В 2023 году в России четвертый раз отмечается новый национальный праздник — День косоворотки. Действительно, косоворотка, которая является непреходящим символом мужественности и русского духа, имеет большое историко-культурное значение как один из маркеров народной культуры. Это — настоящий символ русской идентичности, связанный с повседневной и праздничной, христианской и языческой, мирной и ратной историей Руси и России, ее главного труженика и воина — русского крестьянина. Существовала целая система посвящения, своеобразной инициации в «мужеское звание», об этом мы уже рассказывали здесь, опираясь на имеющиеся у нас в музее экспонаты: различные варианты косовороток.
Что изменилось с 2021 года, почему сегодня вновь мы решили поговорить о русской косоворотке? В 2022 году, реализуя проект «Истоки русской культуры земли Черемховской», ставший победителем Президентского грантового конкурса культурных инициатив, совершив множество экспедиционных выездов в старинные селения Черемховского района, собрав многовековые семейные истории и подлинные предметы старожильческого населения, мы обнаружили такие огромные не изученные ранее пласты бытования русских народных практик, изучение которых только началось.
Повседневное ношение на выход
Исследуя наследие старинных родов Черемховской земли и составляя поколенные схемы, мы не могли не обратить внимание на фотоматериалы — бесценные свидетельства жизни предков. Тщательно изучая детали кроя, способ ношения, даже определенной моды, мы смогли составить примерный собирательный портрет сибирского крестьянина: крепко стоящего на ногах, умеющего трудиться и жить в непростых условиях приангарской пашни.
В ходе реализации проекта мы создали два комплекта мужской одежды — для парня и мужика, летний и зимний варианты. Они органично вписались в экспозицию итоговой выставки по реализации проекта.
И, конечно, основа каждого комплекта мужской одежды — косоворотка, с обязательным запАхом на левую сторону.
Братья Игумновы, с. БажейВоссозданный комплект летней выходной одежды молодого человека из крестьянской , купеческой или ямщицкой семьиДятловы и Здериглазовы, с. НИжняя ИретьБельковы и Кулешовы, с. БажейВоссозданный комплект зимней одежды взрослого мужчины из крестьянской, купеческой или ямщицкой семьиЧернышев и Щелкуновы, Русский ЗабитуйМассовое использование косовороток мужчинами черемховских старожильческих семей, конец ХIX — начало XX в. в.
На всех этих дореволюционных фотографиях, как мы убедились, столь важный и значимый элемент мужской одежды был обязательным в любом варианте одежды «на выход», и не факт, что, скажем, крестьянин в повседневных, иной раз и грязных, работах надевал подобную нарядную косоворотку, — скорее всего, это могла быть просто посконная рубаха (ее варианты также можно увидеть в предыдущей нашей статье).
Там мы прослеживаем ратную историю русской косоворотки, которая поясняет особенность застежки на левую сторону. Сегодня, когда мы четко придерживаемся гендерных стереотипов: запАх на левую сторону — в женской одежде, на правую — в мужской, и почти спокойно воспринимаем стиль унисекс (худи, футболки и пр.), нам кажется странным: как это — в мужской одежде, и на левую сторону?
А надо знать историю русской народной культуры, в частности, косоворотки, и тогда все вопросы отпадут сами собой. Все просто: косоворотка — это рубаха ратника под кольчугу. Разумеется, с застежкой налево, ведь правая сторона воина была надежно защищена мечом в правой руке. А самое уязвимое место — шея, хоть и прикрывалось щитом, все же имело запАх левостороннего разреза для горловины рубахи.
Военный след
Хотя существует множество вариантов кольчужной рубахи: и с вырезом по центру, и справа, но вот обратите внимание на фотографии уроженцев собственной заимки братьев Невидимовых на службе в царской армии в начале 20 века: здесь отчетливо видна застежка на левую сторону. Пусть и не кольчуга, но ее модифицированный потомок — гимнастерка нижних чинов.
Кстати, здесь же можно рассмотреть офицерский вариант такой гимнастерки: на первом фото старший брат Алексей Алексей Невидимов (сидит) — в гимнастерке с застежкой по центру и без отдельной настрочной планки, тут же налицо более сложный крой и накладные элементы: притачная кокетка с карманными клапанами. Рядом стоит младший брат Михаил Алексеевич, справа на фото в такой же косоворотке-гимнастерке — еще один брат Павел Алексеевич Невидимов.
Братья Алексей и Михаил Невидимовы, 1914 г.Павел Алексеевич Невидимов
И в обоих случаях застежка на левую сторону. С чего бы это? А вот, — историческое наследие экипировки русского воина. Убедительно?
