eap016 3 1 iokm 033 003 l
Проекты музея

Косоворотка — символ русской идентичности

В 2023 году в России четвертый раз отмечается новый национальный праздник — День косоворотки. Действительно, косоворотка, которая является непреходящим символом мужественности и русского духа, имеет большое историко-культурное значение как один из маркеров народной культуры. Это — настоящий символ русской идентичности, связанный с повседневной и праздничной, христианской и языческой, мирной и ратной историей Руси и России, ее главного труженика и воина — русского крестьянина. Существовала целая система посвящения, своеобразной инициации в «мужеское звание», об этом мы уже рассказывали здесь, опираясь на имеющиеся у нас в музее экспонаты: различные варианты косовороток.

Что изменилось с 2021 года, почему сегодня вновь мы решили поговорить о русской косоворотке?
В 2022 году, реализуя проект «Истоки русской культуры земли Черемховской», ставший победителем Президентского грантового конкурса культурных инициатив, совершив множество экспедиционных выездов в старинные селения Черемховского района, собрав многовековые семейные истории и подлинные предметы старожильческого населения, мы обнаружили такие огромные не изученные ранее пласты бытования русских народных практик, изучение которых только началось.

Повседневное ношение на выход

Исследуя наследие старинных родов Черемховской земли и составляя поколенные схемы, мы не могли не обратить внимание на фотоматериалы — бесценные свидетельства жизни предков. Тщательно изучая детали кроя, способ ношения, даже определенной моды, мы смогли составить примерный собирательный портрет сибирского крестьянина: крепко стоящего на ногах, умеющего трудиться и жить в непростых условиях приангарской пашни.

В ходе реализации проекта мы создали два комплекта мужской одежды — для парня и мужика, летний и зимний варианты. Они органично вписались в экспозицию итоговой выставки по реализации проекта.

И, конечно, основа каждого комплекта мужской одежды — косоворотка, с обязательным запАхом на левую сторону.

На всех этих дореволюционных фотографиях, как мы убедились, столь важный и значимый элемент мужской одежды был обязательным в любом варианте одежды «на выход», и не факт, что, скажем, крестьянин в повседневных, иной раз и грязных, работах надевал подобную нарядную косоворотку, — скорее всего, это могла быть просто посконная рубаха (ее варианты также можно увидеть в предыдущей нашей статье).

Там мы прослеживаем ратную историю русской косоворотки, которая поясняет особенность застежки на левую сторону. Сегодня, когда мы четко придерживаемся гендерных стереотипов: запАх на левую сторону — в женской одежде, на правую — в мужской, и почти спокойно воспринимаем стиль унисекс (худи, футболки и пр.), нам кажется странным: как это — в мужской одежде, и на левую сторону?

А надо знать историю русской народной культуры, в частности, косоворотки, и тогда все вопросы отпадут сами собой. Все просто: косоворотка — это рубаха ратника под кольчугу. Разумеется, с застежкой налево, ведь правая сторона воина была надежно защищена мечом в правой руке. А самое уязвимое место — шея, хоть и прикрывалось щитом, все же имело запАх левостороннего разреза для горловины рубахи.

Военный след

Хотя существует множество вариантов кольчужной рубахи: и с вырезом по центру, и справа, но вот обратите внимание на фотографии уроженцев собственной заимки братьев Невидимовых на службе в царской армии в начале 20 века: здесь отчетливо видна застежка на левую сторону. Пусть и не кольчуга, но ее модифицированный потомок — гимнастерка нижних чинов.


Кстати, здесь же можно рассмотреть офицерский вариант такой гимнастерки: на первом фото старший брат Алексей Алексей Невидимов (сидит) — в гимнастерке с застежкой по центру и без отдельной настрочной планки, тут же налицо более сложный крой и накладные элементы: притачная кокетка с карманными клапанами. Рядом стоит младший брат Михаил Алексеевич, справа на фото в такой же косоворотке-гимнастерке — еще один брат Павел Алексеевич Невидимов.

