Форсайт-клуб «Корни»
Люди, далекие от воспитания и формирования традиционного ценностного ряда, иногда почему-то считают, что патриот — тот, кто громко кричит о любви к России, в целом. Иногда — уехав в столицу и забыв (по крайней мере, сделав вид, что никакого отношения к провинции не имеет), откуда его корни. А зачем? Такие люди оправдываются развалом деревни, обнищанием и умиранием малых городов, в общем, ставя знак равенства между собой и предательством Малой родины. А некоторые, вынужденно обретаясь там где родились, стыдятся этой своей принадлежности. Практически, это то же самое, что отказаться от мамы или от бабушки, ну например, потому что они не гламурные и плохо выглядят.
По сути, это еще один ракурс большой и глубокой темы под именем
«Быть или казаться?»
А если — нет? Если ты уверен, что искренне любишь родовые места, — ты патриот?
Пожалуй, одного такого ощущения маловато, но с этого начинается все. Ребенок рождается (в основном) в окружении любви, и это чувство нужности и причастности к своей семье и роду сопровождает человека все жизнь. С местом, где появился на свет, где живет (иногда на протяжении длительного времени) родня, неразрывно связано чувство дома, защищенности и уверенности в жизни. Дом, родная улица, школа, первые чувства, друзья, — все это — одна-единственная точка на карте — твоя Малая родина.
Понятно, что и воспитание патриотизма, как любви к Отечеству, начинается с формирования ценностного отношения к Малой родине, и, соответственно, изучения истории родного города, воспитания чувства гордости и стремления беречь и помогать его развитию.
А как известно, все мы родом из детства. Что посеешь, то и пожнешь.
Эта аксиома — общая как для просвещения, так и для культуры. И, конечно, музей — неважно, школьный или городской — играет центральную роль в формировании интереса к истории Малой родины.
Согласно Методическим рекомендациям по реализации Межведомственного социо-культурного проекта Министерств культуры и просвещения РФ «Культура для школьников» от 23.12.2020, приобщение школьников к культурному наследию России, в том числе, изучению краеведения, напрямую зависит от развития новых форматов межведомственного взаимодействия с целью объединения усилий и возможностей.
Все это определило необходимость поиска такой формы музейного просвещения (вклад культуры) как обучение любви к Малой родине в новом, деятельностном формате одного из направлений движения Российского Движения Школьников (вклад образования): «Гражданская активность».
РДШ
Краеведение, школьные музеи – это проекты развития школьных музеев России, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины.
Это участие в управлении школьным музеем, разработка и реализация школьниками своих творческих, исследовательских, этнокультурных, выставочных и экскурсионных проектов.
Это присоединение к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», с возможностью пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины.
Музей истории города Черемхово, с целью достижения максимальных результатов в реализации Программы «Культура школьника», предложил объединиться всем руководителям краеведческого движения города, независимо от ведомственной принадлежности.
Такое объединение мы представили в форме форсайт-клуба «Корни» под девизом:
«Прошлое+настоящее=музей».
Foresight — взгляд в будущее (с англ.)
Это технология взаимодействия, посредством которой, с целью формирования позитивного будущего, ведется обсуждение предполагаемых изменений путем консолидации усилий всех участников процесса в выбранном сегменте, выделения явлений и процессов, которые в будущем станут доминантными.
Первая стартовая встреча клуба «Корни», на которую прибыли руководители школьных музейных формирований во главе с начальником управления образования администрации г. Черемхово Еленой Александровной Вакула, состоялась в нашем музее 3 декабря. Ее открыла директор музея Елена Алексеевна Горбунова, определив стратегию взаимодействия школьных и музейных педагогов в рамках межведомственного проекта «Культура школьника»:
- музейные ресурсы для использования проектных технологий в образовательной практике;
- музейная педагогика и статусность школьного музея;
- участие музейных формирований во Всероссийском проекте РДШ «Школьный музей»;
- поисковая краеведческая деятельность школьников по истории своего микрорайона к 150-летию краеведения в России и 105-летию города Черемхово;
- обсуждение совместного плана поисково-краеведческой работы школьных музеев и городского музея в 2001-2022 г. г.
Конечно, основная цель взаимодействия — активизировать интерес школьников к истории Черемхово, при этом каждое музейное формирование локализует краеведческий поиск изучением истории того микрорайона и его исторического развития, где располагается школа:
- школа № 1 — район Площади (историческое название — поселок Андреевский);
- школа № 3 — район улиц Первомайская (исторические названия — Трактовая, Большая) и Марата (бывшая Булайская, Вшивая горка);
- школа № 4 — история Шадринки (репрессии, шахты и инфраструктура Рассушина, шадринский театр);
- школа № 5 — история Храмцовки;
- школа № 6 — история Касьяновки;
- школа № 8 — история села Черемховского;
- школа № 9 — история Заводского поселка (шахты и инфраструктура Щелкунова);
- школа № 15 — история поселка ЦЕС и ЦЭММ;
- школа № 16 — история поселка Колония (в районе бывшей шахты № 5) и улицы Маяковского;
- школа № 22 — история поселка Колония и улицы Шевченко;
- школа № 23 — история царской ссылки и православия в Черемхово;
- школа № 30 — история Гришево;
- школа № 32 — история района ул. Плеханова (ранее — улиц Шомбинских и Красной звезды);
- лицей г. Черемхово — трактовая история Черемхово;
- ДДЮ — история улицы Декабрьских событий (бывшая Каменская).
Конечно, с учетом не изученности большинства тем, городской музей будет оказывать школьным коллегам разнообразную помощь в сопровождении краеведческих проектов: консультационно-методическую, фондовую, информационную.
Мы уверены, что, объединив усилия музеев, учителей истории, школьников и их родителей, достигнем многого: к юбилею Черемхово будут совершены краеведческие открытия, собраны новые артефакты истории города, обозначены новые имена и события, создана историческая карта Малой родины. И все результаты такой объемной, если не сказать — грандиозной — работы будут представлены на тематической выставке к 105-летию города.
А главное, у многих взрослых и детей пробудится интерес к нашей общей памяти и ее корням: семьям, событиям, датам в жизни Малой родины и ее месту в истории России.