img 8352
Проекты музея

Плавильный котел или бочка с огурцами?

Конечно, всем интересно, о чем такой странный вывод: смешение вкусов или приобретение новыми «огурцами» вкуса рассола общей бочки, куда свежие корнеплоды попадают для досола?

Разумеется, речь не о настоящих огурцах. Так образно можно представить основную проблемную дилемму, стоящую после экспедиционных поездок перед командой проекта победителя конкурса 2022-1 Президентского Фонда Культурных инициатив «Истоки русской культуры земли Черемховской».

Задача перед экспедиционными группами стояла сложная: выявить проявления материальной и духовной культуры современных жителей Черемхово и старожильческих поселений Черемховского района.

img e1270
Определение траекторий будущих исследований

Конечно, не как аксиома, но, в некоторой степени, поисковый компас исследователей был направлен в сторону Русского Севера. Ведь известно, что первыми поселенцами здесь у нас, в Приангарье, стали выходцы из Соль-Вычегодска, Вятчины, Архангельска, Каргополя и других территорий Севера и Северо-Запада Русского государства.

Но такие исследования (на принадлежность культуры старожильческого черемховского населения к северорусской) никогда системно не проводились. В первую очередь, ученых (историков, фольклористов, лингвистов, этнографов) интересовали начальные замкнутые поселения на основных водных артериях: Лене и Ангаре. Ну, и жизнь крестьянства севера Иркутской области: пашенных крестьян знаменитой Илимской пашни. В условиях ограниченных географической замкнутостью деревень и сел в течение двух или даже трех столетий не было массового взаимодействия с другими культурными пространствами, поэтому традиции уклада сохранялись.

Земледельческое освоение южного Прибайкалья активно началось с середины 18 века, когда обширная лесостепь Балаганского уезда Иркутской губернии стала основной житницей Восточной Сибири. А самая значительная доля населения приходилась на поселения притоков Ангары: Белой, Ирети, Голумети. Именно здесь, в центре своеобразного треугольника, очерченного влиянием трех острогов: Балаганского, Идинского и Бельского, раскинулась Черемховская земля.

Но это мы сейчас ее так называем, когда главный центр — Черемхово — стал городом благодаря черному золоту — углю. Именно здесь — точка отсчета наших экспедиций и исторических исследований.

img 9145
Стела на въезде в город Черемхово

А тогда, три столетия назад, значимыми были другие поселения: Бельск, Голуметь, Иреть… Но если Бельск расположен относительно недалеко от Черемхово, то Голуметь уходит напрямик к Саянам. И здесь, на границе с саянскими тропами, ведущими из Маньчжурии, для защиты от «злых мунгал» когда-то, в середине 17 века, поставлен был пограничный русский острог. Точная его судьба неизвестна, бытуют редкие легенды о том, что когда-то острог «раскатали» по степи. Кто: «мунгалы» или выходцы из Монголии — бурятский род воинственных хонгодоров, ныне мирно живущих рядом с русскими на граничащих с Черемховским районом Аларских землях, — неизвестно. Но остался факт: острог исчез, а русские люди остались. И, надо думать, очень непросто им было: в тайге в окружении воинственно настроенного местного народа.

Но, тем не менее, пашня была освоена, а далекая Голуметь стала богатым процветающим селом.

Теперь становится понятна символика герба и символов Черемховского района: благородного оленя тайги марала, острожной башни и черемухи на фоне бескрайних золотых полей.

Черемховский район
Стела на Федеральной трассе при въезде в Черемховские земли

А мы, подводя первые итоги этнографических экспедиционных исследований в рамках проекта «Истоки русской культуры земли Черемховской», предоставляем слово нашему научному руководителю — кандидату исторических наук, доценту кафедры истории и методики ФГБОУ ВО ИГУ Педагогический институт Ларисе Марсовне Салаховой.

Итак, возвращаясь к интригующему проблемному вопросу, определяющему кратко и образно суть и самый общий итоговый вывод экспедиционных изысканий, мы, соглашаясь с Ларисой Марсовной, констатируем:

  • культура Черемховской земли представлена яркими, в недавнем прошлом — довольно многочисленными образцами бытования старожильческого населения;
  • вследствие обширного взаимодействия с соседними поселениями и открытости исторического взаимодействия в 19, 20 веках изначальное русское население Черемховской земли испытало существенные волны пополнения, приняв культуру людей, пришедших из разных регионов России;
  • вместе с тем, ассимиляция не повлияла на исчезновение утвердившихся основ коренного населения, «пришлые» стали сибиряками, сохранив свои корни и приняв культурные коды коренных жителей Черемховской земли.


Перейти к содержимому