Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Возрождение храма Преображения Господня в селе Верхний Булай 

Черемховцы и гости нашей земли, проезжая через село Верхний Белый в Заповедый Бельск, всегда спрашивают: а что это за развалины на пригорке?

И как же больно жителям старинного села, что их достояние - деревянный храм Преображения разрушается десятилетиями у них на глазах.

Вот это разрушение устоев, целенаправленно начатое еще в советсткое время почти 100 лет назад, объединяет оба села: Бельск и Верхний Булай, с одной разницей: в Бельске храм был каменный.

Но если история восстановления храма в Бельске пока не имеет положительного результата, то жители Верхнего Булая сами, с Божьей помощью и спонсорами (настоящими, пожелавшими остаться неизвестными) практически выстроили новый храм рядом с разрушенным прежним.

Вместе с руководителем, Малыгиной Ольгой Васильевной, ученица 6 класса Верхне-Булайской школы Нестерова Милена, продолжая работу ученика той же школы Игнатьева Андрея, представила на научно-практической конференции "Карта открытий: истории земли Черемховской" в рамках III музейных "Черемховских краеведческих чтений" исследовательскую работу "История Преображенского храма в селе Верхний Булай".

Слово автору

Из истории России мы знаем, что русский народ принял христианство в качестве государственной религии еще в конце X века, при князе Владимире Святославовиче. С тех пор стали строиться храмы по всей Руси. Места для постройки выбирали самые красивые.

Памятник архитектуры
Памятник архитектуры

Не стало исключением и наше село Верхний Булай. На самом видном месте, на высокой горе стоит и продолжает разрушаться церковь Преображения Господня.

А чуть поодаль виднеется строящаяся новая церковь. Много вопросов возникает в связи с этим: почему не реставрируют старую церковь, а решили построить новую? почему не разберут старую и не построят на этом, годами намоленном месте, новую? Размышляя над этими вопросами, я поняла, как актуальна эта тема не только для меня, но и для всех жителей села.

Я решила, соединив воедино самые разные источники разного времени, воссоздать историю храмов Преображения Господня в селе Верхний Булай Черемховского района Иркутской области.

Была проанализирована литература, газетные статьи, архивы школьного музея и другие источники в сети Интернет, связанные с данной темой. Я провела социологический опрос школьников нашей школы и жителей Верхнего Булая «Нужна ли нашему селу церковь?» и встретилась со старожилами села, старостой Уваровой Н. П., взяла у нее интервью. Познакомилась с настоятелем, отцом Дмитрием и выяснила, как идет строительство церкви в настоящее время.
В школьном музее я познакомилась с документами, информацией по истории села, с экспонатами церковной утвари, предположительно принадлежавшей нашей церкви.

Из книги «Иркутск в панораме веков: Очерки истории города» узнала, что православие в Прибайкалье стало распространяться с появлением русских первопроходцев. В книге «Православные храмы Иркутской епархии» я нашла сведения о первых двух церквях села Верхний Булай и фотографию Преображенской церкви 1994 года.

Основная часть

Церковь Преображения Господня в конце XIX начале XX века

Исследователь П. А. Словцов писал

...где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь кроме церкви.

Дата основания села Верхний Булай - 1775 год, а первое упоминание о церкви датируется 1839 годом. Считается, что в этот год церковь была перевезена в Булай из села Никольского, расположенного на о. Байкал. Затем жители решили построить новую церковь, а старую перевезли на конях в село Нены, где вскоре она и сгорела. Новую церковь построили всем селом к 19 августа 1876 г. Так как строительство было закончено к великому христианскому празднику Преображения Господня, то и название ей было дано - Преображенская.

001

Церковь представляла собой типичное для Восточной Сибири второй половины XIX в. сооружение с четвериковым храмом и ярусной колокольней над папертью. Рубленые из бревен стены были обшиты досками, имитируя ленточный руст, углы были акцентированы филенчатыми лопатками. Карниз алтаря переходил в виде пояса на стены храма, разделяя его на ярусы, вновь продолжался над стенами трапезной, затем членил четверик колокольни. Выделялись наличники окон с тонко выполненным декором в стиле раннего барокко. Стены были оштукатурены, побелены и покрыты росписью.

Из книги Православные храмы Иркутской епархии
Из книги
Православные храмы Иркутской
епархии

Церковный приход был большим, по праздникам и выходным сюда съезжались с ближних и дальних деревень. В книге «Православные храмы Иркутской епархии» есть сведения о том, что в Верхне-Булайском Преображенском приходе насчитывалось 2288 душ, из них 1190 мужчин и 1098 женщин.

Здесь совершались таинства: крещение детей, венчание, причащение. Во время работы в областном Государственном архиве мы нашли запись венчания прабабушки и прадеда руководителя работы Малыгиной О.В.

