История города

Черемхово: сквозной путь

Для строительства и поддержания дороги в надлежащем состоянии привлекались сельские общины ближайших сел, и крестьяне старались выполнить повинность до начала посевных работ. А вот как описывает распределение участков тракта исследователь Сибири 18 века Словцов Петр Андреевич в «Историческом обозрении Сибири»: поначалу заболоченные, «гнилые» участки тракта предназначались для попечения бурятским родам, часто кочующим за сотню верст от назначенного. Не удивительно, что проезжать по таким труднопроходимым местам было крайне сложно. И лишь позднее были сформированы специальные ремонтные команды.

Строительство тракта.
Автор — черемховская художница Тамара Кураптева

Поначалу прогоны от Красноярска были очень длинными, так, на 450 верст приходилось всего 4 станции, 8 зимовий, 9 ненаселенных кормовищ для лошадей. Возникла срочная необходимость в строительстве новых, дополнительных ямов.

ЯМ — ПОЧТОВЫЙ СТАНЕЦ НА ТРАКТЕ

Поэтому в 1743 году одновременно Енисейской и Иркутской провинциальными канцеляриями был разослан по уездам Указ о сдаче подряда на строительство новых станций. Таким образом, именно эта официальная дата является началом отсчета нашего поселения: Черемховского станца. Таких станций было всего 39, и расстояние между ближайшими ямами именовалось «дорогой». Так, наша, Черемховская дорога между станциями Половинной и Кутуликской имела протяженность 18 верст.

Генеральная карта Иркутской губернии, 1826 г.

Несмотря на то, что в Сибири изначально и до 1823 г. общей нормой для всех ямов были 50 паев, на черемховской и соседних станциях всегда должно было находиться 20 лошадей.

В докторской диссертации по истории Сибирского тракта Катионов О.Н. приводит государственные основания для создания особого сословия ямщиков:

Еще до присоединения Сибири Иван IV указом 1556 г. освободил ямщиков от всех земских повинностей.

В городу каменья и извести и лесу возить и городу и острогу делать и мостов мостить, и с посадскими и с уездными людьми ни в какие подати тянуть и никакого изделия делать ямщикам не велено, а велено им гонять ямские гоньба
Санный путь.
Автор — черемховский художник Андрей Кустов

Это положение было подтверждено указами в 1619 г. и затем в 1631 г., поэтому не удивительно, что первые три семьи из Бельского и Идинского острогов прибыли на новый Черемховский станец.

Почтовая станция.
Автор — черемховский художник Петр Дубчак

Ведь, обслуживая станцию, жить на отведенной земле можно было, не платя за нее налогов, а для пашенных крестьян сибирских острогов это было очень актуально. Существовал указ не трогать (т.е., не требовать налога) «посаженных на пашню» новых крестьян в Сибири: вначале пусть де они вырубят тайгу, выкорчуют пни, распашут землю… Причем предлагалось занять столько земли, сколько хочешь. А вот потом — будьте добры — десятую часть отдать. Это минимум. Иногда сибирские пашенные крестьяне облагались и дополнительным оброком. И вот, у кого-то (как у семьи нашего первопоселенца Степана Кабакова) семья была немногочисленная, сам он — лет преклонных, а у кого-то (как у Гришевых и Чижухиных, где главы семей тоже уже молоды не были), хоть семьи и поболе — 17 и 9 человек, — да все легче без налога прожить. А здесь — пожалуйста: сей бесплатно, как себе для прокорма, так и для содержания лошадей и проезжающих.

Крестьяне черемховского стана.
Автор — черемховский художник-Дмитрий Меркулов

Если вначале на территории самой почтовой станции должны были не только поменять лошадей, но и путников обслужить: накормить, в бане помыть и дать ночлег, то позже, по мере разрастания вокруг Трактовой улицы села, состоятельные жители стали предоставлять проезжающим услуги в отдельно стоящих постоялых дворах. Или, как говорили в Черемхово, заезжих дворах, — сегодня нам известно о существовании следующих «гостиничных комплексов»: Черепанова, купца Жернакова, купца Изотова. Причем интересно, что иногда сами купцы проживали в других селах в стороне от тракта: Голумети, Нижней Ирети, а деньги вкладывали в Черемховском.

