История города

Жизнь вокруг тракта

Мы продолжаем публикацию исследовательских статей, посвященных истории улиц города Черемхово. Чтобы составить целостное впечатление, можно ознакомиться с предыдущими публикациями на нашем сайте: начало и продолжение.
Сегодня мы завершаем разговор об улице Большой или Трактовой.

ЧЕМ ЖИЛИ?

Итак, село Черемховское. Можно сказать, жителям его повезло: здесь не было жесткого надзора и гнета, как во многих крупных и малых селах по южной Ангаре и Белой (все они были приписаны к Вознесенскому Иркутскому монастырю), не нужно было платить и десятину, как обыкновенно обязаны были делать пашенные крестьяне, приписанные к острогам и поселениям.

Сельское хозяйство села Черемховского.
Автор: черемховский художник Дмитрий Меркулов

Черемховцы же были приписаны к ямщицкому стану, содержали почтовую станцию и постоялые дворы. Сами селились, в основном, рядом с водой — густо заросшей черемухой чистейшей речкой Черемшанкой, бегущей в Ангару. Кстати, щедрый подарок природы черемховцы всегда использовали с умом. Как бы сейчас сказали, у Черемховской почтовой станции имелась брендовая привлекательность: вкуснейшие пироги с черемухой, наливка на черемухе (чем не итальянское Амаретто?) да пышные шаньги из черемуховой муки со сметаной.

У Черемшанки.
Автор: черемховская художница Оксана Лбова

Как сообщает академическое издание по истории Сибири,

наряду с полевым земледелием в Восточном Присаянье возникло и приусадебное. В усадьбах «позади дворов» возникли огородцы, огороды и конопляники.

Да еще в конце 18 века практически все сибирские крестьяне полностью освоили поначалу навязанную властями новую сельскохозяйственную культуру — картофель.

Указ от 31 мая 1765 г. «О разведении земляных яблок, называемых потетес (картофель)»

А где рожь не уродится, сажать земляную грушу, тартуфель или картуфель, бо оному непогода не страшна.

Кроме быстро ставшего основным блюдом на столе, картофель черемховцы использовали для выпечки ароматных калачей на картофельной опаре, их стряпали сразу во множестве, выносили в сени на холод, подавали к чаю, и оттаявшие калачи были особенно ароматными.

Вспоминает Елена Алексеевна Невидимова (Федорова)

В этом же огороде садили немного картофеля, как правило, элитные сорта. Для посадки картофеля плугом отваливались гребни, в которые руками садили клубни. Впоследствии в Черемхово меня удивило ровное поле, вспаханное под картофель, на котором клубни садили под лопату.

Одно точное наблюдение позволяет нам провести некий срез изменения агротехники картофеля в Черемховском уезде за какие-то 50-100 лет. Если вначале, как и на заимке Невидимова недалеко от Черемхово (о которой говорит очевидец), посадка осуществлялась с помощью лошадей, то затем, с закрытием тракта, жители Черемхово становятся городскими, привычка к включению основного блюда осталась, но способы обработки поля изменились.

Выглядело это так.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?

Дальнейший рост селения был обусловлен развитием ремесел и услуг, необходимых для обслуживания тракта. Строители, дорожники, ямщики, трактирщики, кожевенники, кузнецы, колесники, шорники, бондари и плотники, — вот далеко не полный перечень профессиональной принадлежности черемховских жителей.
При этом, в Черемхово наблюдалось четкое расселение жителей по профессиональной принадлежности. История улиц, связанная с профессиональными занятиями жителей, будет исследована нами в ближайших публикациях рубрики.

Ремесленники села Черемховского.
Автор: черемховская художница Тамара Кураптева

Как коренные крестьяне могли стать мастеровыми? А здесь опять помог тракт, проходивший через село. Оседавшие в поселении бывшие этапники, владевшие на родине различными специальностями, предлагали свои услуги, становясь востребованными и в сибирском челе Черемхово. Но настолько удачно судьба складывалась не у всех.

Сибирь, история. Земледелие, промыслы // «История Сибири с древнейших времен…» (1968) под редакцией акдемика А.П.Окладникова

Ссыльные частично погибали во время невероятно тяжелого пути. Отметка «умерли в дороге» — нередкое явление в росписи ссыльных. Некоторые уходили в посады и гарнизоны, другая часть насильно посаженных на пашню людей, нередко не имевших достаточных навыков, сил и средств, «бродила меж двор» или бежала в поисках свободы и лучшей жизни дальше на восток, а иногда обратно на Русь.