Запись метрической книги Преображенской церкви

«21 мая 1903 г. Стоньякъ Михаил Яковлевич и Анастасия Емилiанова Оба православные. Священик Павел Волочнов. Восприемники Василий Михайлович Ханиковъ и Елисавета Николаевна Храмцова».

Также священник принимал людей на исповедь, отпевал усопших, наставлял сомневающихся, вместе с прихожанами молились за здравие родных и близких, за души усопших. Умерших священников и знатных людей хоронили около церкви, о чём говорят найденные надгробные плиты конца XIX в. недалеко от церкви.

В архиве школьного музея мы нашли воспоминания выпускника нашей школы Андреева Олега, который рассказывает:

«Когда я учился в классе 7-8-м, мы жили в интернате (сам он из деревни Бельково). Частенько мы ходили в опустевшую церковь. Однажды мы нашли череп с двумя заплетенными рыжими косичками. Им мы пугали девчонок»

Этот случай подтверждала и Кузякина Алевтина Михайловна, учитель географии. Это говорит о том, что на территории церкви хоронили не только священнослужителей, но и членов их семей..

Дом священника находился ниже церкви, через дорогу. Дом был большой, из нескольких комнат с множеством больших окон. Сейчас там расположен сельский медпункт.

Из воспоминаний старожила села Игнатьевой Елизаветы Афанасьевны

У священника было двое сыновей и две дочери. Обе дочери были учительницами. Одну звали Татьяна Павловна, работали они в церковно-приходской школе.

По словам старожилов, церковь разграбили в 1930-е годы. До войны действовал здесь опорный пункт, обучали военных. За церковью специально для этого дела вырыли траншеи (следы от них сохранились до наших дней), поставили мишени — получился тир. Через некоторое время здесь оборудовали зерносклад, а в 1950-е годы организовали клуб, где стала собираться молодежь, стали показывать фильмы. Ныне церковь, а точнее то, что от нее осталось, медленно разрушается временем.

Церковь Преображения Господня в XXI веке

003

С начала 2000-х годов жители села стали говорить на сельских сходах о возрождении храма. В Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области был сделан запрос о разрешении восстановления храма, но был получен ответ, в котором говорилось о том, что церковь Преображенская в селе Верхний Булай является объектом культурного наследия, собственник объекта не определен, поэтому никаких работ проводить нельзя.

Тогда встал вопрос о строительстве новой церкви. Инициаторами этой идеи стали директор школы Боровченко Н. Ю. и директор Дома Культуры Уварова Н. П.
5 сентября 2014 года митрополит Иркутский и Ангарский владыка Вадим благословил на возрождение церкви Преображения Господня и выдал Указ на назначение настоятелем храма отца Дмитрия.

Началось оформление разных документов, разрабатывался проект, и наконец-то, в 2016 году началась закладка фундамента силами неравнодушных жителей села. Как не странно, в основном это были женщины. Строительство церкви идет на пожертвование народа и меценатов. К счастью, есть среди людей Черемховского района такие, которые регулярно жертвуют на наш храм немалые деньги и при этом не афишируют себя. Благодаря усилиям наших односельчан и спонсоров храм уже возведен.

img 20210219 170815
С отцом Дмитрием

Но впереди еще очень много работы. Недавно с рабочим визитом в с. Голуметь приезжал митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан, на обратном пути заехал к нам. Он обошел храм вокруг, зашел внутрь и сказал, что ему все здесь нравится и пожелал дальнейших успехов в строительстве храма .

Мне удалось познакомиться с отцом Дмитрием во время службы.

Святыни церкви Преображения Господня

В наших краеведческих музеях (школьном и сельском) хранятся экспонаты церковной утвари: подсвечники, кадило, крестик, икона, колокол маленький и большая икона «Благодатное небо» .

dscn9797
Икона "Благодатное небо"

Принадлежали ли эти предметы нашей церкви - сказать невозможно, а то, что икона «Благодатное небо» из нашей церкви - сомнений нет. По словам директора Культурно-досугового центра Уваровой Н. П., икону нашли случайно, когда собирали по селу предметы старины для сельского краеведческого музея.
Обнаружила святыню Уварова Галина Константиновна. Икона использовалась в быту как крепкая доска, часть половины крыльца. Середина иконы выбита, судя по всему, ногами. Кроме этого, на ней множество следов от удара топора или ножа. Возможно, на ней что-то рубили. Пытаясь сохранить святыню, повезли её в Иркутск, показали хранителю фондов Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Ирине Буханцевой. Она много лет занимается изучением истории икон, жития святых, и именно она поведала о чудесной закономерности: если найдена икона из разрушенного храма и сохранена, то тогда и храм будет восстановлен. Как видим, она была права.

Заключение специалиста

Написана она добротно, явно в какой-то мастерской, а не кустарем, с применением сусального золота. Лик очень древний для наших мест и особо почитаем христианами. Но на реставрацию уйдет очень много времени, не один год, т.к. очень сильно повреждена. И стоимость ее, по тем временам, немалая - 200 тысяч рублей.

