Мои учителя и наставники. Признание в любви
Катерина Ивановна Данилова — завуч по воспитанию в нашей школе № 1, учила наш костяк выразительному чтению и, соответственно, устному анализу поэтического текста, и мы всегда с приветственным монтажом, без микрофонов, выступали в ДК и в театре на различных городских сборах и собраниях. Как мне пригодилось затем в жизни, а главное — в работе в школе (и при передаче опыта в клубе юных поэтов и прозаиков) это умение!
Однажды к нам в школу пришли тренеры, они набирали детей в разные секции, и я, конечно же, пошла на баскетбол. Главное, что вынесла от спорта, при том, что он не стал главным в жизни — коллективные интересы при личной инициативе. В седьмом классе мы начали бороться за справедливость, и стали «юными друзьями милиции». Не стукачество, а умение наблюдать, анализировать и предотвращать беду. Здесь приучили нас к разумной храбрости, стремлению прийти на помощь и вере в закон (во всяком случае, всегда оценивать происходящее с точки зрения принесения вреда или пользы людям). Кстати, адвокатура была одной из рассматриваемых мною при поступлении возможных профессий, наравне с литературой, философией и живописью.
Александра Степановна Ивлева, наша учительница по математике, вела у нас в 4-5 классах кружок занимательной математики.
Кто бы знал, как это было интересно: через погружение в историю узнавать не только особенности написания и вычисления, но путешествовать по разным странам и древним цивилизациям.
Нам так нравилась математика, что, когда Александру Степановну замещал иногда Василий Пантелеевич Субанаков, мы щелкали задачи как орешки, выполняя не только все возможные задания из учебника и сборника дидактических материалов, но и всю домашнюю работу делая в классе. Василий Пантелеевич только удивленно разводил руками: «Что за класс!».
У нас появился новый предмет: ботаника, а потом — зоология. Впервые попав в кабинет биологии, мы были очарованы примерно так же, как нынешние дети, попади они вдруг в Хоггвардс Гарри Поттера. Здесь самая большая стена представляла собой сплошные ряды высоченных (как нам тогда казалось) шкафов с дверками на замках, а за таинственно поблескивавшими стеклами — нечто совершенно невообразимо волшебное: чучела и пробирки, колбы и реторты с чем-то плавающим внутри, какие-то грибы, приборы, схемы, микроскопы, а в углу стоял самый настоящий скелет. Мы все пытались украдкой разглядеть это богатство на уроках, но открывались дверцы для нас крайне редко. И когда хозяйка всего этого богатства предложила нам однажды прийти на биологический кружок, записались все, пришли уже меньше, а остались совсем немногие.
Тамара Николаевна Тургенева научила меня делать своими руками модели из соленого теста, а затем расписывать их (чтобы стали как настоящие), здесь впервые я узнала о диорамах и макетах, и это очень пригодилось затем в жизни в детском школьном театре при создании сценографии, а нынче в музее — экспозиций наших многочисленных выставочных пространств.
Конечно, без Нины Ивановны Козловой, учителя географии, не было бы у меня интереса к краеведению, умения вести поиск, описывать его результаты и подводить итоги, так оформляя исследовательские проекты, чтобы самостоятельно, уже без помощи и кураторства взрослых, стать после девятого класса победителем областного конкурса с призом — путевкой на тур. базу бухты Песчаная на Байкале. А какие были у нас походы!.. Но об этом нужен отдельный рассказ.
Когда у нас появилась в восьмом классе химия, никто и не ожидал увидеть в качестве учителя такую тонкую и красивую Наталью Федоровну Коркину. Она ничем не отличалась от нас, и потому первые полгода в освоении химии были потеряны. А потом она стала нашим классным руководителем, и мы поняли, что это — настоящий друг.
У меня есть личные причины сказать Наталье Федоровне спасибо. Дело в том, что я росла быстро, при манекенном росте ноги выглядели еще длиннее, а вот форма школьная так и оставалась прежней, становясь все короче. Меня вызывали в учительскую, требуя быть прилично одетой, а я не знала, что и делать. В Детском Мире (именно там продавали школьную форму) не было нужной длины, шить я, понятно, не умела, а заказывать — да попросту у меня денег не было. Что делать? Хоть плачь…
И тут Наталья Федоровна берет меня за руку и ведет к себе домой. Выполняет мерки и говорит:
Какая тебе форма? Ты уже взрослая совсем. Давай сошьем тебе платье. И подлиннее, а то вдруг еще вырастешь? Такая ткань тебе нравится? А фасон?
И я, единственная из всех, пришла в школу в специально, и надо сказать, мастерски отшитом платье. Правда, меня снова пытались «проработать», дескать, опять выделиться хочешь? Но, как я понимаю, заступилась Наталья Федоровна, и от меня отстали.
А я после этого всерьез стала интересоваться моделированием и пошивом. Спасибо, Наталья Федоровна!