А теперь, на примере полученных музеем фото жителей Черемховской земли, попробуем проследить трансформацию привычного косоворотного стиля мужской одежды.
Косоворотка как знак принадлежности к продлению рода
Рубаха-косоворотка, подпоясанная обережным кушаком, — обязательная часть мужской парадной одежды главы семьи. Об этом нам рассказывают следующие фотографии, датированные примерно одинаково: 1910-1911 годами.
Снимки явно постановочные, оба хозяина крепких крестьянских старожильческих семей сидят уверенно, положив руки на колени, оба в косоворотках. Причем, заметно, что в качестве нарядной одежды косоворотка была не белого цвета, а яркого, насыщенного и из качественной ткани с отливом, скорее всего, сатина или ластика (нарядная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения).
Бельков Василий Петрович с молодой женой Анной сразу после свадьбы, д. Бельково — Иркутск, 1910 г.Комаров Алексей Петрович с молодой женой Екатериной Алексеевной (Невидимовой) и детками Петром и Глафирой, д. Шестаково, 1911 г.
С малых лет
На самом деле, приучение мальчиков с самых малых лет к ношению рубашечки с косым воротом на пуговках и витым пояском с кисточками говорило как о традициях и продолжении рода, так и о защите наследников предками. Недаром новорожденного впервые завертывали не в пеленку, а в старую отцовскую полотняную рубаху, ставшую со временем мягкой. Таким образом, уже маленький сын наследовал принадлежность к роду отца.
На фото — мальчики в косоворотках, представители двух голуметских родов: знаменитого священника Фортуната Назаровича Румянцева, женатого на купеческой дочери из состоятельных крестьян-старожилов Агафоновых (на фото дети с бабушкой по матери); два маленьких сына потомков семьи ссыльного поселенца Рихванова.
И там, и там, — в обеих семьях разной социальной принадлежности заметно тщательное следование традиции обережной принадлежности к роду у мальчиков самого разного возраста. Как правило, первую свою рубашечку-косоворотку мальчик получал, когда впервые вставал на ноги.
Лиза, Гоша Румянцевы с бабушкой, Голуметь 1894 годСемья старожилов Голумети Рихвановых, Голуметь, конец IXX в.
Трансформация социальной принадлежности
Несмотря на явно статусный вариант ношения нарядной косоворотки, уже с середины IХХ века сельская молодежь состоятельных первопоселенческих родов Черемховской земли, стараясь показать принадлежность к более продвинутому и, соответственно, более богатому социальному слою, особенно в губернском или уездном городе, предпочитает фиксировать собственный облик по моде прогрессивных классов того времени: мещан, интеллигентов и даже помещиков-дворян. Обязательны отложные воротники (а не стойки, как в косоворотке) и мягкие галстуки.
Отсутствие косоворотки как принадлежности к более низкому классу демонстрируют братья Невидимовы, женясь на представительницах купечества и выходцах из семьи сосланных дворян. Невесты были взяты не из близких к Невидимово сел: Голумети или Нижней Ирети, а из Иркутска и Узкого Луга. Гавриил Николаевич Невидимов женился на дочери иркутского купца Прокопия Малкова, Алексей Николаевич — на Екатерине Потаповне Пинской из богатого старожильчского рода села Узкий Луг. Договоры заключались родителями на ярмарках, цель — объединение капитала и устройство безбедной жизни дочерям и сыновьям.
Вместе с тем, даже в рядах богатых сельских жителей — детей купцов и священников — заметно едва начавшееся стремление следовать моде, несмотря на привычный домашний костюм, принятый в старожильческой среде. Так, сохранилось удивительное фото первых годов ХХ века, сделанное в Голумети — «селе 48 купцов», где для сельской «золотой молодежи» характерно наивное стремление казаться модными и не «деревенскими», отличаясь внешним видом от остальных «голодранцев». Поэтому все они, и парни, и девушки — в модных головных уборах: шляпах, картузах и шляпках. Правда, это не мешает парням и мальчишкам, желающим казаться взрослыми женихами, все же оставаться в привычных косоворотках.
Национальная принадлежность
Интересно стремление представителей смешанных (что в Сибири — привычное дело) межнациональных и даже межрасовых браков (русские и буряты) обозначать даже чисто внешне свою принадлежность к титульной нации.
На левом фото — метисы из русско-бурятской семьи Баторовых — Невидимовых: братья Гуд и Вадим Баторовы и их двоюродная сестра по матери Елизавете Алексеевне (Невидимовой) — дочь младшей сестры Елизаветы, Александры Алексеевны Невидимовой — Людмила Коротаева.
