10d02e41 7e85 432c be1b 1b0f9685972c (1)
Проекты музея

Кукольная проекция крестьянской жизни

Обережные куклы

Соломенные и травяные куклы

Интересные свидетельства о существовании соломенных кукол разной направленности мы получили в Голумети и Бельске. Если Галина Ильинична Белобородова говорит о соломенных куклах, использовавшихся в обрядовой практике (сами делали этих кукол, и наряжали в платки, и сами наряжались):

img 0285 — копия
Белобородова Галина Ильнична

– А с сена? Из соломы делали кукол?
– С сена делали, делали.
– А как?
– Ну, чё там, солома – перегнуть вот так (показывает), тут вот затянуть, а тут те поясок.
– А ее одевали как-то, эту куклу, потом? Одежду какую-то делали?
– Если что-то есть, то надевали. Одевали платки, то-сё, и сами наряжались.

то голуметская жительница Алефтина Геннадьевна Волошина вспоминает о том, что таких кукол делал только бабушка, и их нельзя было трогать. То есть, они были не игровыми. А поскольку выполняли обережную функцию, трогать их было нельзя.

— Куклы-оберЕги я видела у бабушки Анисьи. Но они не тканевые были, из соломы связанные. Руки, платье. Я один раз схватила, бабушка пригрозила и сказала: трогать их нельзя. А сама пошла, быстренько-быстренько мне из соломы накрутила подобную.
— А для кукол еще мебель из колючек делали. Пойдем, соберем и мастерили потом. С камышей делали перину, одеяла.

img 8620
Интервью с Алефтиной Геннадьевной Волошиной

Эта же традиция изготовления обережной куклы, передаваясь от старших младшим, сохранилась в Голумети и сегодня, чему убедились мы сами, прибыв для интервью в семью знаменитых жителей села — Иннокентия Семеновича и Любови Николаевны Пшеничниковых. Случайно в комнату зашла гостившая правнучка — ныне юная жительница Иркутска. В руках она держала куклу, довольно большую, как раз длиной с локоть взрослого человека. Нас эта кукла привлекла обережным крестом на груди, который выполняется только при изготовлении обережных кукол. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что основа ее — солома, а одеяние — «мамина старая рубашка». Вот это да!

Расспрашиваем девочку:

— А кто тебе сделал эту куклу?
— Сама.
— А кто научил?
— Мама.
— А почему у нее не нарисовано личико?
— Ей не надо. Она и так помогает.

Ну что, значит, традиция живет, и это один из самых главных выводов, сделанных нами в ходе изучения возможностей восстановления сибирской народной куклы нашей, черемховской традиции.

Правда, нам так и не довелось самим увидеть или записать от носителей традицию изготовления обережной тканевой куклы. И тут нам снова повезло. К нам в музей пришла Людмила Гарьевна — художник, народный мастер, много лет изучающая народную куклу в Восточной Сибири. Мало того, она еще и мастер-классы по изготовлению оберегов не один десяток лет проводила.

Фирстова Людмила Гарьевна
Фирстова Людмила Гарьевна

Так вот, Людмила Гарьевна рассказала нам о том, что настоящую обереговую куклу не делали напоказ, для ее изготовления обязательно использовалась ткань с энергетическим зарядом того человека, кто делал или кому делали. И, как правило, кукла такая сразу же убиралась с глаз долой в укромный угол, желательно за печку. Делались такие обереги для помощи к каком-то определенном деле, например, при родах, покупке чего-то большого, строении дома… А когда кукла выполняла порученное, дело успешно завершалось, уже сработавший оберег уничтожался.

Вот так, изучая имеющееся наследие, общаясь с носителями и мастерами народной культуры, мы получили основание для восстановления настоящей сибирской народной куклы. И уже после провели ряд мастер-классов по изготовлению «не интернетной» народной обереговой куклы для разных возрастных категорий: молодежи, пенсионеров и школьников.

Pages: 1 2 3 4

Перейти к содержимому