Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Прядение из конопли. Забытое ремесло

В музее истории города Черемхово хранятся два предмета, назначение которых для нас понятно уже по названию: Чесало, а вот как пользоваться ими (хотя, по записи в инвентарной книге мы знаем, что они предназначены для чесания конопляного волокна), конечно, никто из нас не представлял.

И вот от наших друзей из школы старинного села Черемховской земли Верхний Булай поступила заявка для включения в программу научно-практической конференции "Карта открытий: истории черемховской земли" III музейных "Черемховских краеведческих Чтений" работы по исследованию технологии изготовления конопляной нити. Автор работы - ученица 8 класса Зимина Маргарита, руководитель - Малыгина Ольга Васильевна.

Работа полностью соответствует Положению НПК, имеет серьезную научно-практическую значимость, и мы с удовольствием предоставляем ее нашим посетителям.

Слово автору

В истории материальной культуры села Верхний Булай, важное место занимало прядение и ткачество.

Рисунок1

В нашем музее хранится рушник серого цвета, а по краям - красивый красный орнамент . Каково же было моё удивление, когда я узнала, что сырьем для него служила обычная конопля, которая растет у нас в большом количестве как сорняк. Еще больше удивилась, узнав, что всю работу от выращивания конопли до ткачества делали женщины в домашних условиях.

Меня заинтересовал этот факт, и я поставила перед собой
цель: выяснить, как в старину получали конопляную нить для ткачества и спрясть образец нити из конопли для школьного музея.

Для достижения этой цели были поставлены
задачи:
- изучить историю возделывания конопли в России и Сибири;
- встретиться со старожилами нашего села, взять у них интервью;
- посетить музеи: Дом народного творчества с. Бельск, «Тальцы», музей истории г. Черемхово;
- собрать орудия труда для обработки конопли и оформить экспозицию в школьном музее «Прядение – забытое ремесло» - воспроизвести технологический процесс получения конопляной нити.

Мы, молодое поколение, так мало знаем о жизни наших предков: как они жили, чем занимались, что умели делать. Многие современные подростки не знают своих бабушек и дедушек, не говоря уже о родственниках, живших в XIX, XX веке и их занятиях, поэтому важно сохранить то малое, близкое и дорогое каждой семье – память о своих предках, историю своей малой родины.

Данное исследование имеет большое практическое значение. Материалы работы можно использовать в школьном музее, для внеклассной и внеурочной деятельности, на уроках истории и классных часах, для школьной газеты, для всех людей, кто интересуется историей своей малой родины.

В ходе исследования было опрошено три информанта, живущих в с. Верхний Булай, собраны экспонаты, сделаны фотографии, аудио и видеозаписи.

Свою работу я начала с изучения литературы и архива школьного краеведческого музея. Работа по данной теме уже велась краеведами школы. А вот литературы по данной теме в школьной и сельской библиотеках очень мало.

О том, что в Черемховском районе выращивали и обрабатывали коноплю, я прочитала в журнале музея истории города Черемхово «Сибирские истории». В журнале «Сельская новь» я прочитала очень интересную статью «Мир конопли», из которой я узнала, что конопля сопровождала русского крестьянина с пеленок до самой смерти, кормила и одевала его.

Сибирские истории выпуск 1 Обложка и цветные вставки

Мастера

Альбом справочник «Народное декоративно-прикладное творчество. Мастера» Здесь дана информация о распространенных ремеслах каждого района нашей Иркутской области. Изучая его, я узнала, что ткачеством еще занимаются, например, в Балаганском районе, Усть-Илимском, Усть-Удинском, Черемховском районах, а вот о прядении сведений вообще нет.

Много полезной информации нашла в сети Интернет. Изучая материалы О. Козиной «Прядение и ткачество», я сопоставляла данные статьи о технологической последовательности обработки конопли и прядения с рассказами наших старожилов. Сравнивала орудия труда, эскизы которых представлены в работе, с экспонатами нашего музея. Это позволило сделать вывод: что все инструменты и приспособления, которыми пользовались крестьяне, мы нашли.

Экспонаты музея Тальцы готовые ткани
Экспонаты музея Тальцы готовые ткани

Посетила музей ткачества в «Тальцах». В экспозиции музея «Ткачество» собрано большое количество полотен, вытканных из конопли. Кроме гладких холстов деревенские мастерицы ткали холсты с узором.

Экспонаты музея Тальцы
Экспонаты музея Тальцы

Я побывала в музее истории города Черемхово, где представлены ценные экспонаты домашнего производства конопли: веревка из конопляного волокна и чесало для конопли из конского волоса.

В музее Черемхово
В музее Черемхово

Ценными источниками информации мы считаем воспоминания старожилов нашего села, которые хранятся в архиве нашего школьного краеведческого музея, которые показали приемы трепания, чесания и прядения конопли.

