Именно под таким названием у нас открылась мини-выставка русской культуры. В пятницу 25 февраля в рамках Программы «Культуры школьников» здесь состоялась череда встреч, посвященных Году культурного наследия народов России.
В качестве первых гостей выставки к нам поочередно прибыли ребята 4-6 классов черемховских школ №№: 23, 4, 30, 22, 15 и 9. А еще точнее – каждой школой, в качестве поощрения, как самых активных посетителей нашего музея, были делегированы именно эти классы.
Необычное - еще на входе. Знакомые экскурсоводы обернулись вдруг, как в сказке, проводниками в праздничных нарядах, в горницу приглашают и представляются странно: - Я - Затея. - А я - Добротея.
Имен таких никто никогда не слышал, но суть ясна: до-доброму, но затейливым общение будет.
Ну, и сразу же вопросы, и ответы, а вопросы еще каверзнее, да с изюминкой.
- Мы попали с вами в гости. А к кому? Какому народу? - Русскому. - А почему вы так решили? - А тут полотенца висят, люди стоят, выглядят как русские. - Ага, значит, мы по внешним признакам можем определить национальные особенности. Это, ребят, и называется КУЛЬТУРА. - Хорошо. Мы вот видим и понимаем: это – русская культура. А если мы попадем… ну, скажем, на Масленицу, что тогда решим? Какой народ отмечает этот праздник? - Тоже русский. - Хорошо. А как вы думаете, давно Масленица на Руси идет? - Давно. - Ну, сколько? Год, два? Дольше? - Конечно, дольше. - А на сколько? Очень, очень давно, сто, двести и даже тысячу лет. А может, и того больше. И повторяется из года в год. - Вот такие праздники, ребята, называются традиционными. То есть, традиция – это когда что-то передается по наследству от предков, тех людей, которых никто уже не помнит – так давно они жили, а их заветы, обряды живы, потому что живут в народе. Понятно? - Да!
И сразу же разбираемся с понятиями, не совсем привычными для учеников начальной, да и младших классов основной школы. А именно: материальной и нематериальной культуры. Ой, а не сложно ли?
Да нет, главное, рассказать с использованием доступных для ребятишек понятий.
- Скажите, а можно такой обряд - ну, ту же Масленицу, в руках подержать? Или сказку? - Конечно, нет! (смеются) - Но это же все равно культура народа, нашего, русского. И если в руках подержать нельзя, это – нематериальная культура. - А если это предмет, который можем в руках подержать – значит, материальная культура. - Так просто? - Да.
А хозяйки не отстают, закрепить знания желают. Не доверяют, что ли?
А ну-ка, проверим. Какие предметы материальной культуры есть в нашем музейном доме?
- Полотенца, рубахи, сарафан. - Какие молодцы! А почему так называется? Потому что - полотно, специально сотканная ткань. Только знаете, сколько имен у простого полотенца? Оно же для рук предназначено? Потому раньше, да и сейчас на юге России, в Украине, Белорусии называлось полотенце РУШНИК. - Так это что же, все рушники на стенах висят? - Нет, ребята, не все. Хотя, конечно, наша Сибирь всегда принимала гостей из разных волостей, и все с собой везли сюда самое ценное, символ родной земли. Поэтому нам еще предстоит прочесть рассказы наших полотенец и рушников: откуда они прибыли, о чем рассказывают. - И вообще, чтобы все это не пропало, нельзя забывать то, что нам передали наши предки по наследству. Это – самое ценное для нашего народа, это – наследие.
А нынче в нашей стране в течение всего года мы отмечаем Год культурного наследия народов России.
А потом, оглядевшись да освоившись, замечают ребятишки центральный символ: то ли блин с лучами-лепестками, то ли солнце в сарафане да с лентами.
Что это?
Интуитивно, оказалось, ребята правы: и блин, и солнце, и Масленица. Вот такой вот сложный (правда, сложный лишь для современных людей), можно сказать, синкретичный образ встал у нас в центре жизненного круга предков-русичей. И не только их. А как иначе? От солнца у славян зависело все: и урожай, и жизнь самого рода. А к солнцу, как полагается, вода - река ли, ручей - главное, движение, течение самой жизни. Опять же - символически - через народную игру "ручеек" воспринимаемое.
Солнце светит круглый год, крутим мы солнцеворот!
