Рисунок1
Краеведческие чтения

Школа на улице Забойщика

Для кого-то Малая родина начинается с семьи, дома, двора и улицы, а кто-то ассоциирует свое детство, взросление со школой, ее историей, улицей, на которой она стоит.

Особенно интересна история храмцовской школы № 5, большой, сравнительно новой, объединившей много лет нназад две небольших школы. Какие? Для ответа на этот вопрос ннеобходимо прочесть работу Анны Лебедевой, ученицы 9 Б класса школы № 5, руководитель — Альбина Олеговна Ахметсафина, педагог-организатор этой школы.

Слово автору

2 апреля 1983 года на Храмцовке была открыта новая школа. Новосёлами стали два коллектива старейших школ посёлка: № 7

Школа № 7
Школа № 7

и 29.

Воспоминания о тёплом весеннем дне остались в памяти многих учителей и учащихся

Шли торжественно, колонной, под барабанную дробь, с пионерским знаменем.  Впереди — старшеклассники. Возглавляли колонны школ директора: Иванова Нина Ефимовна и Гладунцова Екатерина Григорьевна.

К месту встречи подошли одновременно, слились в одну колонну и, теперь уже новым коллективом, пошли к школе.

На крыльце новосёлов встречали именитые гости с подарками. Среди них – управляющий трестом «ЧПС» Облизанов Владимир Ксенофонтович, руководитель строительно-монтажного управления «Черемховское Фатахов Радион Мансурович, известный прораб Пахомова Ольга Петровна. Звучали поздравления. Золотой ключ от школы под многообещающим номером «5» вручили Гладунцовой Екатерине Григорьевне.


Первые дни случались курьёзные истории. Учителя и ученики терялись в сложных лабиринтах школы. Постепенно всё утряслось.

Первые успехи и победы

Почти 13 лет стояла у штурвала школьного корабля отличник народного образования, учитель с большой буквы Галина Васильевна Дроботенко.

Г.В. Дроботенко

Дипломат, финансист, психолог, артист. Со всем она справлялась отлично. Ей и сегодня снится школа по ночам, ученики разных выпусков, потому что за 40 с лишним лет она с коллегами и школой стала одной семьёй.

Сейчас Галина Васильевна на заслуженном отдыхе, но дорогу в школу не забывает. Здесь учится её внучка. Здесь её ждут на торжественные линейки. Она готова любому дать совет и подбодрить добрым словом.

И уже около двадцати лет руководит школой Пирожкова Евгения Геннадьевна.

Е.Г. Пирожкова
Е. Г. Пирожкова

Сегодня школа далеко шагнула за рамки обычных школьных предметов, так знакомых педагогам-ветеранам, находящимся на заслуженном отдыхе. И связано это, в первую очередь, с изменением политики государства в сфере образования, с современными требованиями, предъявляемыми и к выпускнику школы, и к организации учебной деятельности. Сегодня вместо обычного мела и тряпки – интерактивные доски, компьютеры и Интернет. Вместо конспекта урока – технологическая карта, вместо методов обучения – техники и технологии, вместо пятёрок, четвёрок, троек и двоек – уровни и проценты. Вместо контрольных работ и экзаменов – мониторинги, ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ. Сегодня в школе неизменно осталось только одно – её душа, то есть учителя. Здесь бок о бок трудятся умудрённые жизненным и профессиональным опытом педагоги-ветераны и недавние выпускники профессиональных учебных заведений, от которых зависит, какой будет наша школа завтра. Но это завтрашний день. А сегодня школа гордится своими выпускниками и тем, что входит в пятёрку лучших образовательных учреждений города Черемхово.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ВЕТЕРАНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Кузнецова Лариса Андреевна, учитель иностранного языка

С чего началась моя школа? Очевидно, с моего детства. Я с подружкой помогала её маме убираться в классах, мама подружки работала уборщицей. Когда классы были убраны, я садилась за учительский стол, похожий на ученическую парту, и представляла себя учителем. А дома игра продолжалась. Я учила письму младшую сестрёнку, ставила ей отметки красными чернилами, сделанными из карандаша.

