Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

У истоков черемховского образования

Как приблизить то, что ушло больше века назад? Возможно ли это да и нужно ли? Вопрос, в общем, праздный, и любого, как и меня, возмутивший. Бы. Если бы задан был случайно, походя, навязчиво. Но мы же предполагаем наличие хоть слабого, изначального, но - интереса, - к истории города или к истории в целом. По большому счету, смотря как относиться к истории, стоит осознать и свыкнуться с мыслью о том, что все, что мы делали день назад, даже час -  уже история, пусть только своей жизни. А если попытаться взглянуть (пусть по собственной траектории) назад, во время -  за что ухватиться внутреннему взгляду? Наверное, за то, что близко, знакомо: вот мама, друзья, любимые игрушки, дом... А дальше? Как продвигаться в историческом путешествии вглубь, если не за что зацепиться? Вот тут и помогают особые приметы: яркие вспышки человеческих судеб и событий. Причем цепляет именно личное участие. Чаще всего, отсчет идет от чего-то материального: фотографии, документа, предмета. У нас в музее подобной роскоши достаточно. Иногда, наоборот, узнаешь о человеке достаточно много, читаешь его книги, статьи, видишь его рисунки, целенаправлено начинаешь искать любое упоминание о нем, но не знаешь, как он выглядел. И вдруг случайно на одной из старых фотографий видишь на обороте подпись: Требуховский Петр Францевич... Ну вот, почти раскрыла секрет одной из будущих статей. Что ж, воспримем как анонс.

Бывает и по-другому. Знаешь человека лично, и вдруг выясняется, что ниточка к прошлому - он сам, его кровь, родственные связи, и доказательства на месте: старинный фотоальбом, история целой школы...
В прошлом году старейшая школа нашего города - № 3 - отмечала вековой юбилей. А нынче ей 101 год - чем не дата? И выпуск телепередачи "История одной фотографии", вышедший десять лет назад, по сути, только начинает наше исследование истоков черемховского образования. А уходя к началу прошлого века, мы сталкиваемся с глыбами человеческих личностей: Яхонтовым, Щелкуновым, Вацке, Пейтелем... Великими и ужасными событиями общественных переломов: революцией, гражданской войной; зарождением новых общественных движений: пионерией, комсомолом... Разговор об этом -  впереди, следите за публикациями на сайте.

А сегодня мы начинаем разговор о людях, напрямую оказавших влияние на формирование личности и мировоззрения не одной сотни черемховцев. Разговор пойдет об учителе с европейским образованием, волею судьбы оказавшимся в Черемхово, - Антоне Федоровиче Кутас.

Захочется кому-то обсудить или продолжить разговор - добро пожаловать на форум.

Елена Леонидовна, спасибо за видео.  Будем с нетерпением ждать новые публикации о наших замечательных земляках

Ой, Лена... Это же готовые уже видео. А новые давайте делать вместе. А что: проект "Медиацентр" выиграли - вперед реализовывать)

Кстати, поправка к сообщению Лидии Андреевны Старуновой (Кутас), внучки Антона Федоровича. Выяснилось, что он закончил не Минский университет -  его просто в то время не существовало, а вот в списке из 13 выпускников последнего по счету, но первого в 20 веке выпуска Виленского учительского института значился Антон Кутас, учитель Люцинского уездного училища. Мне стало интересно, а какие истории связаны с Вильно и Люцином? Результаты поисков превзошли все ожидания: Антон Кутас, белорус (мать его была крепостной, освобождена после реформы 1861 г.), мало того, что закончил ВУЗ в городе, ставшим затем столицей Литвы, - после распределения попал в город Люцин, уникальный по своей истории. Известный уже в 12 веке, он в течение своей почти тысячелетней истории поменял не раз вероисповедание (православие, католичество, униатство, снова католичество) и принадлежность: Россия, Польша, теперь - Латвия. Город в составе Витебской губернии (а мы знаем, что именно там было больше всего евреев), он был, что называется, местячковым - евреев было больше половины населения. Во время Второй мировой войны страшные события Холокоста напрямую коснулись жителей Лудзы (бывший Люцин), и теперь, когда город стал латвийским, еврейское население в нем не числится.
Вот так: белорус - Литва - Россия - Латвия - учил еврейских детей, а оказался в Сибири, в Иркутске. Здесь, кроме работы у гимназии, Кутас Антон Федорович участвовал в качестве лектора в работе Иркутских Общественных курсов для взрослых, несколько лет он преподавал взрослым иркутянам географию.

Перейти к содержимому