Как точно выглядели постоялые (заезжие) дворы, мы можем только предполагать, поэтому представляем здесь разные варианты: в экспозиции нашего музея, в картине и макете черемховских художников, в фильме музейного медиа центра

К сожалению, в настоящее время в составе самой старинной улицы нашего города произошли существенные утраты, но сама Трактовая-Большая-Первомайская, по сути, является памятником, ведь по этой улице проезжали в свое время все путешественники: дипломатические миссии в Китай, исследователи, ученые, писатели, как, например, Антон Павлович Чехов.

В 2019 году наш музей стал обладателем настоящего раритета: подлинных рабочих саней Московского тракта, они демонстрировались в экспозиции выставки «Зимние истории».

Наша длинная Трактовая улица стала не только свидетелем удали черемховских ямщиков,

Как рассказывает известный краевед Петр Францевич Требуховский,

на Николу Зимнего (6 декабря по старому стилю) и Святки в Черемховском устраивались катания: тройки на несколько верст к югу от села со свистом проносились под визг катающейся молодежи и ребятни.
Праздник заключался в следующем: ямщики после молебна в Никольском храме отправлялись в кабаки (их было на Большой не меньше постоялых дворов) и затем навеселе катали желающих.

…но боли и горестей кандального пути. Через наше Черемхово по Трактовой улице прошли в кандалах все ссыльные, как политические преступники, например, декабристы, так и осужденные за уголовные преступления. Так, в нашем городе известен очень уважаемый род Черняховских (его представители — редактор газеты «Черемховский рабочий», известные шахтеры, труженики и фронтовики). Но мало кто знает, что первый Черняховский появился у нас в городе, пройдя пешком в кандалах всю Россию.

Кстати, Святой Николай (Никола Угодник, как называли его черемховские жители), был покровителем не только проезжающих (а это и сами ямщики, и их пассажиры), но крестьян и всех обиженных и угнетенных. Поэтому не удивительно, что в каждой повозке обязательно находился Никольский образок, а мученики, шедшие в кандалах, мечтали о пересмотре дела, облегчении участи и молились о чуде Николаю Чудотворцу.

Кроме государевых преступников и служилых людей, тракт (и наша Большая Трактовая улица как его часть) стал дорогой для продвижения будущих сибиряков: переселенцев из западной части России.

Сибирский тракт. Автор: черемховский художник Петр Дубчак

Село разрасталось, на рубеже 19-20 веков быстро становилось центром промышленной добычи каменного угля, Большая улица стала цивилизованной: появилось электричество, каменные здания магазинов… Наряду с традиционным гужевым транспортом, продвинутые горожане передвигались на современных удобных велосипедах, прохаживались нарядные барышни и элегантные молодые люди.

В здании бывшей этапной тюрьмы после прокладки железной дороги открылся театр, в котором играли приказчики, купцы, жены управляющих копями, штейгеры, политические ссыльные и другие горожане.

Этапный и другие…

Как мы и обещали, все публикации по истории улиц нашего города мы сопровождаем выпусками передачи «По улицам родного Черемхово».

Вот так, вместе с жизнью основанного три сотни лет назад поселения, растет и главная улица нашего города, пропуская сквозь себя историю Сибири и России, и сама становясь историей.

Проходит век за веком, сменился строй, исчезла Большая, и в 1925 году ее переименовывают в Первомайскую, в бывшем каменном магазине открывается Народный Дом, который становится центром совсем иной, советской жизни. Но и это еще не все: в год 50-летия революции, в мае 1967 года, самая длинная улица Первомайская была разделена надвое, причем нижняя, более древняя ее часть, осталась Первомайской, а верхняя стала носить имя Ленина.

А вот что стало располагаться на улице Ленина, — это уже другая история.

Следите за публикациями!


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Я понимаю
Политика конфиденциальности