Кукольная проекция крестьянской жизни
для нас имело смысл поинтересоваться у коллег Тулунского музея:
А НЕТ ЛИ У НИХ ОБРАЗЦОВ СИБИРСКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ, СОБРАННЫХ В ЭКСПЕДИЦИЯХ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА ПОД РУКОВОДСТВОМ вИНОГРАДОВА?
Оказалось, есть, да еще какие, да еще сколько!
Все хранящиеся в Тулуне куклы можно разделить на две группы по способу и материалу изготовления. И первая, самая поразительная коллекция — деревянных вырезанных кукол. Из пяти кукол бОльшая часть имеют вырезанные или нарисованные черты лица, значит, это игровые куклы. И лишь одна, первая, больше похожа на идола, имеет четко обозначенную на тулове голову, ноги и первичные женские половые признаки. Этим самым подтверждая существующую глубинную связь с сакральным дохристианским прошлым сакрального обрядового антропоморфного предмета.
Еще две куклы занимают как бы промежуточное место между идолищем безликим и идолом «оживленным» — у него вырезаны черты лица. Правда, непонятно, как такими куклами могли играть дети? Наиболее похожа на самодельную игровую крайняя, одетая в детально оформленный костюм, кукла. У нее мы видим не только тщательно вырезанные (и даже милые) черты лица, но даже (чтобы особенно походить на человека) ресницы и мобильные, отдельно изготовленные и шарнирным способом прикрепленные к туловищу руки и ноги.
Здесь же, в Тулунской коллекции, хранятся обереговые куклы, очень похожие на кукол Иркутского музея и выполненные по общей технологии.
Ну а, вооружившись знаниями о том, какие куклы бытовали в начале прошлого (и, конечно, еще раньше — в девятнадцатом веке), узнав, на что обратить внимание при описании обнаруженных экземпляров, мы отправились на поиски. В экспедиционных поездках по Черемховской земле, к сожалению (и это было предсказуемо) мы не обнаружили старинных оберегов, но узнали от носителей старожильческих традиций много интересного.
Игровые куклы. Скрутка с глазами
– А скажите, когда вы маленькие были, какие игрушки были дома? У детей игрушки были?
– Я так вот не помню, чтобы у нас игрушки каки-то были.
– А сами делали?
– Ну, сами. Кукол из тряпок вот сами и шили.
– Расскажите.
– Ну, каку-нить тряпку возьмешь, ее покрепче завернешь, закатишь, свяжешь да и эти руки привяжешь и головку скатать, ну, тоже или из ваты… да и ваты-то не было – тоже тряпочку какую-нибудь кругленькую. А глаза там, рот карандашом нарисуешь.
– То есть, они были с глазами, да?
– Да.
А в старинном и когда-то очень богатом торговом селе Голуметь мы узнали о частном курьезном случае «оживления» игровой куклы. Девочка пожертвовала своими волосами, чтобы у самодельной подаренной ей куклы тоже была голова, похожая на человеческую.
– А куклы какие в Вашем детстве были? Может, кто-то учил делать?
– Меня никто не учил делать, но мне делали кукол. Моего дяди жена тетя Валя, она шила просто кукол, личико нарисует, я маленькая была, что запомнилось, она кукла, кукла, а волосиков-то нет.
Я помню, у себя волосы отрезала, заплела косу и кукле приделала.
Воспоминания жительницы Бельска помогли убедиться в том, что кукла-скрутка делалась из полотенца, причем, наша респондентка Галина Ильинична Белобородова слово полотенце произносит именно так, как было принято в Ангарской традиции: полотЁнце (в этом же ряду такие слова как: веретЁнце, коноплЁ). Зная, что по Ангаре в изолированных друг от друга деревнях селились первые поселенцы, выходцы с русского Севера (а именно для северорусского диалекта характерно это Ё в существительных среднего рода), можно сделать вывод, что и в Бельске появились в 17-18 веках носители этой же традиции.
– А куклы-то были?
– Были куклы, делали. Куклы из тряпочек.
– Как делали?
– Ну как вот делали? То же полотЁнцо, что-нибудь еще, заматываешь, каку-нибудь мордЯшечку там сверху сделаешь, можно подрисовать (показывает руками), можно платок, что-нибудь еще.