img 20210405 121854
Краеведческие чтения

Головные уборы молодой девушки на Руси

Сегодня, когда особо уязвимой становится русская культура, ее прошлое и настоящее, особенно ценно обращение молодого поколения к истории культуры одежды, изучение возможностей ее изготовления для личного использования в повседневной жизни и торжественных случаях, а также знакомстве с результатами своей работы сверстников.

Почему бы не ввести моду на традиционно русские головные уборы для девушек? Например, очелья. Что это такое и как их сделать самим, — это решила выяснить Хащенко Анна, семиклассница Булайской средней школы. Под руководством учителя технологии и руководителя школьного музея Малыгиной Ольги Васильевны она провела исследование девичьих головных уборов прошлого и создала в разной технике несколько изделий сама, освоив плетение из соломы, ткачество и вышивку.

Слово автору

                                                                                Ни для красы, ни для веселья —
                                                                                     Как оберег от ста недуг,
                                                                                     Примерь подарок мой — очелье,
                                                                                     Берестяной обычный круг…
                                                                                     
Узорочьем он не украшен,
                                                                                     На скору руку смастерён,
                                                                                     Но с ним тебе злой дух не страшен —
                                                                                     Тебя не одолеет он!

                                                                                    
Подумать: ведь такая малость —
                                                                                     Кусок берёзовой коры,
                                                                                     А сколько силы в нём осталось
                                                                                     Земли родной, и до поры,

                                                                                     Пока очелье не сотрётся,
                                                                                    Не обветшает, не сгниёт,
                                                                                     В нём будет жить кусочек солнца,
                                                                                     Который силы придаёт…

                                                                                                                         Алексей Якимов

Головной убор в русском народном костюме

Головной убор всегда считался неотъемлемой частью русского национального костюма. Для наших предков головной убор служил как бы визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица, откуда она, ее возраст, семейное положение (жена, вдова или девушка), социальную принадлежность. По тому как украшен головной убор, можно было судить и о достатке хозяйки. До революции в России насчитывалось около полусотни самых разнообразных, причудливых форм и фасонов головных уборов. 

На Руси головные уборы для замужних женщин и незамужних девушек сильно различались. Это было связано с тем, что замужние должны были прятать волосы, а девушки, наоборот, демонстрировать их красоту. Основу девичьего головного убора составляли круг или полукруг разной высоты. К круглым относятся венки, венцы, коруны.  Особо нарядными были венцы. Они держались на голове с помощью ленточек-завязочек. Самым популярным девичьим головным убором считалась повязка, представлявшая собой полоску ткани, обшитую с лицевой стороны бархатом, узорным шёлком. По бокам к повязке пришивались широкие и длинные шёлковые ленты, которые связывались сзади бантом и опускались концами на спину. В разных регионах России размер лицевой части повязки и её убранство были различны. Мастера, создававшие их, использовали весь доступный им набор техник и материалов. Повязки дополнялись поднизью в виде сетки или бахромы.

Виды девичьих уборов

Головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий, были и другие. Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна. Мы можем назвать ее короной, и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и расшивали бисером, жемчугом и камнями. Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все, что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии.                   

Популярное очелье

Одним из разновидностей головных уборов молодых девушек является очелье. Оно представляет собой твердую повязку, надеваемую на лоб, которая удерживает от попадания в глаза волос челки и висков. Она может быть изготовлена из бересты, кожи, металла, ткани.  Слово «очелье» состоит из двух частей: «О» и «Чело». Круглая буква «О» символизирует окружность головы. Слово «чело» — архаизм, в древние времена так называли голову человека. На современный русский язык это сочетание можно перевести как «вокруг головы».

Защитная функция

Расшитые красивыми узорами женские очелья не скрывают волосы. Их надевали на различные церемонии: свадьбы, похороны, праздники. По поверьям древних славян, злые духи проникают в человека через незащищенные места тела. Поэтому особое внимание уделялось защите пояса, рук и головы. Одежду вышивали обережными символами, на запястья рук надевали браслеты, на шею – ожерелье, а лоб защищало очелье. На каждый предмет одежды славян наносился магический охранный узор. И очелье считалось мощным оберегом.

Самодельное изготовление очелий для повседневного использования

Очелья были повседневными и обрядовыми. Для повседневной носки их делали самостоятельно, используя нити из крапивы и простое плетение, освоить которое могли даже дети. А вот праздничное очелье было красивым, самотканным. Плетение выполнялось на берде с использованием множества цветных нитей. Рисунок представлял собой красивый орнамент.


Технологии изготовления очелий из бересты, ткачество на бердышке и браная вышивка

В ходе исследования я встретилась со старожилом села Уваровой Галиной Константиновной. Из беседы с ней, я выяснила, что все девушки в годы ее детства и юности носили косы, коротких стрижек не было. В косы вплетали в основном тряпочки, т.к. люди жили бедно и не было возможности покупать красивые ленты. В более позднее время, в 1960-1970 годы в магазинах появились капроновые бантики разных цветов, появилась возможность их покупать, поэтому все девочки ходили уже с бантами. А вот про очелье она ничего не помнит, значит их не носили.