Мартынова Анатолия Константиновна сделала эскиз чесало, по которому наш учитель технологии Ярошенко И. И. изготовил его. Очень интересная информация Ильиной Марии Климентьевны. У нее более 50 лет хранился клубок конопляных ниток. Их пряла ее свекровь – Бояркина Устинья Васильевна. Она с удовольствием поделилась с нами: отмотала клубочек конопляных ниток для музея. Этому клубочку теперь уже более 60 лет.

Но самыми ценными источниками стали старожилы села Уварова Галина Константиновна (она рассказала о мастерстве прядения своей свекрови Уваровой Александры Федоровны), Шаманаева Валентина Петровна и Яроменко Марианна Львовна. Они подарили нашему музею экспонаты: скальню, челноки, веретено, цевки, прялку и подробно рассказали о том, что применялось при прядении, а что в ткачестве.

Очень интересной оказалась практическая часть этой работы. С большой ответственностью мы мяли коноплю на мялке, затем трепали, чесали волокна, соблюдая всю последовательность технологического процесса.

Таким образом, собрав интересные факты о самом растении, освоив все работы по обработке конопли, собрав большое количество экспонатов для музея, мы получили глубокое удовлетворение. Собранный материал дал возможность оформить в музее экспозицию «Прядение – забытое ремесло», большое количество экспонатов дает возможность ученикам лучше узнать историю своей малой родины, традиции родного края, возможность гордиться своими земляками, их мастерством.


Технология выращивания конопли

Наиболее пригодными для выращивания конопли являлись залежные земли близ озер и рек (конопляники). К посеву конопли приступали с наступлением теплых дней, обычно в конце апреля или в начале мая.

Поле конопли
Поле конопли

В Сибири же сев начинался в конце мая. Чтобы получить тонкое волокно, коноплё (так называли у нас коноплю крестьяне) сеяли очень густо, причем сев повторяли дважды. В середине лета коноплё пропалывали руками.

Шаманаева Валентина Петровна вспоминает: «Еще ребятишками ходили на прополку конопли. Собирались все дети и шли на поле. Бывало, жара стоит, играть хочется, а надо полоть. Ходили по полю и дергали сорняки. Но бывало, и сбегали. Соберемся и убежим в ближайший лесочек, ягоду собираем, бегаем в «пятнашки» играем, пока взрослые не увидят и не отругают». Первой созревала летнее коноплё – поскань, мужская особь. У неё волокна тоньше и мягче. Поэтому её убирали первой.

Шаманаева Валентина Петровна
Шаманаева Валентина Петровна

Валентина Петровна вспоминает

Растение дергали с корнем и складывали в снопы, один такой сноп содержал столько стеблей, сколько можно было захватить двумя руками. Пучки связывали в снопы, а когда и просто расстилали на земле и оставляли сушиться на несколько дней.

Осенью, в сентябре, поспевала женская особь конопли. В книге «Сибирские истории» читаем: «Коноплю сеяли на картофельном участке. Колхозникам, после коллективизации, в личное пользование давали по 60 соток (0,6 га). На ней сажали картошку, коноплю и даже просо. Коноплю осенью вырывали с корнем, семена молотили. Из них примитивным прессом выжимали масло. Это было очень вкусно. Мы, ребятишки, иногда поджаривали их на сковородке. Зимой коноплю вымачивали через прорубь в озере. Весной её расстилали тонким слоем на лужайке.

Высушенная конопля легко отделяла волокна от ботвы. Далее волокна окончательно обрабатывали на деревянных станках, которые назывались трепало. Из очищенных волокон производилась пряжа или нити для изготовления веревок. Лен не растили. Дед говорил: «Не успевает здесь лен созревать, лето слишком короткое».

Вспоминает Кулакова Лидия Петровна

Моя мама была ткачиха. В годы войны, по просьбе председателя колхоза, мама ткала мешковину из конопли и потом из неё шила мешки. Их затаривали картошкой, гречкой, зерном и отправляли на фронт.
За зиму мама изготавливала мешков десять. Вроде и немного, а работала она для этого целый год. Эта работа была трудоемкой, длительной. Коноплю сеяли и убирали колхозники.
Поля были недалеко, сразу за деревней. А уж полоть – то  отправляли ребятишек. Ну и кто-нибудь один из старших был. Обрабатывать коноплю приходилось самой маме. Так как ткать нужно было мешковину, то коноплю убирали осенью.
Обмолачивали зерна для масла, связывали в снопы и вымачивали в речке Булайка, она у нас за огородом протекала. Это теперь она вы высохла. А в войну-то еще бежала.
Мы коноплю никогда не сеяли, т.к. она растет у нас повсюду. Заросли конопли распространяются сразу за околицей, на заброшенных полях, вдоль дорог. Мы заготавливали ее в сентябре, когда созрели зерна. Вырвав стебли вместе с корнем, как и полагается, мы две недели вымачивали в воде, а затем высушили в бане.

