img 3962
Краеведческие чтения

Старообрядческие реликвии рода Устиновых

В ходе проведения в мае 2023 года смотра-конкурса музейных формирований школ города Черемхово мы своими руками прикоснулись к семейным реликвиям старообрядческой семьи, представленным на временной выставке музейной Комнаты в школе № 23. Конечно, мы удивились, и — да, книги, действительно, старые: в настоящем кожаном переплете, с металлическими застежками. Здесь же были представлены две семейные фотографии, поминальная книжка главы семьи, но две реликвии: серебряный восьмиконечный старославянский крест и старинная многорядная икона, — только в фотокопиях. При этом, сохранность иконы такова, что по копии трудно разглядеть сюжет и отнести список к определенному виду. Но то, что эти реликвии — старого толка — несомненно.

Об этом говорят и записи, сделанные в поминальной книжке главы семьи Устинова Парамона Куприяновича, родившегося еще в позапрошлом веке (12.12.1894) и дожившего до 1988 года. Так вот, уже современной шариковой ручкой его рукой вписаны имена предков для поминания, и имена совсем не простые. Мало того, им тщательно выписаны, почти печатные, буквы отмененного еще в начале прошлого века написания русского языка, с надстрочными знаками, принятыми в старославянских (или церковнославянских) текстах, которыми, собственно, и написаны представленные реликвии.

Ну и, конечно, практика записей самых важных событий в молитвенных книгах, которые постоянно в обиходе, говорит о том, что вспоминать об этом и молиться следует всякий раз, как будет открыта эта страница. Парамон Куприянович позволил себе сделать такую запись о смерти жены в 1968 году, а чтобы запись не стиралась (шариковых стержней тогда в обиходе простых людей не было), сделал ее химическим карандашом.

Заметно, что человек грамотный, но пишет так, как был обучен, а именно, еще до реформы русской орфографии в 1918 году.

Еще отличает эти книги упоминание о владельцах, и вовсе не Устиновых. Это может говорить, например, о принадлежности по материнскому роду или о передаче книг для хранения от иных хозяев. Кто они — неизвестно.

Наконец, почему сегодня особую ценность приобретает открытие на территории нашего города семейных реликвий старообрядческого толка? Пока это даже не исследование — настоящее изучение еще впереди, и наверняка уровень его должен отличаться от представленного школьного.

Исторически переселение старообрядцев в Сибирь характерно и для наших мест. Многие из хозяйственных, рачительных и непьющих, крепко верующих многодетных семей отличались деловой хваткой, а их представители, пустившись в коммерцию, становились успешными купцами. Например, известные в нашем городе, да и по всей области (а до революции — губернии) и далеко за ее пределами купцы Щелкуновы и Метелевы были также представителями старообрядческих родов.

А на территории усадьбы Петра Карповича Щелкунова на улице Каменской (ныне — Декабрьских Событий) располагалась собственная домовая церковь. Зачем она вдруг понадобилась, если в десяти минутах ходьбы находился новый огромный храм иконы Казанской Божьей матери? Ответ лежит на поверхности: это была православная церковь старого толка.

Представляем работу Банкиной Алины, ученицы 9 класса школы № 23 (руководитель: учитель географии Доманова И.С.), представленной на научно-практической конференции «Черемховских музейных краеведческих чтений»-2023.

Слово автору

Pages: 1 2 3 4

Перейти к содержимому