И в обоих случаях застежка на левую сторону. С чего бы это? А вот, — историческое наследие экипировки русского воина. Убедительно?

А теперь, на примере полученных музеем фото жителей Черемховской земли, попробуем проследить трансформацию привычного косоворотного стиля мужской одежды.

Косоворотка как знак принадлежности к продлению рода

Рубаха-косоворотка, подпоясанная обережным кушаком, — обязательная часть мужской парадной одежды главы семьи. Об этом нам рассказывают следующие фотографии, датированные примерно одинаково: 1910-1911 годами.

Снимки явно постановочные, оба хозяина крепких крестьянских старожильческих семей сидят уверенно, положив руки на колени, оба в косоворотках. Причем, заметно, что в качестве нарядной одежды косоворотка была не белого цвета, а яркого, насыщенного и из качественной ткани с отливом, скорее всего, сатина или ластика (нарядная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения).

С малых лет

На самом деле, приучение мальчиков с самых малых лет к ношению рубашечки с косым воротом на пуговках и витым пояском с кисточками говорило как о традициях и продолжении рода, так и о защите наследников предками. Недаром новорожденного впервые завертывали не в пеленку, а в старую отцовскую полотняную рубаху, ставшую со временем мягкой. Таким образом, уже маленький сын наследовал принадлежность к роду отца.

На фото — мальчики в косоворотках, представители двух голуметских родов:
знаменитого священника Фортуната Назаровича Румянцева, женатого на купеческой дочери из состоятельных крестьян-старожилов Агафоновых (на фото дети с бабушкой по матери);
два маленьких сына потомков семьи ссыльного поселенца Рихванова.

И там, и там, — в обеих семьях разной социальной принадлежности заметно тщательное следование традиции обережной принадлежности к роду у мальчиков самого разного возраста. Как правило, первую свою рубашечку-косоворотку мальчик получал, когда впервые вставал на ноги.

Трансформация социальной принадлежности

Несмотря на явно статусный вариант ношения нарядной косоворотки, уже с середины IХХ века сельская молодежь состоятельных первопоселенческих родов Черемховской земли, стараясь показать принадлежность к более продвинутому и, соответственно, более богатому социальному слою, особенно в губернском или уездном городе, предпочитает фиксировать собственный облик по моде прогрессивных классов того времени: мещан, интеллигентов и даже помещиков-дворян. Обязательны отложные воротники (а не стойки, как в косоворотке) и мягкие галстуки.

Отсутствие косоворотки как принадлежности к более низкому классу демонстрируют братья Невидимовы, женясь на представительницах купечества и выходцах из семьи сосланных дворян. Невесты были взяты не из близких к Невидимово сел: Голумети или Нижней Ирети, а из Иркутска и Узкого Луга. Гавриил Николаевич Невидимов женился на дочери иркутского купца Прокопия Малкова, Алексей Николаевич — на Екатерине Потаповне Пинской из богатого старожильчского рода села Узкий Луг. Договоры заключались родителями на ярмарках, цель — объединение капитала и устройство безбедной жизни дочерям и сыновьям.

Деревенская золотая молодежь

Вместе с тем, даже в рядах богатых сельских жителей — детей купцов и священников — заметно едва начавшееся стремление следовать моде, несмотря на привычный домашний костюм, принятый в старожильческой среде. Так, сохранилось удивительное фото первых годов ХХ века, сделанное в Голумети — «селе 48 купцов», где для сельской «золотой молодежи» характерно наивное стремление казаться модными и не «деревенскими», отличаясь внешним видом от остальных «голодранцев». Поэтому все они, и парни, и девушки — в модных головных уборах: шляпах, картузах и шляпках. Правда, это не мешает парням и мальчишкам, желающим казаться взрослыми женихами, все же оставаться в привычных косоворотках.

Н.ряд первая слева Елизавета Ф. Румянцева,Голуметь,

Национальная принадлежность

Интересно стремление представителей смешанных (что в Сибири — привычное дело) межнациональных и даже межрасовых браков (русские и буряты) обозначать даже чисто внешне свою принадлежность к титульной нации.

