4 Волостное село Черемхово
Краеведческие чтения

Село Черемховское в Восточном путешествии цесаревича Николая Александровича

Открывая II сезон пеших исследований в музейном клубе «Легенды и мифы Черемхово», мы озвучили стремление узнать подробнее о том, имело на самом деле в истории Черемхово посещение его царским поездом цесаревича Николая Александровича в 1891 году.

Старейший краевед, учитель истории школы № 3 Стукалева Елена Викторовна, пообещала заняться изучением этого вопроса. И вот в орг. комитете научно-практической конференции в рамках III музейных «Черемховских краеведческих чтений» поступила заявка о включении в программу НПК работы по Восточному путешествию цесаревича.

Автор работы — ученица 8 класса школы № 3 Полякова Полина.

Слово автору

Период освоения и колонизации Сибири одна их самых захватывающих страниц истории государства. В конце 16 века отряды казаков под предводительством Ермака Тимофеевича разгромили агрессивное Сибирское ханство и заложили основу освоения Сибири русскими.

Продвижение казаков проходило по рекам: Енисею, Лене, Ангаре и их притокам. Так казаки и попали в Черемуховую падь, по река Черемховке (ныне Черемшанка).

Вслед за казаками в Сибирь двинулись и вольные люди. На пути своего следования они строили остроги — укрепленные крепости, обнесенные частоколом. Там находились несколько домов и амбары для хранения ясака — ценимой в то время на Руси пушнины.

Постепенно возникла необходимость обеспечить регулярное сообщение с Сибирью и дальним Востоком. В 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска, а через Якутск на Камчатку. В 1731 году сенатским указом был намечен к строительству Московский тракт. К 40-м годам вся трасса была вымерена, были поставлены верстовые столбы, открыты ямщицкие станции.

Организация такой станции на берегу небольшой реки Черемшанки стала отправной точкой в истории зарождения и развития нашего города, и по ревизской сказке от 1743 года, был отправлен он, Кабаков в ямщики.

На протяжении столетий шло приращение Российского государства за счет сибирских земель, но ни один из правителей и представителей царской семьи до цесаревича Николая Александровича не посетил эти необъятные просторы.

Цесаревич Николай Александрович
Цесаревич Николай
Александрович

Восточное путешествие Николая Александровича в 1890-1891 годах — поездка цесаревича, в которой он побывал во многих местах Евразии. Общая длина маршрута, пройденного наследником престола Российской империи, составила 51 000 км: 15 000 км по железной дороге и 22 000 — по морю.

23 октября, после церковной службы в Гатчине цесаревич отправился поездом через Вену в Триест, где перешёл на борт крейсера «Память Азова». Такой маршрут был выбран, чтобы избежать возможных дипломатических трудностей с Османской империей, которая контролировала проливы Босфор и Дарданеллы.

Из Триеста экспедиция отправилась в порт Пирей, где Николай встретился со своей крёстной матерью Ольгой Константиновной и её мужем королём Греции Георгом I. Их сын принц Георг вошёл в качестве офицера в команду флагмана. Из Греции цесаревич отплыл в Порт-Саид в Египте. Пока корабль проходил по Суэцкому каналу, Николай со своей свитой пропутешествовал по Нилу до современного Асуана.

Из Суэца путь был продолжен в Аден, а 11 декабря корабль прибыл в Бомбей. Здесь Николай начал длительное путешествие через Индию, которое завершилось в Коломбо. В Индии Николай посетил все крупные достопримечательности, в том числе Тадж-Махал и Хармандир-Сахиб (Золотой храм). Здесь он также приобрёл многочисленные экзотические предметы искусств, которые были затем переданы в несколько российских музеев.

Карта путешествия цесаревича на восток
Карта путешествия цесаревича на восток

Покинув Цейлон 31 января, экспедиция отправилась в Сингапур, затем на остров Ява и в Бангкок. В Сиаме будущий император провёл неделю в гостях у короля Рамы V. Николай получил орден и ценные подарки. 13 марта он прибыл в Нанкин и началась китайская часть его путешествия. Цесаревич посетил чайные плантации и мануфактуры.

15 апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей российского императорского флота Николай прибыл в Японию. Российский Тихоокеанский флот с цесаревичем сначала побывал в Кагосиме, затем в Нагасаки и в Кобе. Из Кобе цесаревич по суше добрался до Киото, где встретился с делегацией, возглавляемой принцем Арисугавой Такэхито.

Поскольку это был первый визит наследника иностранного престола в Японию, и из-за быстрого роста военного влияния Российской империи на Дальнем Востоке, японское правительство уделило большое внимание этому визиту, чтобы улучшить российско-японские отношения.

Цесаревич Николай проявил интерес к японским традиционным ремёслам, а в Нагасаки сделал себе татуировку, последовав за модой, распространившейся со второй половины XIX в кругах высшей английской аристократии. На одном из официальных мероприятий цесаревич обратился к принимающей стороне с неожиданной просьбой — представить ему местных мастеров татуировки, об искусстве которых он прочитал в туристическом справочнике. На следующий день на борт флагмана русской эскадры доставили двух мастеров из Нагасаки, один из которых нанёс рисунок на руку греческого принца, а второй — на правое предплечье русского цесаревича. Болезненная операция длилась семь часов. В её результате Николай обзавёлся изображением чёрного дракона с жёлтыми рожками, зелёными лапками и красным брюхом.

Инцидент в Оцу
Инцидент в Оцу

29 апреля произошёл инцидент в Оцу, когда Николай был ранен в результате попытки убийства.

Возвращение царского поезда от Владивостока
Возвращение царского поезда от Владивостока

7 мая Николай отправился из Кобе и через четыре дня прибыл во Владивосток. Здесь он завершил официальную часть своей миссии и начал путешествие через всю Россию обратно в Санкт-Петербург. Он ехал по суше и по рекам через Уссурийск, Хабаровск, Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Красноярск, Томск, Сургут, Тобольск, Петропавловск, Тару, Омск, Уральск и Оренбург, и вернулся в Санкт-Петербург поездом.

Обратный путь пролегал, на пароходе, по Амуру и Шилке до Нерчинска, а далее по суше в экипаже. В Забайкальской области Николай останавливался в городах и поселках, так в течении двух недель июня он посетил Горбицу, Кару, Уктычу, Сретенск, Нерчинск, Мирсаново, Казаново, Размахнино, Князе-Урульгу, Кайдалово,  Турино-Поворотное, Маккавеево, Атамановку, Читу, Черновский, Домно-Ключи, Черемхово, Беклемишево.

Pages: 1 2

Перейти к содержимому