Черемухова падь
Известно, что история, по большому счету — это ушедшие в прошлое даты, события и жившие когда-то люди, в этих самых событиях и участвовавшие. И ничего этого сейчас уже, по факту, нет — только записанные кем-то когда-то хроники времен, да передающиеся из уст в уста (потому и — устное народное, а творчество — потому что по ходу повествования добавляли уже что-то свое) былички, повествования и даже легенды — это уж совсем из давнего-давнего прошлого, когда действовали герои, оставшиеся в памяти народа. Потому и героический эпос.
Это — общие характеристики бытования в народной и официальной памяти (исторической науке) самого важного для самосознания, идентичности любого этноса, того, что делает его крепче, что зовется истоками и культурой народа. Кстати, свидетели этому — дошедшие до нас предметы, подтверждающие то или иное историческое событие. Иногда они, предметы эти, уже давно скрылись, за давностью времени, с поверхности земли, и поисками таких артефактов занимается прикладная историческая наука — археология.
Но существует огромный пласт народной культуры — примет повседневной жизни, со своими правилами и обычаями, закрепившимися в народе (тогда они становятся традициями). Два года назад, когда в нашей стране активизировалась ценность культурного наследия народов России, мы очень доступно объясняли нашим юным (и не только) посетителям разницу между духовной и материальной культурой. То есть, если какой-то обряд (Колядки или Масленицу, например) или сказку в руках подержать нельзя — это нематериальная культура, а какие-то предметы — материальная.
Вот об этом — предметах народной культуры, настоящих свидетелях прошлого, мы задумались прежде всего, планируя широкое знакомство гостей города и фестиваля с жизнью обычной крестьянской (а может, и ямщицкой) семьи Черемховского поселения прошлых веков.
Наш Черемуховый фестиваль — уникальный, потому что не имеет аналогов, объединяет разноплановое представление на конкурсных, творческих и интерактивных площадках укоренившихся в современной жизни трехсотлетних традиций освоения русскими старожилами Прибайкалья природных ресурсов — даров дерева черемухи.
Основа фестиваля — традиции — широко представлены через прошлое и современность. Но как современный человек сможет эти самые традиции освоить, причем настолько, чтобы осознать себя причастным к носителям, наследникам ряда поколений черемховцев, живших здесь когда-то (вот они и приметы истории: даты, события, люди)? Это возможно (конечно, при желании самих потомков — гостей, прибывших на фестиваль) через последовательное освоение этапов идентичности: узнавание (КАК жили?), включение (А Я СМОГУ так?), ассоциирование (Мне это БЛИЗКО!) и присвоение (Я хочу и буду ТАК ЖЕ!).
УЗНАВАНИЕ
Ну и что же можно узнать о прошлом Черемховского поселения,
посетив интерактивную площадку нашего музея «Черемухова падь»?
Черемхово началось с почтового стана, станца, станции. Она была открыта в 1743 году, то есть, поселение основали ямщики. Известны не только их имена – Степан Кабаков, Кирилл Гришев и Никита Чижухин, — но и даты рождения, откуда прибыли и количество членов семей.
Известно, что через четыре года, к 1747 году, на Черемховском ямщицком стане проживали 20 человек из трех семей.
С нашим музейным сценарием переселения Первых жителей можно ознакомиться здесь.
Изучая исторические материалы, мы выяснили, что русские здесь были еще раньше. Черемуховая падь находится на полпути острожных троп из Бельского острога в Идинский, а в Балаганский — главный острог — везли уже по Ангаре весь собранный ясак. Один день конного пути из Бельского острога – это Черемуховая падь. Здесь люди останавливались в Бадановом зимовье на ночевку и следовали дальше.