И пошли ребята вкруговую, повторяя вслед за солнцем движение регулярного годового цикла, узнавая такие привычные вроде образы (колодец, изба, печь, самовар, санки, коромысло, лавки да половики) и складывая из них стройную логический выверенную систему жизнеустройства многих-многих поколений земледельцев на Руси и в Сибири. Летние занятия - земельные заботы, успевать надо, пока солнце позволяет. Отсюда и обряды урожайные, дела неотложные, праздники покровителей небесных. Вот в витрине - колосьев сноп, серп да куклы сезонные, обережные: Крупеничка-Зерновушка, Травница...
Ну и жители: парень с девицей у колодца встретились, а чуть поодаль - коса да грабли, - пора, следовательно, сенокосная. Одно слово: страда.
Дальше идем: в избу попадаем: хозяйка с детками, дом - полная чаща. Пироги на столе - достаток в доме, хозяева работящие, все вовремя да по правилам неписаным делающие.
А-га, а вот и прялка стоит. Это что же, время есть в страду еще и прясть? Да нет, отсюда поворот, после всех полевых работ, и на зиму. Видите, поленья березовые да хворост сосновый? Вон, на санках везли, знать, жар в печи будет знатный. А тут и зимние занятия как на ладони: время мастериц да ремесленных людей, да все продумано, все готовили загодя, без спешки, размеренно да качественно.
Готовь сани летом, а телегу зимой!
Конечно, представить весь цикл технологии выращивания и обработки, скажем, льна, современным детям сложно. А вот работу с шерстью и пряжей, в целом, - легко. Конечно, с помощью музейных предметов. Оказалось, одних только чесал существовало несколько видов, и все они - тут, и потрогать можно, да и саму пряжу потрепать. А что дальше с ней делать? Прясть? А как это? А-аа, это другой разговор: и кукла игровая Хороводница, и веретена, и прялочки.
Да как же все это освоить?!
А приходите к нам в клуб "Берегиня" - научитесь. Шутки шутками, игры да обряды, апробирование традиционных занятий, знакомство с обережным символическим языком вышивки,
сибирским традиционным костюмом, - все это и многое другое , - всего лишь способы и предоставленные музеем возможности прикоснуться к традиционной культуре русского народа, вот уже скоро как четыре столетия живущего в Сибири.
Именно под таким названием у нас открылась мини-выставка русской культуры. В пятницу 25 февраля в рамках Программы «Культуры школьников» здесь состоялась череда встреч, посвященных Году культурного наследия народов России.
В качестве первых гостей выставки к нам поочередно прибыли ребята 4-6 классов черемховских школ №№: 23, 4, 30, 22, 15 и 9. А еще точнее – каждой школой, в качестве поощрения, как самых активных посетителей нашего музея, были делегированы именно эти классы.
Необычное - еще на входе. Знакомые экскурсоводы обернулись вдруг, как в сказке, проводниками в праздничных нарядах, в горницу приглашают и представляются странно: - Я - Затея. - А я - Добротея.
Имен таких никто никогда не слышал, но суть ясна: до-доброму, но затейливым общение будет.
Ну, и сразу же вопросы, и ответы, а вопросы еще каверзнее, да с изюминкой.
- Мы попали с вами в гости. А к кому? Какому народу? - Русскому. - А почему вы так решили? - А тут полотенца висят, люди стоят, выглядят как русские. - Ага, значит, мы по внешним признакам можем определить национальные особенности. Это, ребят, и называется КУЛЬТУРА. - Хорошо. Мы вот видим и понимаем: это – русская культура. А если мы попадем… ну, скажем, на Масленицу, что тогда решим? Какой народ отмечает этот праздник? - Тоже русский. - Хорошо. А как вы думаете, давно Масленица на Руси идет? - Давно. - Ну, сколько? Год, два? Дольше? - Конечно, дольше. - А на сколько? Очень, очень давно, сто, двести и даже тысячу лет. А может, и того больше. И повторяется из года в год. - Вот такие праздники, ребята, называются традиционными. То есть, традиция – это когда что-то передается по наследству от предков, тех людей, которых никто уже не помнит – так давно они жили, а их заветы, обряды живы, потому что живут в народе. Понятно? - Да!
И сразу же разбираемся с понятиями, не совсем привычными для учеников начальной, да и младших классов основной школы. А именно: материальной и нематериальной культуры. Ой, а не сложно ли?
Да нет, главное, рассказать с использованием доступных для ребятишек понятий.
