Люди и судьбы

Легенда: Петр Францевич Требуховский

Больше года, практически с самой первой нашей осознанной выставки по истории Черемховского драматического театра в октябре 2019 года, мы мечтали рассказать об этом человеке. Но каждый раз нас останавливало — не поверите! — какое-то новое возникновение его имени в связи с очередными исследованиями и выставочными проектами.

Впервые мы стали, причем массово, встречать это имя при работе с материалами театра. Требуховский — главный художник, Требуховский — автор сценографии, Требуховский — автор трехтомного машинописного сборника на папиросной бумаге по истории тетра в Черемхово.

Да что же это такое? Кто это и как он выглядел? Стали расспрашивать старожилов театра, и выяснилось, что оказывается, эту фамилию носил не один человек: художником в театре работали в разное время и отец, и сын Требуховские.
Но больше, чем тщательная подборка критических статей, нас впечатлила описанная Петром Францевичем Требуховским картина народной театральной массовой культуры. И ведь как подробно и достоверно, с научной фиксацией (и этнографа, и фольклориста) описывались гуляния в трактовом селе Черемховском на Масленицу и Рождество!

Следующая наша выставка в феврале 2020 года — посвященная столетию черемховского комсомола, и вновь — Петр Францевич Требуховский, правда, здесь он показался нам совсем иным: идейным борцом за правду, одним из первых комсомольцев Черембасса.

П.Ф. Требуховский с комсомольцами 1920-х годов
в пятидесятилетие революции, 1967 г.

В марте того же 2020-го мы представляли черемховцам культуру и этнику соседнего бурятского народа на выставке «Народ степей». И вот, готовимся к открытию, погружаемся в материал, и вдруг — ничего себе! — Требуховский Петр Францевич. И культура булагатов, и свадебная обрядность, и многое другое, просто не доступное в открытом доступе по причине ограниченного доступа онлайн: редкий фонд, единственный экземпляр с автографом автора. Однако. Вот это широта интересов!

Мы предоставляем возможность нашим читателям ознакомиться с самой этой книгой, ставшей библиографической редкостью сразу после издания сто лет назад.

Дальше — больше. Прошедший год в истории Черемхово был богат на столетние юбилеи. И вот — выставка к столетию газеты «Черемховский рабочий». Изучаем старые довоенные номера, и снова — Петр Требуховский: награда, выставка, старейшина черемховских краеведов, инициатор создания краеведческого музея по истории Черемхово… Нет, правда, такая широта познаний и профессионального вклада просто вот подбивает к сравнению… с кем? А вот не догадаетесь. Нет, масштаб, конечно, иной, но всеохватность в пределах одного города и всего Приангарья… А сравнить так и тянет с Леонардо да Винчи. Вот так вот. Потому как все, что мы уже перечислили об этом человеке — далеко не все.

А что еще? Сейчас, по порядку. Следующая выставка по истории черемховского просвещения, и снова — имя Требуховского. Здесь он выступает как один из основателей черемховского педагогического, тогда еще — техникума, ныне — колледжа. А точнее — инициатор и руководитель живописного педагогического отделения. Вот так вот, у нас в городе готовили своих художников. А оказывается, все просто: Петр Францевич — один из любимых учеников легендарного основателя Иркутского Художественного училища Ивана Лавровича Копылова. Вот теперь становится понятно, почему в нашем городе, подобно областному Иркутску, располагался Художественный Фонд Союза художников СССР.

Уже в 2021 году, при некотором послаблении режима ограничений, проводим первую научно-практическую конференцию в музее в рамках учрежденных ныне же Черемховских краеведческих чтений. Были представлены работы краеведов из Черемхово и Иркутска, посвященные Петру Карповичу Щелкунову. Ну, и как следовало ожидать, — Требуховский! Нет, это уже даже не смешно. Это потрясающе. По сути, случилось открытие: были представлены два неизвестных фото Петра Францевича начала двадцатого века и его автограф. А оказалось, все просто. Требуховский одно время успел поработать приказчиком в Торговом Доме Щелкунова и Метелёва, там и подружился еще с одной уникальной личностью — Николаем Викентьевичем Ломуновым. Оба увлекались фотографией, потому нас не удивило, что дошедшие до нас фотографии улицы Большой села Черемхово начала двадцатого века сделаны Требуховским (а мы и не надеялись установить когда-нибудь их авторство).

Но и это, как вы понимаете, не все. Готовим нынче выставку «Одна на всех Победа!» и вновь — знакомое имя. В витрине — брошюра выставочного каталога «Первая выставка художников Черембасса», датированная июлем 1941 года и подписанная знакомым нам именем: Требуховский П.Ф.

Ну и, конечно, ценнейшее наследие оставил нам Петр Францевич как создатель краеведческого музея в далеком 1941 году. Впрочем, об этом будет отдельный разговор. А пока — уникальный рисунок казачьего барака Баданового зимовья 17 века и удивление от еще одной находки: фотографии свадебного рушника начала двадцатых годов прошлого века (ей уже сто лет), сделанная Требуховским в этнографической экспедиции по изучению быта русских старожильческих поселений Балаганского уезда. Хранится это фото в областном архиве, а мы надеемся на новые открытия уже этнографической деятельности Петра Францевича Требуховского.

Тем более, еще в одной любимой нами книге Вадима Александровича Инешина о черемховских художниках Петр Францевич жаловался автору, что «все полки забиты этнографическими рисунками и фотографиями, а девать их некуда — ни музея нет в городе, ни выставочного зала…». Ну вот, теперь и музей есть, а где эти фото и рисунки? Где архивы Требуховского? Прошло почти два года как мы задали себе этот вопрос, но заветные материалы так и не актуализировались, зато регулярно стала открываться завеса самой личности удивительного человека, оставившего заметный след в истории краеведения и этнографии Прибайкалья. Ну и, конечно, нашего города.

И это особенно актуально сегодня, в День этнографа в России. Еще бы, ведь одна из наших настольных книг — «Провинциальная наука: Этнография в Иркутске в 1920-ые годы» — включает единственную работу в рубрике «Народное искусство». Как вы уже, наверное, догадались, это — Требуховский П.Ф. и его описание практических исследований «Детский рисунок туземных народов Сибири».

И еще. Есть в судьбе Петра Францевича Требуховского еще и сходство с Валентином Григорьевичем Распутиным: оба они родом из старинных русских поселений на Ангаре, попавших под затопление после строительства Братской ГЭС. Требуховский родился в селе Шивера, основанном русскими казаками-первопроходцами в 17 веке, Распутин — в Аталанке. Оба искренне любили свою Малую родину, и всю жизнь посвятили творчеству во имя этой любви. Мы подозреваем, что фамилия Требуховский — не совсем стандартная для Сибири и предполагаем, что следующая страница изучения жизни и творчества Петра Францевича может привести нас к отдельной истории ссылки польского дворянства в Иркутскую губернию.

Нам очень хочется быть достойными продолжателями дела замечательного подвижника, и мы надеемся, что когда-нибудь наш музей истории города Черемхово будет носить имя Петра Францевича Требуховского.


Skip to content