Понимая, что денег таких никогда не будет, художественный руководитель Дома Культуры, Петрова Вера Николаевна, человек творческий, умеющий хорошо рисовать, попыталась «подреставрировать» икону сама. Сейчас эта икона хранится в музее КДЦ. Долгое время все считали, что это икона, но совсем недавно Уварова Н.П. в беседе с потомками старожилов села Ивановых, узнала, что это дверь в алтарь, а вторая дверь долгое время хранилась у Ивановых, Александра Михайловича и его жены. А сохранила её бабушка Александра Михайловича. В настоящее время она хранится у кого-то из родственников, проживающих в г. Иркутске.

img 20210405 wa0003
Новозаветная Троица

Эта информация подтолкнула нас на поиск родственников и второй двери, на ней тоже должна быть изображена икона. Мы быстро нашли дочь Ивановых, Галину Александровну, которая всю жизнь прожила в нашем селе, а в настоящее время переехала жить к сыну в Иркутск. Она-то нам и сказала, что икона хранится у внука, Иванова Андрея Иннокентьевича, нашего бывшего выпускника 1972 года. Созвонившись с ним и объяснив свою просьбу, мы тут же получили фотографию иконы.

Хранится она у него дома как семейная реликвия. По его словам, он тоже обращался к реставраторам, но они сказали, что икона реставрации не подлежит, т. к. очень плохо сохранилась, доска изгнила. Икона называется «Новозаветная Троица». Просмотрев информацию об этой иконе в интернете, выяснили, что икона это языческая, «неправильная», но как же она могла появиться в православном храме, да еще на дверях алтаря? Ответить на этот вопрос, я думаю, в следующей исследовательской работе, посвященной изучению икон.

Новые экспонаты 

В августе этого года через наше село, по дороге в заповедный Бельск, проезжала группа туристов. Организатор группы попросил нашего руководителя музея Малыгину Ольгу Васильевну провести экскурсию в старый, разрушенный храм, а затем показать и рассказать о новом, строящемся храме Преображения Господня.

img 20210822 110609

Среди туристов оказался потомок одного из первых священнослужителей нашей Преображенской церкви: священника Верхнебулайской Преображенской церкви Казанцова Алексея Николаевича (1880 -1889) и его сына, священника Верхнебулайской Преображенской церкви Казанцова Павла Алексеевича (1887 - 1894).

Это был Медведев Сергей Иванович , историк-исследователь иркутской документальной фотографии дореволюционного периода, филокартист. Кроме родословной, Сергей Иванович подарил нам копию метрической справки с печатью нашей церкви и копию фотографии 1907 года, где изображена его прапрабабушка по материнской линии со своими детьми.

В свою очередь, его очень интересовало все, что связано с нашим старым храмом. Мы ему рассказали и показали дом, где жили все священники, и там же функционировала церковно-приходская школа. Это старинное здание, с множеством больших окон, находящееся напротив церкви. В настоящее время в нем размещается фельдшерско-акушерский пункт, давно требующий капитального ремонта. Мы обменялись телефонами, т. к. впереди у нас продолжение поиска, исследований и обмен информацией.

Заключение

Изучая историю многострадального храма родного села, я поняла, как много значила для русского народа православная церковь, вера, молитва. Православие является традиционной религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие формирует мировоззрение русского народа, культурные традиции и образ жизни, регулирует человеческие отношения в семье, определяет отношение россиян к государству, людям.

Такое же огромное значение имела и имеет церковь для наших односельчан. Доказательством этому служит возведение храма, который строится по инициативе и на средства народа.

Новый храм
Новый храм

Выполнив все задачи, я достигла поставленной цели: воссоздала историю храмов в селе Верхний Булай. Но впереди еще много интересного и малоизученного, в том числе история и значение икон, написанных на вратах алтаря.

Результаты моей работы могут быть полезны посетителям школьного музея, учителям, ученикам при изучении истории родного края.

Примечания и список использованной литературы

Примечание

    1. http://mion.isu.ru/pub/church/index.html

    1. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevskij/znachenie-pravoslavija-v-zhizni-i-istoricheskoj-sudbe-rossii/#0_47

Литература и источники

    1. Демешек  Л.М. «Иркутск в панораме веков: Очерки истории города», Восточно-Сибирская издательская компания, 2002

    1. Калинина И.В. «Православные храмы Иркутской епархии» М:. Галарт 2000

    1. Архивные материалы школьного краеведческого музея.

    1. Информаторы:

Бельков Д., 1962 г.р., житель с. Голуметь – настоятель храма Преображения Господня, с. Верхний Булай
Уварова Н.П. 1962 г.р., уроженка с. Верхний Булай;
Уварова Г.К., 1938 г.р., уроженка с. Верхний Булай:


Очень интересная работа)

Спору нет, замечательная. Хотелось бы еще увидеть семейное дореволюционное фото, подаренное Сергеем Ивановичем Медведевым.

Перейти к содержимому