img e6551
Проекты музея

Самовар-3

Завершился цикл интернациональных встреч в городском Центре национальных культур «Самовар». 10 июня состоялась третья, последняя встреча «Самовара» в рамках реализации проекта общественного движения «Мельница» и музея истории города Черемхово «Земля — одна!», победителя конкурса 2022-1 Фонда Президентских Грантов.

Особенность всех трех наших встреч: каждая из них проходила в разных местах, но обязательно тесно связанных с национальными культурами: в Доме-музее Александра Вампилова в Кутулике на Аларской земле, в библиотеке имени Александра Вампилова в Черемхово и вот, наконец, в самом музее — инициаторе и авторе проекта «Земля — одна!», посвященном дружбе и культурному взаимообмену двух основных народов Прибайкалья: русского и бурятского.

С самого утра музей ждал гостей: самовары с баранками, печеные пирожки с картошкой и капустой, открытые круглые пироги с брусникой, символы проекта — русская и бурятская куклы, а самое главное — хозяйка встречи у самовара — русская сибирская красавица, — все замерло в ожидании гостей.

Наконец, гости прибыли: руководитель Центра национальных культур, специалист администрации г. Черемхово по работе с общественными объединениями, председатель Совета ветеранов культуры, председатель белорусского сообщества, старейшины татаро-башкирского национального Центра «Туган-Тел», представители таджикского землячества, краеведы и активисты музейного клуба «Легенды и мифы Черемхово».

img e659

Директор музея и руководитель проекта «Земля — одна!» Елена Алексеевна Горбунова представила гостям суть проекта и пригласила к знакомству с культурой основных народов Прибайкалья — русского и бурятского.

pjfme7049

Сначала все посмотрели совместный фильм музея и Территориальной студии телевидения о начале черемховской истории, начавшейся еще в семнадцатом веке с установления контактов с местными бурятскими родами. Ведь Баданово зимовье, поставленное казаками в Черемуховой пади возле реки под горой, располагалось в местах, обозначенных в Атласе Семена Ремизова (1701 г.) как «брацки ясашны места».

После просмотра фильма уже заинтересованные участники встречи смогли познакомиться с культурой братских народов, представленной в сравнительном исследовании зав. научно-исследовательским отделом музея Еленой Леонидовной Комаровой.

Русские буряты Культура.001

Несмотря на то что русские и буряты кажутся очень разными народами, все же, как можно убедиться, исторически они имеют достаточно много общих параметров. Ну, например, живут на одной планете — солнце, ветер, вода, трава — всё одно и то же. Правда, географические условия: лес и его отсутствие — наложили отпечаток и на особенности жизненного уклада.

Однако и славяне, и степняки всегда зависели от сил природы, на которые обычный человек повлиять не может. Но, осознавая свое бессилие, люди пытались заручиться поддержкой высших сил с помощью посредников — тех, кого боги (духи) слышали: шаманов у бурят, волхвов у славян.

И, конечно, пытались осмыслить свое место в общей системе мироздания. С помощью образной модели мирового дерева, существующего у многих народов, что подтверждает единый знаменатель общечеловечской культуры.

Эта вертикаль древа, имеющего три горизонтальных членения, нашла отражение в обустройстве жизненного уклада: и степняки, и славяне стремились жить в мире и гармонии, выстраивая свою собственную систему мироздания, поставив избу или ритуальный столб сэргэ.

Внешне такие разные (а это зависело и от наличия строительного материала, и от системы философских взглядов на мир), традиционные жилища имели принципиальные отличия (есть углы и нет углов) и схожесть. Например, деление жилища на мужскую и женскую части (и это тоже, кстати, свойственно многим культурам народов мира), и введение огня под кров. Конечно, он мог быть закрытым (как в русской печи) или свободным (как очаг в юрте), быть в центре жилища или сбоку, но местоположение не меняло сути: главным в жилище, а значит, и в жизни, был огонь. Может, поэтому буряты даже обожествляли его: существовали правила, которые никто не смел нарушить: не лить в огонь воду, не тыкать в него острым предметом (а то вдруг в глаз ткнешь — дух огня может и обидеться!), не оскорблять божество мусором или грязью.

Отдельный интерес вызывает стройная система отсчета времени, выстроенная в каждой маленькой вселенной (будь то русская изба или бурятская юрта) через взаимодействие с солнечным светом. И здесь тоже есть и сходства, и различия. Ведь, следя за продвижением солнца по небосклону, человек мог определить время, в бурятском варианте это — своеобразным круглый циферблат верхнего (и единственного) окна-тооно в юрте. Точно так же по солнцу время определялось и в русской избе, правда, солнце здесь заглядывало в дом горизонтально, освещая по очереди все окна в стенах дома.

Но, пожалуй, основное отличие в культуре русского и бурятского народов состоит в осмыслении национальной одежды. Несмотря на общее наличие как в мужском, так и женском варианте основы — рубахи, верхняя, не нательная часть, существенно разнится. У славян женщины и мужчины сразу отличались даже по силуэту, у степняков-бурят — нет. Однако функции одежды сохранялись одни и те же: функциональность и защита, даже сакральная, что выражалось целым комплексом защитных обережных символов: в украшениях, вышивке, отдельно изготовленных деталях (пояс, подвесы, амулеты).

Русские буряты Культура.014

Поскольку русская культура — земледельческая, в основе кухни — мука, отсюда и блины, и пироги, да и просто хлеб в форме каравая. Вообще, рацион довольно разнообразный, что, опять же, определяется особенностями географического расположения: дикоросы, рыба, дичь, молочные продукты, овощи. Чего не скажешь о кухне степного бурятского народа: это, в основном, продукты животноводства: мясо и молочная пища.

Русские буряты Культура.015

Коллективное ритмическое взаимодействие, конечно, восходит к ритуальному, т.е., священному, танцу. И не случайна его форма, общая у многих народов: круг. Что вполне понятно, ведь движение по кругу символизирует движение солнца по небосклону, а значит — не остановимость жизненного цикла.

Русские буряты Культура.016

Ну и, наконец, одна из основ нематериальной культуры — предания, предающиеся от поколения к поколению. Улигеры — сказания героико-исторического эпоса бурят — духовный стержень народной культуры. Так же, как и рассказы о былом — то есть, былины о богатырях земли русской.

И не случайно звуковое и смысловое совпадение в именовании главного героя обоих народов: бог-а-тыр-ь и бог (баг)-а-тур.

Русские буряты Культура.017

В общем, совпадения и различия в культуре русского и бурятского народов налицо.

Об этом, удивляясь и принимая как должное, беседовали за столом у самовара с чаем и пирогами представители самых разных национальностей Черемхово, как в зеркале, отражая единую мозаику живущих рядом народностей Прибайкалья, обогащая друг друга знаниями и дружеским взаимодействием.

mclde4328

А как иначе: ведь «Земля — одна!»


Skip to content