии, Египте и Польше, имевших английские и польские ордена:

Охримчук Василий Прокопьевич,
Романчук Тимофей Филимонович,
Косик Владимир Миронович.

А разве имеет значение национальность, если речь идет о борьбе с нацизмом?

Разве это не имеет актуальность и сегодня?

Вернемся к письму в музей, респондент пишет: «прошу представить сведения о Гансе Кулясе».

Ну что же, нам знакомо это имя. И похоже, не только нам.

На сайте Российской газеты в рамках специального проекта «Русское оружие» в статье о партизанском параде 1944 года говорится об уникальной партизанской машине, обретенной отрядом им. Калинина благодаря перебежчику, немцу-антифашисту Гансу Кулясу.

Среди партизанской техники выделялась уникальная машина ЗИС-21. Этот газогенераторный автомобиль, способный работать на дровах, сошел с конвейера в 1941 году и под Вязьмой был захвачен немцами. В Белоруссии немцы определили на «дровяную» машину местного водителя, за которым присматривал немецкий солдат Ганс Куляс. Однако шофер сагитировал надсмотрщика, и они на машине уехали к партизанам. Кстати, после войны немецкий перебежчик отказался возвращаться в Германию и, женившись на русской девушке-партизанке, уехал в Сибирь.
Партизанская машина ЗИС 21
Партизанская газогенераторная машина ЗИС 21 на параде

На сайте Могилевской областной библиотеки им. Ленина опубликованы воспоминания Михаила Николаевича Лошнеца — юного партизана отряда имени Калинина, члена президиума городского Совета ветеранов г. Могилева.

Бывший юный партизан МИхаил Николаевич Лошнец
Бывший юный партизан
Михаил Николаевич Лошнец

Он вспоминает

– Немец-антифашист Ганс Куляс на автомашине из Минского аэродрома вывез группу военнопленных. Потом на этой автомашине была оборудована мельница, на которой партизаны мололи зерно, и у нас была своя мука.

16 июля 1944 в Минске состоялся самый необычный парад. С гордостью прошли по бывшему ипподрому все партизанские соединения, в строю была представлена и партизанская техника, в том числе, и знаменитый ЗИС-21, работавший на дровах (а уж в лесу-то такого топлива было предостаточно).

Pages: 1 2

Перейти к содержимому