Как видно из всего, сказанного выше, конопля - неприхотливое растение, растет повсеместно как сорняк и особой заботы не требует.

Технология обработки сырья

После уборки и обмолота конопли следовал очень ответственный процесс вымачивания. Важно было точно определить оптимальные сроки. Излишне длительное вымачивание ухудшало качество волокон, вызывало гниение, а преждевременное прекращение этого процесса затрудняло первичную обработку. Вымоченную коноплю промывали в чистой воде и хорошо просушивали.

Интервью с Кулаковой Л.П.
Интервью с Кулаковой Л.П.

Кулакова Лидия Петровна вспоминает: «Вымоченную коноплю мама сушила в бане, потому, что на улице уже холодно было. Сушить надо было очень хорошо, иначе не отпадет кострика».

Мы следовали этому правилу: неделю вымачивали в большом корыте, сушили коноплю часть в бане, а часть на русской печке. Так как конопли у меня было немного, я высушила её за четыре дня.

Снопы конопли
Снопы конопли

Затем женщины приступали к мятью конопли, чтобы отделить волокна от стеблей. Мятье конопли производили на самодельных деревянных мялках. Мялки были двух видов: большая горизонтальная мялка и малая . Большую мялку я видела в «Тальцах». Такая мялка применялась для первичного мятья. Брался пучок конопли, клали его поперек мялки и ударяли билом. Мятье стеблей продолжалось до тех пор, пока не отпадала измельченная древесина. Чтобы стряхнуть ее остатки, пучок конопли ударяли о столб или мялку, при этом отделялась и кострика (одревесневшие части стеблей, получаемые как отходы при первичной обработке (мятии, трепании) конопли. Иногда первичную обработку совершали и более примитивным способом: на бревно клали пучок конопли и ударяли по нему обухом топора.

Вторичное мятье осуществлялось малой мялкой, сходной по конструкции с большой. Отличие заключалось в том, что она была меньших размеров, имела острый языковидный язык (било), а вместо желоба в брусе- сквозную продольную щель. Все виды мялок изготавливались из твердых пород деревьев. Крестьянка начинала эту работу рано утром и продолжала до поздней ночи. В процессе работы мастерица, стоявшая весь день у мялки выполняла многократные ритмичные движения билом вверх-вниз, чередуя их со стряхиванием кудели. В нашем музее есть такая мялка, изготовил ее учитель технологии Ярошенко И.И. по образцу настоящей мялки, которую мы позаимствовали в школьном музее с. Парфенова. Ею мы и воспользовались.

dscn8413

В то время, когда я мяла коноплю на мялке, я неоднократно била коноплю о столб, чтобы отбить кострику. Тем не менее ее оставалось очень много. Это говорит о том, что скорее всего недостаточно времени конопля мокла.

Основным приспособлением для этого служило трепало – деревянное орудие ножевидной или топоровидной формы. Положив на какую-либо стойку пучок конопли, быстрыми ударами били по нему трепалом. И после этого кострика еще оставалась. Пришлось еще бить коноплю в ступе, которая также имеется в нашем краеведческом музее. Несмотря на то, что в таких ступах толкли крупу, зерно, но также били и коноплю. После того, как я побила её в ступе, кудель получилась более чистой и мягкой.

О том, что конопляные кудели били в ступе, нам рассказала Кулакова Л.П.. Родом она из Воронежской области и в Сибирь они приехали в конце 30-х годов, когда осуществлялось плановое переселение народа страны.
А когда в разговоре с Мартыновой А. К., коренной сибирячкой, мы упомянули о ступе, она рассмеялась: «Это чё, крупа ли чё ли, в ступе-то толочь?» Это говорит о том, что в разных регионах были свои, особенные методы обработки конопли.

Вспоминает Ильина Мария Климентьевна

Когда начиналась первичная обработка конопли, по всей деревне раздавался стук деревянных мялок, который был слышан издали. Поскольку эта работа была трудоемкой, в ней зачастую участвовали мужчины.

Следующий процесс обработки включал чесание и сортировка волокон.

Для расчесывания конопли были деревянные чесала с железными гвоздями и деревянные гребни. Эскиз одного из чесал нам сделала Мартынова А.К., по нему мы изготовили это приспособление и чесали волокна. В музее «Тальцы» похожее чесало с гвоздями имеет несколько иной вид.

Еще существовали большие гребни на стойке. Нам посчастливилось найти такой гребень в соседнем селе Козлова. Он представляет собой лопатообразный предмет высотой около 60 см с частыми зубьями на лопасти.