Бросается в глаза, что дети подчеркнуто «русифицированы», причем не только мальчики одеты в косоворотку, но и на девочке женский ее вариант — платье с воротом и левосторонней горловиной на планке с пуговицами. Однако на общем фото семьи Баторовых, где сыновья уже повзрослели, на мальчиках нейтральные мягкие тканевые галстуки (возможно, пионерские, хотя зажим в наличии только в одном случае).
Центральное фото представляет градацию социальных и национальных групп Черемховской волости. Стоящий слева бурятский тайша — в национальном костюме административного стиля. Рядом с ним — метис, явно из старожилов, на нем косоворотка как символ русской национальной самоидентификации. Действительно, такое внешнее определение национальной принадлежности характерно как для старожильческих сибирских родов в целом, так и для представителей Черемховской земли, в частности.
Братья Баторовы с двоюродной сестрой Людмилой КоротаевойПравление Черемховской волостиСемья Баторовых
Верность традиции
В годы Советской власти отношение к косоворотке, как символу национальной и родовой самоидентификации, постоянно варьируется. Если в первое десятилетие после революции не считалось зазорным носить косоворотку, то в тридцатых годах представители новой власти, номенклатурные работники и все стремящиеся им подражать предпочитают отказаться от прошлой патриархальности и (как им казалось) отсталости царского времени. Поэтому большинство носит гражданские галстуки. И только крайне редко не желающие расстаться с прошлым демонстративно ходят в косоворотках: на третьем фото это — Алексей Алексеевич Невидимов, бывший штатный офицер русской армии, расстрелянный в 1937 году как участник белогвардейского заговора в Иркутске.
Показательно последнее фото: продолжатель родовой династии первопоселенцев собственной заимки Крюкова уверенно сохраняет верность традиции носить косоворотку и в шестидесятые годы ХХ века.
Участник областного слета учителей Иркутской области Владимир Семенович Невидимов, 1929 г.Советский работник Константин Феоктистович Васильев с дочерью Лилией — внучкой Голуметского священника Фортуната Румянцева, 1933 г. Слева — старший брат Алексей Алексеевич Невидимов, справа младший брат Валентин с сестрой Александрой и ее детьми, Иркутск, 1936 г.Семья Дятловых, 1930-ые г.г.В центре — дедушка Михаил Иннокентьевич Крюков с женой и внуками, заимка Крюково, 1960-ые г. г.
Вынужденная мимикрия
Представители мужской половины сибирской ветви старинного дворянского рода Агудаловых в тридцатые годы, не понаслышке почувствовав пристальное внимание к себе со стороны Советской власти, изменили стиль одежды, стараясь на выделяться среди остального небогатого населения Верхней Ирети. Вместе с тем, косоворотка у них, как принадлежность к русскому роду, претерпела изменения: и у сына, и у отца разрез горловины почти сместился слева к центру, демонстрируя, таким образом, солидарность с усредненным для разных наций и социальных слоев типу рубах.
Мать Мария Сергеевна Агудалова и сын ВасилийОтец Дмитрий Дмитриевич Агудалов и старший брат Сергей
Намек на косоворотку
После войны, в пятидесятые и шестидесятые годы, даже пожилые люди стали носить иные рубахи: с застежкой по центру. На фото семьи Багровых (деревня Елоты, шестидесятые годы) на братьях (сидят слева) — именно такие рубахи, причем обоих возможных типов: с воротником-стойкой, как у косоворотки, и с отложным воротником, как у большинства фабричных сорочек. Но обе рубахи — с застежкой на притачную планку — элемент-атавизм, оставшийся от покроя косоворотки.
Ну, а еще позднее, в семидесятые и восьмидесятые годы, косоворотка стала театральной и сказочной принадлежностью, максимум, где могли ее надеть советские дети, — это детский сад с новогодней инсценировкой русской сказки. А увидеть — конечно, в детских книжках, где все персонажи русских сказок были одеты именно так: в странную рубашку с непонятным косым воротом и неполной застежкой на пуговицы. И хорошо, если любопытный ребенок мог спросить: «Мама, а что это?». А мама бы с любовью и ностальгией в голосе ответила: «Это, сынок, такая русская рубашка: косоворотка».
Так что сегодня мы очень рады, что понемногу возвращаются в нашу повседневную жизнь элементы русской народной культуры, например, косоворотка.
Может быть, всем патриотам России стоит об этом подумать серьезно именно сегодня?
Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.Я понимаюПодробнее