От идеи до проекта
За полгода существования нашего музея как самостоятельного юридического лица мы разработали и реализовали ряд проектов, некоторые из них участвовали в конкурсах и даже стали победителями. Вот о проектах-победителях мы будем рассказывать в новой рубрике сайта музея: проектная деятельность.
Хотелось бы помочь жителям нашего весьма отдаленного города Черемхово изменить представление о музее как скучном и нудном месте, где менторским назидательным тоном отталкивают от восприятия того, что очень ценно в формировании ценностей.
Мы хотим сделать историю Малой родины, Байкала и, в целом, России настолько привлекательной, чтобы прорыв был не только техническим, но и информационным.
Мы хотим иметь возможность представления в нашем выставочном зале (и, конечно, в зале постоянной экспозиции) самых разнообразных коллекций, в том числе и виртуальных. Естественно, и способы такого представления должны быть, как минимум, современными, а где-то даже и опережающими наши возможности.
В каком направлении нам следует двигаться, ЧТО мы представим нашим посетителям? Проанализировав актуальные вызовы и запросы заказчиков музейных услуг, мы сделали вывод: поскольку мы — музей истории определенного места на карте России — города Черемхово, — то и направленность нашей деятельности, в первую очередь, должна касаться истории города, событий и людей, с ним связанных. А вот дальше на вопрос ЧТО? мы уже отвечаем сами. У нас очень много таких ответов, которые, как правило, становятся идеями наших проектов.
Но прежде всего, следует определиться, что мы имеем в виду, говоря о проектной деятельности нашего музея. Исходя из общего определения проекта как достижения цели — конечного продукта — в ходе реализации плана осуществления определенной деятельности по его созданию, — мы говорим о долгосрочных и краткосрочных, малобюджетных и затратных проектах.
Участвуем в масштабных муниципальных проектах от идеи, проектирования и реализации Первого брендового фестиваля Черемхово, связанного с его названием и историей.
Так, ставя целью фиксацию и сохранение в музее для будущих поколений черемховцев возможности напрямую представить творчество местных авторов, мы запустили видео проект «Авторским голосом», в котором наши поэты и прозаики читают свои произведения, обращаясь к потомкам и представляя позицию своего поколения. Этот наш проект для нас, кроме временных затрат на съемку и обработку материалов, практически ничего не стоит. Но мы используем в ходе его реализации оборудование, полученное нами по результатам одного из выигранных нами грантовых конкурсов.
Итак, следующее направление: участие в конкурсах грантодателей, которые предоставляют лучшим, т.е., выигравшим, проектам денежные средства для их реализации.
Есть такая известная у русских поговорка: хочешь рассмешить Бога — расскажи о своих планах. Поэтому планы (а у нас в запасе есть уже как минимум два разработанных и три проекта в стадии доработки) наши мы пока озвучивать не будем, но поделимся уже готовыми результатами, поскольку опять же выполняем запрос: как это так получилось, что за полгода ваши проекты выиграли уже в трех грантовых конкурсах?
А может, все дело в том, что сама суть нашей деятельности — в необходимости постоянного осуществления проектной деятельности? Нам необходимо постоянно привлекать посетителей, быть для них интересными, т.е. представлять каждый месяц новые экспозиции. Но ведь выставки, которые проходят в выставочном зале, по сути, являются творческими музейными проектами. На днях открывается новая, пятая выставка. Значит, реализация выставочных проектов стала для нас уже не только необходимостью, но и потребностью. Ведь так мы, меняя тематику и ее представление, говорим об истории города в истории нашей страны, а это и есть одна из основных целей нашего музея.