Технология производства конопляного волокна
Краеведческие чтения

Прядение из конопли. Забытое ремесло

Вспоминает Ильина Мария Климентьевна

Когда начиналась первичная обработка конопли, по всей деревне раздавался стук деревянных мялок, который был слышан издали. Поскольку эта работа была трудоемкой, в ней зачастую участвовали мужчины.

Следующий процесс обработки включал чесание и сортировка волокон.

Для расчесывания конопли были деревянные чесала с железными гвоздями и деревянные гребни. Эскиз одного из чесал нам сделала Мартынова А.К., по нему мы изготовили это приспособление и чесали волокна. В музее «Тальцы» похожее чесало с гвоздями имеет несколько иной вид.

Еще существовали большие гребни на стойке. Нам посчастливилось найти такой гребень в соседнем селе Козлова. Он представляет собой лопатообразный предмет высотой около 60 см с частыми зубьями на лопасти.

Чесание конопли

Нижним концом стойки гребень вставляли в отверстие в скамье или в донце прялки. На гребень надевали кудель и чесали малым гребнем. Мы для этого использовали деревянную расческу.

Чесание конопли 2

Иногда большой гребень служил прялкой. На него также надевали кудель и пряли.

Полученные после чесания конопляные волокна разделялись на несколько видов: кудель, пачесы и отрепи. Из отрепи пряли пряжу для всяких мешков для хозяйственных нужд. Из пачеси пряли пряжу более опытные пряхи для полотен второго сорта. Волокна кудели считались высшим сортом. Чтобы эти волокна стали еще тоньше и мягче, конопляную кудель подвергали  вторичному чесанию. Для этой цели использовали специальные щетки, из свиной щетины. Из кудели опытные мастерицы пряли пряжу для нарядной одежды, праздничных скатертей, рушников. 

Таким образом мы подготовили коноплю к прядению. Кудели высшего сорта у нас не получилось. Волокна оказались короткими.

dscn8436 cr

Технология изготовления конопляной нити

Для прядения главными орудиями труда служили веретено и прялка. В нашем селе до наших дней сохранилось много веретен и прялок, т.к. есть еще мастера, умеющие прясть овечью шерсть.

С одной такой умелицей я познакомилась, и она мне показала мастер-класс по прядению на простой прялке и на самопрялке. Это народный мастер Яроменко Марина Львовна, проживающая в нашем селе.

Яроменко Марианна Львовна
Яроменко Марианна Львовна

Прялка представляет собой лопатообразную деревянную стойку, обращенную лопастью вверх и закреплявшуюся нижним концом стержня в гнезде скамьи или донца прялки. Кудель привязывали к прялке веревкой, на конце которой была железная или костяная спица. Спицы втыкали в отверстие лопасти прялки. Так как прясть начинали учить девочек с детства, прялки были разного размера: для детей и взрослых. Прялки, хранящиеся в нашем музее тому подтверждение. Позже стали появляться прялки – самопрялки: вертикальные и горизонтальные. В нашем селе бытовали только вертикальные самопрялки. Две самопрялки имеются в нашей экспозиции. 

Веретено является главным инструментом. На один конец его насаживалось пряслице, которое помогало веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания волокон. Пряслице делали из глины, позже из мягкого камня или кости. Состояло оно из двух усеченных конусов, соединенных широким основанием. Впоследствии оно послужило прообразом махового колеса самопрялки. Пряха дергала пряху большим и указательным пальцами левой руки, а правая рука держала веретено. Пальцы приходилось все время смачивать слюной. А чтобы не пересохло во рту, пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину.

У меня волокна получились короткие, низшего сорта. Не волокна, а отрепья. Пряжа, спряденная мною, смогла бы пойти только на мешковину, дерюги.

Наконец, сравнивая мою нить с нитью, спряденной Бояркиной У.В., убеждаешься в том, что каким мастерством и умением нужно было владеть пряхам, чтобы спрясть такую ровную и тонкую нить.

Спряденные нити готовы к дальнейшей работе, из них можно было ткать полотно. И тогда пряха становилась ткачихой.

Подобным образом, я достигла своей цели: выяснила технологию и своими руками получила настоящую нить из конопли. 


Многие современные люди предпочитают одежду из натуральных волокон, и это вполне понятно и оправдано. Ведь в натуральных тканях человек чувствует себя очень комфортно. Но знает ли кто-нибудь, как трудоемко всегда было создание этих тканей!

Думаю, мне удалось показать, как долго и упорно трудились наши далекие предки — прабабушки над тем, чтобы спрясть нити, из которых потом можно соткать полотно и уж затем выкроить и сшить одежду всей семье. И ремесло это, незаслуженно забытое, называлось прядением и ткачеством. В народе оно ценилось не меньше земледельческого. Об умелой хозяйке уважительно говорили: «Пряла и ткала, весь дом одевала»

Еще нужно было прибавить к этому и то, что сырье сначала надо вырастить и собрать урожай. Но зато и носили эти вещи долго, даже передавали их по наследству. И пример тому, этот рушник, который послужил поводом для этой интереснейшей работы.

Насколько находчивы, мастеровиты и трудолюбивы были наши предки, если  из одной единственной сельскохозяйственной культуры вручную создавали целый мир вещей и продуктов! Может, оттого и сумел выжить народ на этих просторах, не потеряв свою индивидуальность и самобытность. 

В заключение хочется отметить, какую богатую коллекцию экспонатов удалось собрать для экспозиции музея. Она поможет обучающимся нашей школы ближе ознакомиться с традициями нашего народа, крестьянским бытом, ремеслами, и, надеюсь, положит начало возрождению интереса к традиционной крестьянской культуре, чего так не хватает современной молодежи. 


Pages: 1 2 3 4

Перейти к содержимому