Известный черемховский краевед Петр Францевич Требуховский, описывая тяжелую долю осужденных на каторгу, рассказывал об обычае, существовавшем в черемховской пересыльной тюрьме. Одинокие женщины, пришедшие по этапу, могли облегчить свою участь, найдя себе мужа среди холостых осужденных, живших в Черемхово на поселении. Видимо, не зря просили Святого Николая облегчить участь. Смотрины устраивались в здании самой пересылки. Практически незнакомые люди, объединенные общей бедой, могли использовать свой последний шанс. Капризничать: нравится-не нравится, — не было возможности, люди старались найти человека из родных мест, поэтому главный вопрос был: «Откуда?». Если ответ: «С Орловщины», «С Воронежа».., — был желанным, то сговор был решен, свидетели: двое женатых таким же образом и осевших в Черемхово мужчин ручались за жениха, и новая черемховская семья становилась оседлой.

Пришедшие по этапу. У стен пересылки.
Литография по рисунку И.М.Прайса

КАК ДУШИ СПАСАЛИ?

Пересылка находилась на самом краю села с западного входа по тракту, здесь же был колодец, барак охраны, лазарет. А если двигаться по улице Трактовой дальше, слева (там, где еще недавно был магазин № 43 и располагается Водоканал) находился храм — Николаевская церковь. Как мы знаем, именно Николай Угодник (как называли этого святого в Черемхово) был самым почитаемым, поскольку покровительствовал всем категориям жителей Черемхово: проезжающим, крестьянам и угнетенным, идущим по тракту. Кстати, под защитой Николы Угодника находились пришлые и после смерти. Если кому из кандальником доводилось умереть в Черемхово, его хоронили на кладбище за Николаевской церковью (там, где сейчас поворот на ПАТП).

Когда было поставлено первое здание Никольской церкви, неизвестно, но мы знаем, что существовала практика открытия часовни либо церкви при определенном количестве дворов. Так, для постройки церкви их должно было быть не менее двадцати пяти. А вот часовню вполне могли соорудить члены трех первопоселенческих семей: Кабаковых, Гришевых, Чижухиных, которых к началу шестидесятых годов восемнадцатого века стало на Черемховской станции уже около сорока человек.

Во всяком случае, известно, что к концу 18 столетия деревянный храм уже пришел в негодность, и новое здание церкви было построено в 1797 году во имя Святителя Николая Чудотоврца. При строительстве нового храма были совмещены разные материалы, так, основание было каменным, а фасад и навершие — из дерева. Этот храм прослужил черемховцам и жителям окрестных заимок и деревень целых сто лет.

Поскольку раньше церкви выполняли основные общественные функции: вели учет населения (метрические книги), фиксировали социальную принадлежность прихожан, мы можем точно знать, кто же жил в Черемхово лет так сто шестьдесят назад. Итак, в 1862 году в селе всего было 382 двора, из них две трети — крестьяне (полторы тысячи человек), одна треть — поселенцы (115 дворов, где проживали 406 мужчин и 376 женщин). Вот теперь понятно, почему квартирный вопрос был актуальным уже тогда, потому как жили пришлые люди не в собственных домах, а в неких совместных зданиях, типа общежитий.

Кто же еще проживал в это время в Черемхово? Церковные переписи дают нам ответ и на этот вопрос. Итак, отставные военные (31 человек вместе с семьями), 12 семей ясашных бурят, 5 еврейских семей и казаки (34 мужчины и 23 женщины).

Никольская церковь, г. Черемхово, 2 половина 20 века

К середине 19 века Николаевская церковь обветшала, и в 1887 году начали строить новую, через четыре года, в октябре 1891 года она уже была готова и освящена во имя «Божией матери, иконы ея Казанская».

К сожалению, полной фотографии Казанской церкви не сохранилось, мы можем лишь рассмотреть силуэт храма на заднем плане панорамной съемки села Черемховского в начале 20 века. И еще одно фото, тоже 20 века, скорее всего, уже при советской власти, позволяет нам увидеть пусть не все здание, но с более близкого расстояния.

Что же это такое: оба храма, и — никакой (практически) визуализации. Но определенную подсказку об устройстве и внешнем виде отдельных деталей черемховской Казанской церкви нам сообщает фундаментальное издание Иркутской епархии, выпущенное крайне ограниченным тиражом к 2000-летию христианства на Руси.

Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века, — Москва, «Галарт», 2000, с.420.

Каменный четверик по фасадному убранству близок церквам: Николаевской в с. Кимильтей и Троицкой в с. Зима

А МЫ ПРОДОЛЖАЕМ
НАШЕ ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО ТРАКТОВОЙ-БОЛЬШОЙ

На Большой лучшие места были в центре у реки, и издавна были заняты состоятельными жителями. Так, на месте нынешней автозаправки Крайс по ул. Первомайской сразу после моста через Черемшанку стояли дома купцов и зажиточных жителей. Рядом были несколько зданий, принадлежащих Кадниковым, о которых известно, что это — купцы, держатели постоялого двора, а один из представителей фамилии даже был волостным старшиной.

ЧЕРЕМХОВСКИЙ КЛОНДАЙК

В жизни села Черемховского на протяжении трехсот лет были разные периоды, аналогичные жизни обычного человека: зачатие, рождение, детство, отрочество, взросление и активное развитие. Это развитие было связано с промышленной добычей «горячего камня» — черного угля. Изучая черемховскую историю, мы знаем, что о свойствах «горячего камня» местным было известно давно: буряты использовали его при плавлении руды, поскольку были знатными мастерами, научившими затем своему искусству и русских из Енисейска. Недаром буряты считают, что название Черемхово произошло от бурятских слов «чугун» и «уголь», как сообщил (на 12.13) на открытии совместной выставки в нашем музее мэр соседнего Аларского района Дульбеев Р.В.

В забое.
Автор: черемховский художник Дмитрий Меркулов

Кстати, далеко не сразу исследователям черемховского угля удалось доказать, что залежи «горячего камня» — это действительно мощное месторождение с отличными качествами.

Т.Ковальская, А.Петров. Черемховские копи начала ХХ века в лицах, — Иркутск, 2017, с. 7


Четкие сведения, что под Черемхово есть месторождения каменного угля, записаны в отчетах геологов Александра Чекановского и Ивана Черского, которые в 1868-1871 годах проводили геологические исследования по линии ВСОРГО. Позднее Обручев и Карл Богданович, изучая полосу строящегося Транссиба, подтвердили, что «горячий камень», как называли его местные жители, даст развитие территории.

Но официальные промышленные разработки черемховского каменноугольного месторождения начались лишь в самом конце 19 века, когда на смену тракту был проложен новый транссибирский путь — железнодорожный. Казалось бы, притрактовое село, с закрытием тракта, должно было потерять свою значимость, но произошла удивительная историческая метаморфоза: смена экономических ролей, и жители из мастеровых стали горнорабочими.

Добываемый в Черемховском уголь был необходимым условием функционирования железной дороги.

Схема расположения угольных копей вокруг Черемхово с обозначением трактовой улицы и железной дороги, 1907 г.

Результатом «угольной лихорадки» стали вырастающие вокруг главного села, рядом с шахтами, копейские поселки.

Черемхово.
Автор: черемховский художник Андрей Кустов

За 20 лет активной эксплуатации месторождения село Черемховское стало промышленным центром Иркутской губернии, к 1912 г. его население уверенно перешагнуло десятитысячный рубеж, в 1916 году Черемховский уезд выделился из Балаганского, вобрав земли по обе стороны Ангары, а 3(16) июня 1917 г. постановлением Временного правительства А.Ф.Керенского Черемхово был присвоен статус города.

На Большой (бывшей Трактовой) как грибы после дождя, стали появляться фешенебельные магазины,

Новое купечество. Магазин Батова.

вместо дорожного месива вперемежку с конскими «яблоками» центр Черемхово стал по праву называться мостовой, здесь без опасений можно было прогуливаться в цивильной обуви.

В 1914 году Черемховский приход включал около 9 000 человек (правда, вместе с шахтовыми поселками и ближайшими заимками). Вот выписка из Клировой ведомости Казанской церкви о составе прихода.

Впервые мы видим в Клировой ведомости выделение отдельной социальной группы дворян, количество которых для бывшего трактового села было весьма существенным: 65 человек.

Улица Большая стала застраиваться зданиями не только коммерческого предназначения, но и обеспечивающими образовательно-культурные потребности.