Из книги «Красный сарафан», в которой описывается история народного костюма, праздничной одежды старожилов Восточно-Сибирского региона конца XVIII – начала XX веков, я узнала, что в Сибири также девушки заплетали одну косу и плели её в 4-5 прядей. В косу вплетали косоплетку, украшенную корольками (бусами), или «косник» — пучок из 20-30 лент или цветных лоскутков-полосок, «целый куст».

Браная вышивка

1683037765970

Девичья повязка вокруг головы состояла из платка, сложенного в несколько раз по диагонали, завязанного концами сзади или впереди (макушка оставалась открытой». Здесь же я нашла множество узоров, которые использовались при браной вышивке головных повязок или очелий, и сделала себе самое красиове очелье.

Изучая сайты интернет-ресурсов, мы познакомились со множеством техник изготовления различных очелий. Мне захотелось изучить некоторые старинные технологии и самой изготовить несколько очелий.

Очелье на бёрдышке

 Начала знакомство с техникой ткачество на бёрдышке. Это одна из самых старинных техник и самых богатых в плане узора. Он формируется за счет перебора и счета ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Освоить эту технику мне помогла учитель технологии и мой руководитель Малыгина Ольга Васильевна.

Подготовила бёрдышко, цветные нити. Подобрала для начала несложный узор. Работа требует внимания, сосредоточенности, ловкости рук, терпения и большого желания получить хороший результат. Работа над очельем вызвала определенные трудности, так как я впервые осваивала такой вид рукоделия как ткачество, не хватало сноровки, путалась в нитях, не всегда получалось соблюдать одинаковую ширину.  Но в итоге, результатом работы я довольна.

Очелье из бересты

Следующее очелье я решила сплести из бересты.

Мастер класс в Бельске.001
Мастер-класс по плетению из бересты в Бельске

С работами из бересты я познакомилась в Доме народного творчества с. Бельск. Посетила мастер-класс по плетению из бересты под руководством народного мастера Потылицыной Тамары Николаевны. Поэтому работа с берестой мне была знакома. 

На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье, и береста обладает уникальными свойствами. Оберег — очелье для головы снимает головную боль, нормализует давление.

Бересту заготовляют во второй половине июня до конца июля, тогда она легко отслаивается от березы. Дерево выбирают более или менее гладкое, без всяких наростов. Делают вертикальный разрез, не повредив слоя, по которому идут соки. У разреза отслаивают ножом или руками, а дальше она сама снимается. Затем ее чистят, разделяют на слои, нарезают лыко, т. е. полоски нужной ширины. Мастер-класс по плетению очелья из бересты мы нашли в интернете, но я смогла его освоить, потому что уже умела плести из бересты — научилась на мастер-классе в Бельске.

img 20210405 121756
Плетение очелья

Плетение из бересты занятие увлекательное, требующее внимания, усидчивости, терпения, ловкости рук. Мне очень понравилось работать с берестой. Очелье получилось очень красивым.

Заключение

Мы провели исследование, в ходе которого узнали, какие головные уборы носили девушки на Руси. Очень интересно было изучать технологии таких старинных ремесел как ткачество, плетение из бересты, браная вышивка. Изготавливая очелье, я поняла, какие мастера были наши предки, если могли своими руками изготавливать такие красивые и нужные вещи. Задачи выполнены. Цель достигнута.

  1. Монографии
  1. Буфеева И. Русский кокошник: неизвестное об известном.
  2. Дмитриева Л.С., Шахнович А.Г., Ященко С.В.  Красный сарафан Иркутск, 2011.
  3. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. Москва. Легпромбытиздат, 1994

  1. Электронные ресурсы
  1. https://folkberry.ru/  Очелье — история происхождения и предназначения.
  2. https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/post/culture/2021/9/14/326145 История очелья
  3. https://vasilina-r.livejournal.com/99608.html Старинная русская техника вышивки бисером  (шитье по бели)
  4. https://yandex.ru/search/?text=ткачество+на+бердышках+схемы+очелье&lr=129188&clid=2270456 Ткачество на бердышках Очелье
  5. https://yandex.ru/video/preview/4554827323200200256?text=очелье%20из%20бересты%20схема%20плетения&path=yandex_search&parent-reqid=1682488165698926-12900491124655113153-balancer-l7leveler-kubr-yp-vla-24-BAL-9874&from_type=vast Очелье из бересты схема плетения
  6. https://yandex.ru/video/preview/9911510925621240618 Как плести очелье из бересты
  7. https://pressa.tv/interesnoe/62638-vidy-starinnyh-golovnyh-uborov-i-pravila-ih-nosheniya-21-foto.html Виды старинных головных уборов
  8. https://dzen.ru/a/YUwxKfvJQGiXC1sN Какие головные уборы носили девушки и женщины на Руси.
  9. https://www.livemaster.ru/tag/topic/716509/ochele-iz-solomki Очелье из соломки
  10. https://craft-story.ru/русские-народные-женские-головн/
  1. Информаторы
  1. Малыгина Ольга Васильевна, учитель технологии МКОУ СОШ с. Верхний Булай.
  2. Уварова Нина Павловна, педагог дополнительного образования, МКОУ СОШ с. Верхний Булай.
  3. Потылицына Тамара Николаевна, народный мастер Дома народного творчества с. Бельск.
  4. Уварова Галина Константиновна, пенсионер, 1938 года рождения.

Перейти к содержимому