Люди и судьбы

Удивительная судьба

Этой публикацией мы начинаем размещение материалов еще в одной рубрике нашего сайта: Люди и судьбы. Это закономерно: ведь в Сибирь издавна, кроме первопроходцев, попадали люди, чаще всего, не по своему желанию. Как попадали все они — каждый по своему — в Иркутскую область, в Черемхово, как менялись при этом их судьбы, как влияли эти люди на жизнь вокруг, и как жизнь, точнее, время и место влияли на них самих — об этом и будет идти речь.

Конечно, это звучит красиво: могущество России Сибирью прирастать будет, — а вот кто эти богатства будет добывать, кто станет обживать суровые места? Исторически сложилось, что Сибирь  — место ссылки: царской уголовной, политической, советской уголовной, политической… Можно одним емким словом выразить: каторга. Неужто кто-то живет в этой каторге добровольно? —  так, возможно, думает кто-то, глядя на Сибирь со стороны. Но те, кто попал сюда не по доброй воле, оседая здесь и ведя точку отсчета от новой сибирской родины, перенимают и характер ее жителей: вольный, уверенный, справедливый.

Так и наша героиня — коренная сибирячка, скрипачка, уверенная творческая личность, не забывает о том, как ее семья попала в Сибирь, помнит все, несмотря на уничтоженную материальную память рода.

Тамара Ивановна Попова — еще и скромный человек, но помнит и гордится своим священническим родом, щедростью к людям и милосердием своих деда и бабушки, матушки Елизаветы. С горечью и прощающей улыбкой рассказывает о том, как на добро люди отвечали жестокостью. В Ивановке, говорит она, — дом иерейский находился на возвышении, детей было много, все в семье были музыкальны, играли на разных инструментах и пели, и вся семья была и оркестром, и хором. Сама матушка была учительницей, вела воскресную школу, на праздники собирала корзины с дарами, их раздавали бедным семьям с детьми. Этим же детям дважды в год семья священника дарила сшитую руками матушки одежду.

Кроме мамы Тамары Ивановны, все остальные дети были мальчики, и когда ушли из жизни в результате эпидемии тифа глава семьи и один из сыновей, опорой в страшном и дальнем путешествии в неизведанную Сибирь стали остальные сыновья. Все они с малолетства помогали отцу в храме, и когда на новом месте, в Черемхово, разрешили открыть после войны церковь, практически все стали петь в храме, а горбатенький Никодим, обладая идеальным слухом и музыкальной памятью, еще и восстановил все песнопения.

Сама Тамара Ивановна после окончания Иркутского музыкального училища по классу скрипки стала учителем музыки, вначале в школе № 21 на ставшей уже родной Шадринке, а затем — в музыкальной школе.

Отдельной темной страницей в памяти Тамары Ивановны звучит рассказ мамы: как они перебирались через Бирюсу, как уплыло все (а всем была для этой семьи память и вера,  отсюда — фотоальбомы и иконы). Как мать, сидя за столом, умерла от горя, как приехали оставшиеся сиротами подростки в Черемхово, а места для них не было, и как маме ее дали газету и сказали: хочешь, ложись под нарами. Так она и спала, как собака, под деревянным настилом, на полу, укрываясь одной газетой.

Но когда семью погнали из села Ивановка, один из сыновей сбежал, и все думали, что он погиб… А он неожиданно, почти через пятьдесят лет. объявился на гастролях болгарского хора и стал разыскивать своих родственников.

Видимо, музыкальный дар рода Поповых и впрямь был даром, коли передается всем поколениям: и сыновья нашей героини музыкальны, и сама она не мыслят свою жизнь без музыки.
Тамара Ивановна часто с горечью говорит об исторической родине, где не одно столетие жил и служил верой и правдой священнический род Поповых. И если раньше, как она рассказывала, их отобранный дом использовался в селе для общественных нужд, то теперь, наверное, ей будет приятно узнать об открытии храма в Ивановке вместо утраченной когда-то обители ее предков.

Вот такая семья, такие замечательные люди, такая судьба, одна из многих-многих тысяч. Мы будем рассказывать о людях  и их судьбах, ведь миссия нашего музея: помочь  взглянуть на историю страны, города и семьи сквозь призму сегодняшнего времени, беречь и хранить память о предках, гордиться ими и чувствовать единство и поддержку других людей, потому что у нас —  общая память, потому что мы — единый народ.


Перейти к содержимому