- Скажите, а можно такой обряд - ну, ту же Масленицу, в руках подержать? Или сказку? - Конечно, нет! (смеются) - Но это же все равно культура народа, нашего, русского. И если в руках подержать нельзя, это – нематериальная культура. - А если это предмет, который можем в руках подержать – значит, материальная культура. - Так просто? - Да.
А хозяйки не отстают, закрепить знания желают. Не доверяют, что ли?
А ну-ка, проверим. Какие предметы материальной культуры есть в нашем музейном доме?
- Полотенца, рубахи, сарафан. - Какие молодцы! А почему так называется? Потому что - полотно, специально сотканная ткань. Только знаете, сколько имен у простого полотенца? Оно же для рук предназначено? Потому раньше, да и сейчас на юге России, в Украине, Белорусии называлось полотенце РУШНИК. - Так это что же, все рушники на стенах висят? - Нет, ребята, не все. Хотя, конечно, наша Сибирь всегда принимала гостей из разных волостей, и все с собой везли сюда самое ценное, символ родной земли. Поэтому нам еще предстоит прочесть рассказы наших полотенец и рушников: откуда они прибыли, о чем рассказывают. - И вообще, чтобы все это не пропало, нельзя забывать то, что нам передали наши предки по наследству. Это – самое ценное для нашего народа, это – наследие.
А нынче в нашей стране в течение всего года мы отмечаем Год культурного наследия народов России.
А потом, оглядевшись да освоившись, замечают ребятишки центральный символ: то ли блин с лучами-лепестками, то ли солнце в сарафане да с лентами.
Что это?
Интуитивно, оказалось, ребята правы: и блин, и солнце, и Масленица. Вот такой вот сложный (правда, сложный лишь для современных людей), можно сказать, синкретичный образ встал у нас в центре жизненного круга предков-русичей. И не только их. А как иначе? От солнца у славян зависело все: и урожай, и жизнь самого рода. А к солнцу, как полагается, вода - река ли, ручей - главное, движение, течение самой жизни. Опять же - символически - через народную игру "ручеек" воспринимаемое.
Солнце светит круглый год, крутим мы солнцеворот!
И пошли ребята вкруговую, повторяя вслед за солнцем движение регулярного годового цикла, узнавая такие привычные вроде образы (колодец, изба, печь, самовар, санки, коромысло, лавки да половики) и складывая из них стройную логический выверенную систему жизнеустройства многих-многих поколений земледельцев на Руси и в Сибири. Летние занятия - земельные заботы, успевать надо, пока солнце позволяет. Отсюда и обряды урожайные, дела неотложные, праздники покровителей небесных. Вот в витрине - колосьев сноп, серп да куклы сезонные, обережные: Крупеничка-Зерновушка, Травница...
Ну и жители: парень с девицей у колодца встретились, а чуть поодаль - коса да грабли, - пора, следовательно, сенокосная. Одно слово: страда.
Дальше идем: в избу попадаем: хозяйка с детками, дом - полная чаща. Пироги на столе - достаток в доме, хозяева работящие, все вовремя да по правилам неписаным делающие.
А-га, а вот и прялка стоит. Это что же, время есть в страду еще и прясть? Да нет, отсюда поворот, после всех полевых работ, и на зиму. Видите, поленья березовые да хворост сосновый? Вон, на санках везли, знать, жар в печи будет знатный. А тут и зимние занятия как на ладони: время мастериц да ремесленных людей, да все продумано, все готовили загодя, без спешки, размеренно да качественно.
Готовь сани летом, а телегу зимой!
Конечно, представить весь цикл технологии выращивания и обработки, скажем, льна, современным детям сложно. А вот работу с шерстью и пряжей, в целом, - легко. Конечно, с помощью музейных предметов. Оказалось, одних только чесал существовало несколько видов, и все они - тут, и потрогать можно, да и саму пряжу потрепать. А что дальше с ней делать? Прясть? А как это? А-аа, это другой разговор: и кукла игровая Хороводница, и веретена, и прялочки.
Да как же все это освоить?!
А приходите к нам в клуб "Берегиня" - научитесь. Шутки шутками, игры да обряды, апробирование традиционных занятий, знакомство с обережным символическим языком вышивки,
сибирским традиционным костюмом, - все это и многое другое , - всего лишь способы и предоставленные музеем возможности прикоснуться к традиционной культуре русского народа, вот уже скоро как четыре столетия живущего в Сибири.