Полувековой юбилей бренда
Мы продолжаем публикацию статей по истории брендов нашего городах с привлечением выпусков передачи Черемховского телевидения «Черемхово от А до Я», посвященной 100-летию со дня образования города.
Сегодня речь пойдет о БЕЛАЗе — еще одном бренде Черемхово, неотъемлемой примете и символе угольных разрезов. И еще одна причина поговорить о БЕЛАЗе как примете ушедшего советского прошлого, как о предмете гордости совместного производства России и Белоруссии, ну и нашего, черемховского, именинника.
Дело в том, что в 2020 году исполняется ровно полсотни лет, как уголь с наших разрезов вывозят большегрузные карьерные самосвалы марки БЕЛАЗ.
И в окружении каждого черемховца всегда найдется несколько имен и фамилий, связанных с БЕЛАЗом. Так, директор нашего музея — Горбунова Елена Алексеевна — гордится своим отцом Мамаенко Алексеем Степановичем, всю жизнь работавшим на БЕЛАЗе, а мои соседи по площадке — отец и сын — основали уже династию белазистов. Да это и не удивительно: белазисты — люди особой породы, такие же крепкие, как их БЕЛАЗ (машиной этого «монстра» даже язык не поворачивается назвать).
В нашем музее хранится специальная и юбилейная литература практически всех угледобывающих предприятий Черемхово, поэтому мы смогли проследить историю появления этих самосвалов на черемховских угольных разрезах.
Но, если в советское время наши предприятия славились определенной тягой к гигантомании (самый большой шагающий экскаватор в мире работал на нашем Сафроновском разрезе), своевременно обновлялись парки специализированной горной техники, то теперь, когда БЕЛАЗ стал самым мощным грузовиком в мире, наш разрез использует машины средней вместимости грузоподъемностью 45-55 тонн. А может, слишком мощная широкая техника в наших условия и ни к чему? Ведь при увеличении размера уменьшается маневренность, а выработки наших карьеров не всегда настолько открыты.
Но БЕЛАЗ до сих пор, наряду с шагающими экскаваторами, остается одним из главных брендов разрезов Черемхово -города, выросшего на угле.