dscn9791
Краеведческие чтения

Возрождение храма Преображения Господня в селе Верхний Булай 

Черемховцы и гости нашей земли, проезжая через село Верхний Белый в Заповедый Бельск, всегда спрашивают: а что это за развалины на пригорке?

И как же больно жителям старинного села, что их достояние — деревянный храм Преображения — разрушается десятилетиями у них на глазах.

Вот это разрушение устоев, целенаправленно начатое еще в советсткое время почти 100 лет назад, объединяет оба села: Бельск и Верхний Булай, с одной разницей: в Бельске храм был каменный.

Но если история восстановления храма в Бельске пока не имеет положительного результата, то жители Верхнего Булая сами, с Божьей помощью и спонсорами (настоящими, пожелавшими остаться неизвестными) практически выстроили новый храм рядом с разрушенным прежним.

Вместе с руководителем, Малыгиной Ольгой Васильевной, ученица 6 класса Верхне-Булайской школы Нестерова Милена, продолжая работу ученика той же школы Игнатьева Андрея, представила на научно-практической конференции «Карта открытий: истории земли Черемховской» в рамках III музейных «Черемховских краеведческих чтений» исследовательскую работу «История Преображенского храма в селе Верхний Булай.

Слово автору

Из истории России мы знаем, что русский народ принял христианство в качестве государственной религии еще в конце X века, при князе Владимире Святославовиче. С тех пор стали строиться храмы по всей Руси. Места для постройки выбирали самые красивые.

Памятник архитектуры
Памятник архитектуры

Не стало исключением и наше село Верхний Булай. На самом видном месте, на высокой горе стоит и продолжает разрушаться церковь Преображения Господня.

А чуть поодаль виднеется строящаяся новая церковь. Много вопросов возникает в связи с этим: почему не реставрируют старую церковь, а решили построить новую? почему не разберут старую и не построят на этом, годами намоленном месте, новую? Размышляя над этими вопросами, я поняла, как актуальна эта тема не только для меня, но и для всех жителей села.

Я решила, соединив воедино самые разные источники разного времени, воссоздать историю храмов Преображения Господня в селе Верхний Булай Черемховского района Иркутской области.

Была проанализирована литература, газетные статьи, архивы школьного музея и другие источники в сети Интернет, связанные с данной темой. Я провела социологический опрос школьников нашей школы и жителей Верхнего Булая «Нужна ли нашему селу церковь?» и встретилась со старожилами села и старостой Уваровой Н. П., взяла у нее интервью. Познакомилась с настоятелем отцом Дмитрием и выяснила, как идет строительство церкви в настоящее время.
В школьном музее я познакомилась с документами, информацией по истории села, с экспонатами церковной утвари, предположительно принадлежавшей нашей церкви.

 Из книги «Иркутск в панораме веков: Очерки истории города» узнала, что православие в Прибайкалье стало распространяться с появлением русских первопроходцев. В книге «Православные храмы Иркутской епархии» я нашла сведения о первых двух церквях села Верхний Булай и фотографию Преображенской церкви 1994 года. 

Основная часть

Церковь Преображения Господня в конце XIX начале XX века

Исследователь П. А. Словцов писал

…где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь кроме церкви.

Дата основания села Верхний Булай — 1775 год, а первое упоминание о церкви датируется 1839 годом. Считается, что в этот год церковь была перевезена в Булай из села Никольского, расположенного на о. Байкал. Затем жители решили построить новую церковь, а старую перевезли на конях в село Нены, где вскоре она и сгорела. Новую церковь построили всем селом к 19 августа 1876 г. Так как строительство было закончено к великому христианскому празднику Преображения Господня, то и название ей было дано — Преображенская.

001

Церковь представляла собой типичное для Восточной Сибири второй половины XIX в. сооружение с четвериковым храмом и ярусной колокольней над папертью. Рубленые из бревен стены были обшиты досками, имитируя ленточный руст, углы были акцентированы филенчатыми лопатками. Карниз алтаря переходил в виде пояса на стены храма, разделяя его на ярусы, вновь продолжался над стенами трапезной, затем членил четверик колокольни. Выделялись наличники окон с тонко выполненным декором в стиле раннего барокко. Стены были оштукатурены, побелены и покрыты росписью.

Из книги Православные храмы Иркутской епархии
Из книги
Православные храмы Иркутской
епархии

Церковный приход был большим, по праздникам и выходным сюда съезжались с ближних и дальних деревень. В книге «Православные храмы Иркутской епархии» есть сведения о том, что в Верхне-Булайском Преображенском приходе насчитывалось 2288 душ, из них 1190 мужчин и 1098 женщин.

Здесь совершались таинства: крещение детей, венчание, причащение. Во время работы в областном Государственном архиве мы нашли запись венчания прабабушки и прадеда руководителя работы Малыгиной О.В.

Pages: 1 2 3

Перейти к содержимому