В первый же день занятий в школе я влюбилась в свою учительницу Анну Ивановну. В семейном архиве до сих пор хранится тоненькая книжица со стихами Агнии Барто, подписанная моей учительницей и подаренная мне за хорошее чтение.


Школьные годы в заботах пролетели незаметно: пионерские сборы, комсомольские собрания, влюблённость в английский язык, институт и снова школа, но уже № 29 и № 5 в городе Черемхово. Так прошло, пролетело, промчалось 45 лет, целая жизнь, яркая, кипучая.


Чаще вспоминаются первые выпуски, чем последние, наверное потому, что были мы почти ровесниками. Общие интересы, общие школьные дела объединяли. Сплачивали. С огромным желанием пели в хоре, готовили тематические вечера, помогали шефам убирать урожай овощей. Походы, турслёты, экскурсии, – всё это помогало формировать ученический коллектив. Ребята учились дружбе, товарищеской взаимопомощи.
У любого учителя есть своя профессиональная тайна. Одна на всех. Каждый год, в ночь на 1 сентября всем учителям снится один и тот же сон. Стоит он у доски и не знает, что говорить. Дети не слушаются, прыгают по партам. Планов нет, а на урок с проверкой пришёл директор школы.


Резюме. Если ты перестал видеть этот чудесный сон, значит ты уже не учитель.
В каких ипостасях не выступает перед нами учитель. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ещё в 29 школе меня выбрали председателем профсоюзного комитета. Дел в профсоюзе много, если, конечно, не работать «спустя рукава».


В обязанности председателя входит не только координировать работу комиссий, но и самому оказывать посильную помощь члену коллектива.


Особая ответственность длиною в четерть века легла на меня, когда приказом директора я была назначена в 1986 году заместителем директора школы по учебно – воспитательной работе.  
Так и прошла жизнь по выверенному маршруту «Дом – школа – дом», но в душе сожаления нет.

Редко кто из педагогов, составляя биографию, подробно описывает личную жизнь.

В своём рассказе Елена Ивановна Максимова о школьных годах вспоминала так.

Начинала учиться я в школе № 20, а окончила школу № 27.  
Мы очень любили школу, любили учиться, потому что у таких учителей, как Г. Т. Филипсон и Войков В. П., плохо учиться было просто нельзя.


Из всех предметов больше всего любила математику, которую преподавал лучший учитель, будущий ректор ИПИ, Кочетков Н. Н.   


Собственно говоря, его методика ведения уроков и решила мою судьбу. Пединститут окончила с той же «четвёркой» по астрономии, почти отличница. Трудовую деятельность начала в Парфёново. Огромное село, богатый колхоз, много молодёжи. Это была самая счастливая пора моей жизни. Времени хватало на всё. Читали лекции, организовывали и проводили вечера, ездили на лошадях в поле, где проводили политинформации; на грузовой машине выбирались в Черемхово в драмтеатр, а ночью писали планы, проверяли тетради, готовили классные часы. Всем коллективом подбирали материал для проведения семинаров, открытых уроков, творческих отчётов.    


Потом вышла замуж, переехала в Черемхово. Стала работать учителем математики. 21 год отдала школе № 7 и 24 года – школе № 5 и ни разу не пожалела о выбранной профессии. Ни разу в семье не попрекнули меня сумасшедшим ритмом жизни. Муж был хорошим баянистом, обыгрывал все школьные вечера. Дочь помогала оформлять классную комнату к праздникам.

Менжурова Альбина Семёновна

Я родилась в 1938 году. Моя родина – село Олонки, а вот жила и училась я в молодом, красивом городе Ангарске. Там я окончила школу. Поступила в сельскохозяйственный институт в Иркутске. Окончила институт с красным дипломом. Осуществилась моя детская мечта – работать на земле. Работе агронома отдавала все силы, все свои знания. Муж мой, Владимир, мечтал стать строителем. Обучался в техникуме города Ангарска. В поисках работы по специальности я зашла в свою любимую школу, да так и осталась. С тех пор я – учитель.

Поначалу было трудно, не хватало педагогических знаний, но упорство и трудолюбие помогли мне преодолеть все препятствия.

