evqq3450
События музея

Круговорот жизни

Именно под таким названием у нас открылась мини-выставка русской культуры. В пятницу 25 февраля в рамках Программы «Культура школьников» здесь состоялась череда встреч, посвященных Году культурного наследия народов России.

В качестве первых гостей выставки к нам поочередно прибыли ребята 4-6 классов черемховских школ №№: 23, 4, 30, 22, 15 и 9. А еще точнее – каждой школой, в качестве поощрения, как самых активных посетителей нашего музея, были делегированы именно эти классы.

Необычное — еще на входе. Знакомые экскурсоводы обернулись вдруг, как в сказке, проводниками в праздничных нарядах, в горницу приглашают и представляются странно:
— Я — Затея.
— А я — Добротея.

Имен таких никто никогда не слышал, но суть ясна: до-доброму, но затейливым общение будет.

Ну, и сразу же вопросы, и ответы, а вопросы еще каверзнее, да с изюминкой.

— Мы попали с вами в гости. А к кому? Какому народу?
— Русскому.
— А почему вы так решили?
— А тут полотенца висят, люди стоят, выглядят как русские.
— Ага, значит, мы по внешним признакам можем определить национальные особенности. Это, ребят, и называется КУЛЬТУРА.
— Хорошо. Мы вот видим и понимаем: это – русская культура. А если мы попадем… ну, скажем, на Масленицу, что тогда решим? Какой народ отмечает этот праздник?
— Тоже русский.
— Хорошо. А как вы думаете, давно Масленица на Руси идет?
— Давно.
— Ну, сколько? Год, два? Дольше?
— Конечно, дольше.
— А на сколько? Очень, очень давно, сто, двести и даже тысячу лет. А может, и того больше. И повторяется из года в год.
— Вот такие праздники, ребята, называются традиционными. То есть, традиция – это когда что-то передается по наследству от предков, тех людей, которых никто уже не помнит – так давно они жили, а их заветы, обряды живы, потому что живут в народе. Понятно?
— Да!

И сразу же разбираемся с понятиями, не совсем привычными для учеников начальной, да и младших классов основной школы. А именно: материальной и нематериальной культуры. Ой, а не сложно ли?

Да нет, главное, рассказать с использованием доступных для ребятишек понятий.

— Скажите, а можно такой обряд — ну, ту же Масленицу, в руках подержать? Или сказку?
— Конечно, нет! (смеются)
— Но это же все равно культура народа, нашего, русского. И если в руках подержать нельзя, это – нематериальная культура.
— А если это предмет, который можем в руках подержать – значит, материальная культура.
— Так просто?
— Да.

А хозяйки не отстают, закрепить знания желают. Не доверяют, что ли?

А ну-ка, проверим. Какие предметы материальной культуры есть в нашем музейном доме?

— Полотенца, рубахи, сарафан.
— Какие молодцы! А почему так называется? Потому что — полотно, специально сотканная ткань. Только знаете, сколько имен у простого полотенца? Оно же для рук предназначено? Представьте, если им руки вытирали, то у нас в Сибири, да и в центральной части России называлось полотенце РУКОТЁРНИК. А вот на юге России, в Украине, Белоруссии полотенце называлось РУШНИК. Вот так культура народа говорит нам о родственных связях.
— Так это что же, все рушники на стенах висят?
— Нет, ребята, не все. Хотя, конечно, наша Сибирь всегда принимала гостей из разных волостей, и все поселенцы везли с собой сюда самое ценное, символ родной земли. Поэтому нам еще предстоит прочесть рассказы наших полотенец и рушников: откуда они прибыли, о чем сообщают.
— И вообще, чтобы все это не пропало, нельзя забывать то, что нам передали наши предки по наследству. Ведь это – самое ценное для нашего народа, это – наследие.


А нынче в нашей стране в течение всего года мы отмечаем Год культурного наследия народов России.

А потом, оглядевшись да освоившись, замечают ребятишки центральный символ: то ли блин с лучами-лепестками, то ли солнце в сарафане да с лентами.

Что это?

Интуитивно, оказалось, ребята правы: и блин, и солнце, и Масленица. Вот такой вот сложный (правда, сложный лишь для современных людей), можно сказать, синкретичный образ встал у нас в центре жизненного круга предков-русичей. И не только их. А как иначе? От солнца у славян зависело все: и урожай, и жизнь самого рода. А к солнцу, как полагается, вода — река ли, ручей — главное — движение, течение самой жизни. Опять же — символически — через народную игру «Ручеек» воспринимаемое.

Солнце светит круглый год, крутим мы солнцеворот!

И пошли ребята вкруговую, повторяя вслед за солнцем движение регулярного годового цикла, узнавая такие привычные вроде образы (колодец, изба, печь, самовар, санки, коромысло, лавки да половики) и складывая из них стройную логический выверенную систему жизнеустройства многих-многих поколений земледельцев на Руси и в Сибири. Летние занятия — земельные заботы, успевать надо, пока солнце позволяет. Отсюда и обряды урожайные, дела неотложные, праздники покровителей небесных. Вот в витрине — колосьев сноп, серп да куклы сезонные, обережные: Крупеничка-Зерновушка, Травница…
Ну и жители: парень с девицей у колодца встретились, а чуть поодаль — коса да грабли, — пора, следовательно, сенокосная. Одно слово: страда.

Дальше идем — в избу попадаем: хозяйка с детками, дом — полная чаща. Пироги на столе — достаток в доме, хозяева работящие, все вовремя да по правилам неписаным делающие.


А-га, а вот и прялка стоит. Это что же, время есть в страду еще и прясть? Да нет, отсюда поворот, после всех полевых работ, на зиму. Видите, поленья березовые да хворост сосновый? Вон, на санках везли, знать, жар в печи будет знатный.
А тут и зимние занятия как на ладони: время мастериц да ремесленных людей, и все продумано, все загодя выполняемое, без спешки, размеренно да качественно.

Готовь сани летом, а телегу зимой!

Конечно, представить весь цикл технологии выращивания и обработки, скажем, льна, современным детям сложно. А вот работу с шерстью и пряжей, в целом, — легко. Конечно, с помощью музейных предметов. Оказалось, одних только чесал существовало несколько видов, и все они — тут, и потрогать можно, да и саму пряжу потрепать.

А что дальше с ней делать? Прясть? А как это? А вот это другой разговор: и кукла игровая Хороводница, и веретена, и прялочки, — всему свое место.


Да как же все это освоить?!

А приходите к нам в клуб традиционных ремесел «Берегиня» — научитесь.
Шутки шутками, игры да обряды, апробирование традиционных занятий, знакомство с обережным символическим языком вышивки,

сибирским традиционным костюмом, — все это и многое другое , — всего лишь способы и предоставленные музеем возможности прикоснуться к традиционной культуре русского народа, вот уже скоро как четыре столетия живущего в Сибири.

img 0113


Перейти к содержимому