Т.Ковальская, А.Петров. Черемховские копи начала ХХ века в лицах, — Иркутск, 2017, с. 68

Самый большой вклад в развитие экономики, просвещения и культуры села Черемхово внёс нижнеудинский 1-й гильдии купец Пётр Карпович Щелкунов, человек прогрессивной просветительской деятельности и социальной ответственности.
Он занимался не только каменноугольной отраслью, но и построил заводы, большую больницу, училище для детей рабочих и крестьян и «школьный городок» – образец идеального учебного центра. Совместно с купцом Метелевым открыл Торговый дом, а вывески с его предприятиями были известны жителям Иркутска, Балаганска, Киренска.

Здание магазина Щелкунова П.К.

Мощной личности Петра Карповича Щелкунова и его вкладу в развитие Черемхово будут посвящены отдельные публикации. А пока — обратите внимание на служащих Торгового Дома «Щелкунов и Метелёв». Интересно взглянуть, не правда ли? Очень самодостаточные личности на фоне совсем еще недавно патриархального трактового сибирского села. Кстати, потомки этих черемховцев начала 20-го века и сегодня, спустя столетие, проживают в нашем городе.

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…

!917 год стал для Черемхово поистине переломным: бывшее село стало городом, и сразу же сменилась власть. «Кто был ничем — тот станет всем!». Смутному времени по-черемховски также будут посвящены отдельные публикации. А пока — мы впервые публикуем общее фото участников 3 городской конференции ЛКСМ, прошедшей в историческом здании бывшего высшего приходского училища Министерства народного просвещения (ныне — художественная школа № 1).

Новое время — новые лица.
Первые черемховские комсомольцы, 1923 год

А изменения коснулись практически всех значимых зданий Большой улицы. Во-первых, как мы знаем, она стала Первомайской, во вторых, изменилась и содержательная направленность, так, здание магазина купца Батова стало Народным домом, еще в одном бывшем купеческом особняке открылся кинотеатр «Динамик».
А вот в здании мощной щелкуновской «крепости» разместилась редакция и типография первых в Черемхово советских газет: «Красного углекопа» и — позже — «Черемховского рабочего».

Дальше — больше. В 1930-х годах закрылась церковь, летом 1935 года ее здание было передано аэроклубу.

Из воспоминаний начальника аэроклуба Алексея Бессонова

В том же 1935 году, при активном участии бывших инженеров треста «Черемховуголь» Василия Егоровича Кононова и Федора Петровича Загребельного на церковной каланче была сооружена парашютная вышка. Вместо церковных колоколов на каланче был подвешен розовый купол парашюта, с которого совершила прыжок не одна сотня бывших богомольцев. С этой вышки прыгали и старики: Бункус Харлампий Николаевич, которому было 75 лет, Бессонов Иван Иванович, семидесяти лет, с белой, как лунь, бородкой, Юринский Федор Андреевич — 65 лет и другие.

Правда, один из прыгавших парашютистистов разбился, и тогда прыжки прекратились. Здание взорвали, а на каменном фундаменте из кирпичей церкви построили школу, которой был присвоен номер — 25. В настоящее время в этом здании находится корпус № 1 Черемховского педагогического колледжа.

Впоследствии недалеко от здания советского просвещения на месте бывшего дореволюционного ресторана (правда, некоторые говорили: кабака) был выстроен замечательный кинотеатр «Октябрь» (сегодня — торгово-развлекательный центр), который имел два зрительных зала, пользовался огромной популярностью у горожан в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века.

Кстати, именно в этом кинотеатре на вечерних сеансах в конце шестидесятых апробировалась модель коммунистической морали: зрители покупали в кассе билеты, но контролера на входе не было. Все старались продемонстрировать друг другу собственную сознательность, предъявляли окружающим свои билеты и осуждали мальчишек-безбилетников, пытавшихся «зайцем» проскочить на сеанс. Так жители социалистического Черембасса боролись за звание города высокой культуры и верили (хм…), что таким образом приближают светлое коммунистическое будущее.

Кинотеатр «Октябрь»

Ну и, конечно, как всегда, мы предлагаем вам, наши уважаемые посетители-читатели, совершить не менее увлекательную прогулку с просмотром выпуска № 3 телепередачи «По улицам родного Черемхово».

Своими впечатлениями, пожеланиями, комментариями и дополнениями вы можете поделиться на форуме нашего сайта, пройдя по ссылке внизу статьи.

А мы приглашаем вас посетить следующую нашу экскурсию в прошлое города Черемхово, о которой будет известно в ближайшее время.

Следите за публикациями!


Перейти к содержимому