Муж, по окончанию строительного техникума, распределился в Черемхово, я – за ним, как декабристка. Устроилась биологом в 29 школу, потом всем коллективом перешли в новую школу, теперь уже под № 5. Первые годы было раздолье мыслям, планам и делам: облагораживали территорию школы, огородив её живым коридором из черёмуховых зарослей. Огромные клумбы цветов перед фасадом школы радовали всё лето прохожих. Я не видела, чтобы кто-то пытался хулиганить: топтать клумбы, рвать цветы, ведь эти «кто-то» и были те самые ученики, которые с декабря начинали выращивать рассаду цветов.

Ребята – биологи участвовали во всех мероприятиях эколого – биологического направления. Первые места всегда были нашими. С этими же ребятишками каждый год ездили на туристический слёт.
За все благие дела гордо ношу звание Заслуженного учителя РСФСР.

Свою педагогическую деятельность я завершила в 2010 году. Но и сегодня моя квартира наполнена детскими голосами. Выпускники бегут за помощью, столкнувшись с трудностями при подготовке к ЕГЭ по биологии. Пятиклашки, вечные участники конкурсов, смотров, ищут в недрах моей огромной библиотеки ответы на каверзные вопросы.

Лидия Абрамовна Никифорова – учитель немецкого языка, единственный в городе преподаватель немецкого языка, ветеран педагогического труда. Вся молодость её прошла в стенах школы № 29. А затем работала в школе № 5. Сейчас Лидия Абрамовна на заслуженном отдыхе, но, как прежде, весёлая, бодрая.

Всегда вспоминает школьные годы, поездку в Волгоград, переписку с детьми из разных стран, клуб интернациональной дружбы имени Юлиуса Фучика, встречи с сыном Ференца Патаки, переписка с моряками военного корабля «Черемхово».

Любимая притча Лидии Абрамовны:
— Когда родился первый учитель на земле, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить своё сердце детям». И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».


Я – самый счастливый человек. У меня есть семья, дети, внуки. Я работала в творческом коллективе, где меня окружали люди, которые поддерживали меня и помогали мне в трудную минуту. Школа – это семья.

УЧИТЕЛЬСКИЕ ДИНАСТИИ

Моя биография? Школа    

Обе упорные до фанатизма, умеющие ставить перед собой цели и достигать их, они были всегда впереди, как гайдаровцы: Иванова Нина Ефимовна и Васильева Ирина Александровна

Нина Ефимовна Иванова

Отличник народного просвещения с 1970 года, учитель русского языка и литературы, с 1971 года – директор школы № 7, а дома – родная тётушка Ирины Александровны Васильевой.

Ирина Александровна Васильева, учитель математики школы № 5, ветеран педагогического труда, с теплотой и уважением вспоминает детские годы, когда, глядя на склонившуюся над тетрадями Нину Ефимовну, мечтала взять в руки стопку тетрадей и проверять их, проверять, исправляя написанное, то хмурясь, то радуясь успехам своих учеников.

Вспоминает И А. Васильева

Рассказы Нины Ефимовны о школе, учениках, педагогических находках и просчётах были известны всей нашей семье. Были в её жизни не только взлёты, но и падения, были радость и слёзы.

Нина Ефимовна, готовясь к очередному уроку, часто читала нам, маленьким девчонкам (мне и её дочерям Елене и Наталье) стихи Н. А. Некрасова и М. Ю. Лермонтова, с ней открывали мы для себя Пушкина, Островского, Толстого. Меня поражало, как восхищённо и трепетно рассказывала она о неповторимой жизни каждого писателя. После таких вечеров я всё чаще убеждалась в правильности своего решения стать учителем.

И вот она, школа. Радость и растерянность одновременно. В работу ушла с головой. Не заметила, как состарилась, поседела, но душа, как прежде, молода.

К. С. Станиславский однажды сказал: «На фальшивом расстроенном инструменте нельзя играть Бетховена». Этот инструмент, имея в виду сущность учителя, должен быть отлично настроен, чтобы не фальшивить на уроке ни в научном, ни в эмоциональном отношении. Смысл жизни учителя, радости и итоги его труда в том, какими станут его ученики.

