Возрождение храма Преображения Господня в селе Верхний Булай
Святыни церкви Преображения Господня
В наших краеведческих музеях (школьном и сельском) хранятся экспонаты церковной утвари: подсвечники, кадило, крестик, икона, колокол маленький и большая икона «Благодатное небо» .
Принадлежали ли эти предметы нашей церкви — сказать невозможно, а то, что икона «Благодатное небо» из нашей церкви — сомнений нет. По словам директора Культурно-досугового центра Уваровой Н. П., икону нашли случайно, когда собирали по селу предметы старины для сельского краеведческого музея.
Обнаружила святыню Уварова Галина Константиновна. Икона использовалась в быту как крепкая доска, часть половины крыльца. Середина иконы выбита, судя по всему, ногами. Кроме этого, на ней множество следов от удара топора или ножа. Возможно, на ней что-то рубили. Пытаясь сохранить святыню, повезли её в Иркутск, показали хранителю фондов Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Ирине Буханцевой. Она много лет занимается изучением истории икон, жития святых, и именно она поведала о чудесной закономерности: если найдена икона из разрушенного храма и сохранена, то тогда и храм будет восстановлен. Как видим, она была права.
Заключение специалиста
Написана она добротно, явно в какой-то мастерской, а не кустарем, с применением сусального золота. Лик очень древний для наших мест и особо почитаем христианами. Но на реставрацию уйдет очень много времени, не один год, т.к. очень сильно повреждена. И стоимость ее, по тем временам, немалая — 200 тысяч рублей.
Понимая, что денег таких никогда не будет, художественный руководитель Дома Культуры, Петрова Вера Николаевна, человек творческий, умеющий хорошо рисовать, попыталась «подреставрировать» икону сама. Сейчас эта икона хранится в музее КДЦ. Долгое время все считали, что это икона, но совсем недавно Уварова Н.П. в беседе с потомками старожилов села Ивановых, узнала, что это дверь в алтарь, а вторая дверь долгое время хранилась у Ивановых, Александра Михайловича и его жены. А сохранила её бабушка Александра Михайловича. В настоящее время она хранится у кого-то из родственников, проживающих в г. Иркутске.
Эта информация подтолкнула нас на поиск родственников и второй двери, на ней тоже должна быть изображена икона. Мы быстро нашли дочь Ивановых, Галину Александровну, которая всю жизнь прожила в нашем селе, а в настоящее время переехала жить к сыну в Иркутск. Она-то нам и сказала, что икона хранится у внука, Иванова Андрея Иннокентьевича, нашего бывшего выпускника 1972 года. Созвонившись с ним и объяснив свою просьбу, мы тут же получили фотографию иконы.
Хранится она у него дома как семейная реликвия. По его словам, он тоже обращался к реставраторам, но они сказали, что икона реставрации не подлежит, т. к. очень плохо сохранилась, доска изгнила. Икона называется «Новозаветная Троица». Просмотрев информацию об этой иконе в интернете, выяснили, что икона это языческая, «неправильная», но как же она могла появиться в православном храме, да еще на дверях алтаря? Ответить на этот вопрос, я думаю, попробуем в следующей исследовательской работе, посвященной изучению икон.
Новые экспонаты
В августе этого года через наше село, по дороге в заповедный Бельск, проезжала группа туристов. Организатор группы попросил руководителя нашего музея Малыгину Ольгу Васильевну провести экскурсию в старый разрушенный храм, а затем показать и рассказать о новом, строящемся храме Преображения Господня.
Среди туристов оказался потомок одного из первых священнослужителей нашей Преображенской церкви: священника Верхнебулайской Преображенской церкви Казанцова Алексея Николаевича (1880 — 1889) и его сына, священника Верхнебулайской Преображенской церкви Казанцова Павла Алексеевича (1887 — 1894).
Это был Медведев Сергей Иванович, историк-исследователь иркутской документальной фотографии дореволюционного периода, филокартист. Кроме родословной, Сергей Иванович подарил нам копию метрической справки с печатью нашей церкви и копию фотографии 1907 года, где изображена его прапрабабушка по материнской линии со своими детьми.
В свою очередь, его очень интересовало все, что связано с нашим старым храмом. Мы ему рассказали и показали дом, где жили все священники, и там же функционировала церковно-приходская школа. Это старинное здание, с множеством больших окон, находящееся напротив церкви. В настоящее время в нем размещается фельдшерско-акушерский пункт, давно требующий капитального ремонта. Мы обменялись телефонами, т. к. впереди у нас продолжение поиска, исследований и обмен информацией.
Заключение
Изучая историю многострадального храма родного села, я поняла, как много значила для русского народа православная церковь, вера, молитва. Православие является традиционной религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие формирует мировоззрение русского народа, культурные традиции и образ жизни, регулирует человеческие отношения в семье, определяет отношение россиян к государству, людям.
Такое же огромное значение имела и имеет церковь для наших односельчан. Доказательством этому служит возведение храма, который строится по инициативе и на средства народа.
Выполнив все задачи, я достигла поставленной цели: воссоздала историю храмов в селе Верхний Булай. Но впереди еще много интересного и малоизученного, в том числе история и значение икон, написанных на вратах алтаря.
Результаты моей работы могут быть полезны посетителям школьного музея, учителям, ученикам при изучении истории родного края.
Примечание
- http://mion.isu.ru/pub/church/index.html
- https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevskij/znachenie-pravoslavija-v-zhizni-i-istoricheskoj-sudbe-rossii/#0_47
Литература и источники
- Демешек Л.М. «Иркутск в панораме веков: Очерки истории города», Восточно-Сибирская издательская компания, 2002
- Калинина И.В. «Православные храмы Иркутской епархии» М:. Галарт 2000
- Архивные материалы школьного краеведческого музея.
- Информаторы:
Бельков Д., 1962 г.р., житель с. Голуметь – настоятель храма Преображения Господня, с. Верхний Булай
Уварова Н.П. 1962 г.р., уроженка с. Верхний Булай;
Уварова Г.К., 1938 г.р., уроженка с. Верхний Булай: