Люди и судьбы

У истоков черемховского образования

Как приблизить то, что ушло больше века назад? Возможно ли это да и нужно ли? Вопрос, в общем, праздный, и любого, как и меня, возмутивший. Бы. Если бы задан был случайно, походя, навязчиво. Но мы же предполагаем наличие хоть слабого, изначального, но — интереса, — к истории города или к истории в целом. По большому счету, смотря как относиться к истории, стоит осознать и свыкнуться с мыслью о том, что все, что мы делали день назад, даже час —  уже история, пусть только своей жизни. А если попытаться взглянуть (пусть по собственной траектории) назад, во время —  за что ухватиться внутреннему взгляду? Наверное, за то, что близко, знакомо: вот мама, друзья, любимые игрушки, дом… А дальше? Как продвигаться в историческом путешествии вглубь, если не за что зацепиться? Вот тут и помогают особые приметы: яркие вспышки человеческих судеб и событий. Причем цепляет именно личное участие. Чаще всего, отсчет идет от чего-то материального: фотографии, документа, предмета. У нас в музее подобной роскоши достаточно. Иногда, наоборот, узнаешь о человеке достаточно много, читаешь его книги, статьи, видишь его рисунки, целенаправлено начинаешь искать любое упоминание о нем, но не знаешь, как он выглядел. И вдруг случайно на одной из старых фотографий видишь на обороте подпись: Требуховский Петр Францевич… Ну вот, почти раскрыла секрет одной из будущих статей. Что ж, воспримем как анонс.

Бывает и по-другому. Знаешь человека лично, и вдруг выясняется, что ниточка к прошлому — он сам, его кровь, родственные связи, и доказательства на месте: старинный фотоальбом, история целой школы…

В прошлом году старейшая школа нашего города — № 3 — отмечала вековой юбилей. А нынче ей 101 год — чем не дата? И выпуск телепередачи «История одной фотографии», вышедший десять лет назад, по сути, только начинает наше исследование истоков черемховского образования. А уходя к началу прошлого века, мы сталкиваемся с глыбами человеческих личностей: Яхонтовым, Щелкуновым, Вацке, Пейтелем… Великими и ужасными событиями общественных переломов: революцией, гражданской войной; зарождением новых общественных движений: пионерией, комсомолом… Разговор об этом —  впереди, следите за публикациями на сайте.

А сегодня мы начинаем разговор о людях, напрямую оказавших влияние на формирование личности и мировоззрения не одной сотни черемховцев. Разговор пойдет об учителе с европейским образованием, волею судьбы оказавшимся в Черемхово, — Антоне Федоровиче Кутас.


Перейти к содержимому