Чегодаева Джана Фёдоровна, учитель истории школы № 7, ещё одна племянница Н. Е. Ивановой, подсчитала, что их учительская династия существует 100 лет. В их жизни было 13 выпусков, более пятисот учащихся. Каждому досталась минуточка учительского внимания и душевного тепла.

Такова история педагогической династии семьи Ивановых – Васильевых и Чегодаевых, будет ли у неё продолжение, ещё не известно. В семье подрастают внуки и правнуки.

Педагогическая династия Царьковых – Клус

Моя бабушка – Царькова Надежда Михайловна –

учитель с большой буквы, наделённый безмерной добротой умного сердца и высокой культуры общения. В 1965 году окончила Черемховское педагогическое училище и стала преподавать в школе № 20. Это было самое незабываемое время, становление учительского Я. Интересные уроки, участие в семинарах и выступления на конференциях, общение с опытными педагогами, – всё помогало в работе. Активного педагога заметили в коллективе, а администрация школы не один раз награждала мою бабушку Почётными грамотами и благодарностями. В 1973 году школа № 20 была ликвидирована, и Надежда Михайловна перешла в шестнадцатую школу учителем домоводства.

Школа № 16 – школа продлённого дня. После обеда учитель, превращаясь в воспитателя, имеет огромную возможность творить с детьми чудеса. Что только моя бабушка с детьми не делала: строили снежные городки, лепили снеговиков, устраивали представления кукольного театра. Кукол шили на уроках домоводства, сценарии писали на занятиях клуба будущего актёра. Ученики и родители любили и уважали мою бабушку – Надежду Михайловну.

Моя мама – Клус Елена Васильевна –

родилась в 1958 году, после окончания школы поступила в индустриально-педагогический техникум. Позднее окончила Иркутский педагогический институт, факультет «Общетехнические дисциплины и труд» и с 1994 по 2013 годы работала учителем трудового обучения в школе № 15, той самой, которую окончила в далёком 1975 году. В трудовой книжке мамы всего одна запись: принята в школу и уволена в связи с достижением пенсионного возраста. Стаж педагога составляет 19 лет.

Выписка из характеристики: очень старательный и добросовестный педагог, инициатор школьных детских выставок. Награждена грамотами отдела образования.

Я – Клус Людмила Сергеевна –

1983 года рождения, выпускница школы № 5 (1999 г.). Первой учительницей у меня была Троцко Наталья Ивановна. Это она научила меня любить стихи, писать сочинения.

В старшем звене классным руководителем у нас была Лановая Людмила Викторовна, начитанная, увлекающаяся натура. С ней всегда было интересно.

В 2003 году я окончила педагогический колледж, а потом и Иркутский государственный педагогический университет. С 2010 г. – учитель математики и информатики в школе № 5. Работу свою люблю. Информатика – лицо XXI века.

Нет, что не говори, учитель – самая лучшая профессия на Земле.

ВЫ ГОРДОСТЬ НАША, ВЫПУСКНИКИ!

Учителя физкультуры – особый народ.   Это они с первого урока так умеют заразить мальчишек футболом, что иные всю жизнь вылечиться не могут. Тренер футбольного клуба «Шахтёр» Анатолий Пискун, выпускник школы № 5, пришёл в секцию футбола сорок два года назад, да так и остался, верный заветной детской мечте, профессии, своему городу.

Игорь Рупасов – такой же футбольный фанат, как и Анатолий Пискун, тем более, что тренировались они в одной команде, учились в одной школе № 5 у Жигаева Олега Николаевича, любимого учителя физкультуры, которого считают своим наставником, пропагандистом ЗОЖ.

Олег Николаевич гордится своим выпускником Сергеем Малеевым, страстным мотогонщиком (ныне – начальником Отдела по физической культуре и спорту администрации города Черемхово), и Сергеем Гординым, тренером секции по борьбе дзюдо.

Сергей Витальевич Гордин из школьной жизни особо выделяет уроки физкультуры, лыжную подготовку.

В те годы любая школа могла похвастаться приличным спортивным инвентарём и лучшими учителями физкультуры. Среди них называли молодого, но уже подающего надежды Давыдова Эдуарда Борисовича.