На левом фото — метисы из русско-бурятской семьи Баторовых — Невидимовых: братья Гуд и Вадим Баторовы и их двоюродная сестра по матери Елизавете Алексеевне (Невидимовой) — дочь младшей сестры Елизаветы, Александры Алексеевны Невидимовой — Людмила Коротаева.

Бросается в глаза, что дети подчеркнуто «русифицированы», причем не только мальчики одеты в косоворотку, но и на девочке женский ее вариант — платье с воротом и левосторонней горловиной на планке с пуговицами. Однако на общем фото семьи Баторовых, где сыновья уже повзрослели, на мальчиках нейтральные мягкие тканевые галстуки (возможно, пионерские, хотя зажим в наличии только в одном случае).

Центральное фото представляет градацию социальных и национальных групп Черемховской волости. Стоящий слева бурятский тайша — в национальном костюме административного стиля. Рядом с ним — метис, явно из старожилов, на нем косоворотка как символ русской национальной самоидентификации. Действительно, такое внешнее определение национальной принадлежности характерно как для старожильческих сибирских родов в целом, так и для представителей Черемховской земли, в частности.

Верность традиции

В годы Советской власти отношение к косоворотке, как символу национальной и родовой самоидентификации, постоянно варьируется. Если в первое десятилетие после революции не считалось зазорным носить косоворотку, то в тридцатых годах представители новой власти, номенклатурные работники и все стремящиеся им подражать предпочитают отказаться от прошлой патриархальности и (как им казалось) отсталости царского времени. Поэтому большинство носит гражданские галстуки. И только крайне редко не желающие расстаться с прошлым демонстративно ходят в косоворотках: на третьем фото это — Алексей Алексеевич Невидимов, бывший штатный офицер русской армии, расстрелянный в 1937 году как участник белогвардейского заговора в Иркутске.

Показательно последнее фото: продолжатель родовой династии первопоселенцев собственной заимки Крюкова уверенно сохраняет верность традиции носить косоворотку и в шестидесятые годы ХХ века.

Вынужденная мимикрия

Представители мужской половины сибирской ветви старинного дворянского рода Агудаловых в тридцатые годы, не понаслышке почувствовав пристальное внимание к себе со стороны Советской власти, изменили стиль одежды, стараясь на выделяться среди остального небогатого населения Верхней Ирети. Вместе с тем, косоворотка у них, как принадлежность к русскому роду, претерпела изменения: и у сына, и у отца разрез горловины почти сместился слева к центру, демонстрируя, таким образом, солидарность с усредненным для разных наций и социальных слоев типу рубах.

Намек на косоворотку

После войны, в пятидесятые и шестидесятые годы, даже пожилые люди стали носить иные рубахи: с застежкой по центру. На фото семьи Багровых (деревня Елоты, шестидесятые годы) на братьях (сидят слева) — именно такие рубахи, причем обоих возможных типов: с воротником-стойкой, как у косоворотки, и с отложным воротником, как у большинства фабричных сорочек. Но обе рубахи — с застежкой на притачную планку — элемент-атавизм, оставшийся от покроя косоворотки.

33

Ну, а еще позднее, в семидесятые и восьмидесятые годы, косоворотка стала театральной и сказочной принадлежностью, максимум, где могли ее надеть советские дети, — это детский сад с новогодней инсценировкой русской сказки. А увидеть — конечно, в детских книжках, где все персонажи русских сказок были одеты именно так: в странную рубашку с непонятным косым воротом и неполной застежкой на пуговицы. И хорошо, если любопытный ребенок мог спросить: «Мама, а что это?». А мама бы с любовью и ностальгией в голосе ответила: «Это, сынок, такая русская рубашка: косоворотка».

Так что сегодня мы очень рады, что понемногу возвращаются в нашу повседневную жизнь элементы русской народной культуры, например, косоворотка.

Может быть, всем патриотам России стоит об этом подумать серьезно именно сегодня?


Перейти к содержимому