Чесание конопли

Нижним концом стойки гребень вставляли в отверстие в скамье или в донце прялки. На гребень надевали кудель и чесали малым гребнем. Мы для этого использовали деревянную расческу.

Чесание конопли 2

Иногда большой гребень служил прялкой. На него также надевали кудель и пряли.

Полученные после чесания конопляные волокна разделялись на несколько видов: кудель, пачесы и отрепи. Из отрепи пряли пряжу для всяких мешков для хозяйственных нужд. Из пачеси пряли пряжу более опытные пряхи для полотен второго сорта. Волокна кудели считались высшим сортом. Чтобы эти волокна стали еще тоньше и мягче, конопляную кудель подвергали  вторичному чесанию. Для этой цели использовали специальные щетки, из свиной щетины. Из кудели опытные мастерицы пряли пряжу для нарядной одежды, праздничных скатертей, рушников.

Таким образом мы подготовили коноплю к прядению. Кудели высшего сорта у нас не получилось. Волокна оказались короткими.

dscn8436 cr


Технология изготовления конопляной нити

Для прядения главными орудиями труда служили веретено и прялка. В нашем селе до наших дней сохранилось много веретен и прялок, т.к. есть еще мастера, умеющие прясть овечью шерсть.

С одной такой умелицей я познакомилась, и она мне показала мастер-класс по прядению на простой прялке и на самопрялке. Это народный мастер Яроменко Марина Львовна, проживающая в нашем селе.

Яроменко Марианна Львовна
Яроменко Марианна Львовна

Прялка представляет собой лопатообразную деревянную стойку, обращенную лопастью вверх и закреплявшуюся нижним концом стержня в гнезде скамьи или донца прялки. Кудель привязывали к прялке веревкой, на конце которой была железная или костяная спица. Спицы втыкали в отверстие лопасти прялки. Так как прясть начинали учить девочек с детства, прялки были разного размера: для детей и взрослых. Прялки, хранящиеся в нашем музее тому подтверждение. Позже стали появляться прялки – самопрялки: вертикальные и горизонтальные. В нашем селе бытовали только вертикальные самопрялки. Две самопрялки имеются в нашей экспозиции.

Веретено является главным инструментом. На один конец его насаживалось пряслице, которое помогало веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания волокон. Пряслице делали из глины, позже из мягкого камня или кости. Состояло оно из двух усеченных конусов, соединенных широким основанием. Впоследствии оно послужило прообразом махового колеса самопрялки. Пряха дергала пряху большим и указательным пальцами левой руки, а правая рука держала веретено. Пальцы приходилось все время смачивать слюной. А чтобы не пересохло во рту, пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину.

У меня волокна получились короткие, низшего сорта. Не волокна, а отрепья. Пряжа, спряденная мною, смогла бы пойти только на мешковину, дерюги.

Наконец, сравнивая мою нить с нитью, спряденной Бояркиной У.В., убеждаешься в том, что каким мастерством и умением нужно было владеть пряхам, чтобы спрясть такую ровную и тонкую нить.

Спряденные нити готовы к дальнейшей работе, из них можно было ткать полотно. И тогда пряха становилась ткачихой.

Подобным образом, я достигла своей цели: выяснила технологию и своими руками получила настоящую нить из конопли.


Многие современные люди предпочитают одежду из натуральных волокон, и это вполне понятно и оправдано. Ведь в натуральных тканях человек чувствует себя очень комфортно. Но знает ли кто-нибудь, как трудоемко всегда было создание этих тканей!

Думаю, мне удалось показать, как долго и упорно трудились наши далекие предки - прабабушки над тем, чтобы спрясть нити, из которых потом можно соткать полотно и уж затем выкроить и сшить одежду всей семье. И ремесло это, незаслуженно забытое, называлось прядением и ткачеством. В народе оно ценилось не меньше земледельческого. Об умелой хозяйке уважительно говорили: «Пряла и ткала, весь дом одевала»

Еще нужно было прибавить к этому и то, что сырье сначала надо вырастить и собрать урожай. Но зато и носили эти вещи долго, даже передавали их по наследству. И пример тому, этот рушник, который послужил поводом для этой интереснейшей работы.

Насколько находчивы, мастеровиты и трудолюбивы были наши предки, если  из одной единственной сельскохозяйственной культуры вручную создавали целый мир вещей и продуктов! Может, оттого и сумел выжить народ на этих просторах, не потеряв свою индивидуальность и самобытность.

В заключение хочется отметить, какую богатую коллекцию экспонатов удалось собрать для экспозиции музея. Она поможет обучающимся нашей школы ближе ознакомиться с традициями нашего народа, крестьянским бытом, ремеслами, и, надеюсь, положит начало возрождению интереса к традиционной крестьянской культуре, чего так не хватает современной молодежи.


Перейти к содержимому