И сегодня, если не каждый, то многие посещают секции баскетбола и футбола. Именно здесь ребята получают первые уроки мужества. На занятиях секции формируется их характер. Среди ребят есть и будущие олимпийцы, а пока они посещают уроки Шутова Валерия Евгеньевича, который ещё в детстве решил стать учителем физкультуры.

Вот как об этом вспоминает сам Валерий Евгеньевич.

По-разному приходят в школу учителя. Разные бывают пути. Кто-то претворяет в жизнь детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а у кого-то это – желание быть похожим на своего учителя. 

В школьные годы я с удовольствием занимался спортом, принимал участие во всех соревнованиях за честь класса, школы, города Черемхово.

По окончании школы я сделал свой выбор и связал свою судьбу с физкультурой. За все эти годы я не разочаровался в выбранном пути. Я прихожу в школу, чтобы научить детей быть здоровыми, вселить в каждого ребёнка уверенность, помочь в преодолении трудностей и гордиться своим успехом.

ИСТОРИЯ УЛИЦЫ, НА КОТОРОЙ СТОИТ ШКОЛА

Улица, на которой сейчас стоит наша школа, называется улицей Забойщика.

Это было в далеком 1947-м. В шахте главная профессия – забойщик, который в узком угольном коридоре отбивал отбойным молотком куски угля, а другие бросали его на конвейер. Так и двигался уголек наверх, на-горА (как говорили).

Вот и назвали улицу так, потому что рядом находились шахты. Первыми на ней поселились шахтеры, лучшие люди – ударники шахты им. С. М. Кирова.

Строительство школы № 29 началось в 1949 году, а 1 сентября 1951 года в школе уже шли занятия. Первым директором школы была бывшая зав. гор. райно г. Черемхово Шестакова Мария Михайловна. Завучем – Былков Георгий Васильевич. Вначале школа была семилетней, а с 1956 – 1957 г. была преобразована в среднюю школу.

Школа №29
Школа № 29

Первый год занятия в школе проходили в 3 смены. Классов было немного: девять 5-х, четыре 6-х и два 7-х. Ведь прошло всего 6 лет после окончания войны, и многие дети не учились. Поэтому в 5-х классах сидели 15-16 летние девчата и ребята.

Ходили в школу дети с Гришево, Карьера, со Штольни и с близлежащих деревень (Бабушкина заимка, Забегаловка и др.).

На лошади, которая была при школе, директор Шестакова М.М. ездила по отдаленным районам Храмцовки и привозила учеников, которые бросили учебу из-за нищеты и неразберихи.

На следующий год открыли сразу девять пятых классов!  Коллектив – молодежь, опытных учителей были единицы. Школа носила имя Олега Кошевого. Портреты молодогвардейцев украшали школу. О них велись беседы, ставились сцены из романа «Молодая гвардия».

В 1982 году поднялась большая средняя школа № 5. Планировалась как односменная, но уже на второй год так наполнилась учениками, что перешли на двухсменную работу. Сейчас в школе около тысячи ребятишек.

Слева от детского сада находился роддом, тысячи девчонок и мальчишек родились в этом здании. Справа – пятиэтажки, построены более 50 лет назад. За пятиэтажками – молочный магазин. Он работал многие годы как предприятие молочного завода. Какая разнообразная молочная продукция продавалась здесь! За этим магазином снова идут пятиэтажки, уже поздней постройки. Жильцы этого дома называют их «три поросенка» (т. к. строились постепенно, как в сказке). В одном из них была почта.

Замечательные люди жили и живут здесь. Интересные судьбы.

Виктор Михайлович Калашников – коммунист, почетный шахтер, делегат ХХIV Съезда КПСС, награжденный многими орденами и медалями СССР. А его отец Михаил Николаевич за многолетний труд награжден орденом «Ленина» в 1948 г. 

Его дочь, Ковальская Татьяна Викторовна, закончила с отличием школу № 29, осталась истинной патриоткой своего народа, города, посвящая ему свои лучшие стихи. Татьяна Викторовна — член двух творческих Союзов России: журналистов и писателей.

Хорошилова Тамара Георгиевна, заслуженный врач РСФСР, и многие другие. Родной для них, как и для других жителей Храмцовки, стала эта улочка, по которой не ходят автобусы.

Старая шахтерская улица

Улица Забойщика


Skip to content