Здериглазова 3.odt
Клуб Родословие

Бабенька из рода Иретских Здериглазовых

Так повелось, что в русских семьях женщины, выходя замуж и принимая другую фамилию, все же уносят с собой в новый дом самое ценное из своего рода: память, умения, обычаи. Чаще всего мудрость предков передается нам и остается теплом в сердце от бабушек.

Старожильческие семьи Черемховской земли настолько уважали старших, что обращались к ним не иначе как маменька, тетенька и, конечно, бабенька.

Бабенькой Юрий Иванович Дятлов звал свою бабушку, и, выйдя на пенсию, подполковник военной авиации в отставке, председатель Избиркома Калининградской области нескольких созывов, он никогда не забывал о родине бабушки и дедушки: селе Нижняя Иреть Черемховского района. В 2016 году он издал книгу «Истоки».

Историки говорят, что фамилия Здериглазова увидела свет из села Березовка (Республика Карелия). В церковной книге поселения Пскова – лудильщик Федот Здериглазова (1671). Написание – Zdierighlazova (именно так, вероятно речь шла о лудильщике какого-то Здериглазова) или прозвище Здериглазов. В 59% случаях эту фамилию носили люди, которые были по национальности долганы. В настоящее время эта фамилия несколько трансформировалась и можно увидеть её написание как Здериглазов, Сдериглазов, Дериглазов и даже Звериглазов.

Моя бабушка, Александра Николаевна Здериглазова, родилась в 1888 году в селе Нижняя Иреть, которое было образовано в 1780 году, и в то время входило в Балаганский округ (уезд) Иркутской губернии.

История народа долган

ДОЛГАНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха) — народ в России. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии.

Долганы – тюркский народ России, коренное население полуострова Таймыр в Красноярском крае, это один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских старожилов, якутов и эвенков. Название долганы эвенкийского происхождения: «дуулганами» себя именовало одно из местных тунгусских племен. В переводе с их языка это означает «срединный». Сами долганы называют себя «тыа-кихи», что означает «кочевые люди».

Согласно переписи населения 2010 года, всего в России живет 7 885 представителей этого народа. Из них 5 805 – в Красноярском крае и 1 906 – в Республике Саха. Есть долганы на Украине, в Белоруси и Казахстане.

Некоторые историки считают, что долганы изначально были самостоятельным племенем со своими культурой и языком. Но более популярна описанная выше теория о происхождении этого народа от якутов, эвенков и так называемых затундренных крестьян.
Этногенез долган начался примерно в XVIII веке.

В основном, это были выходцы с Поморья. Их еще называли «промышленными людьми», то есть, занимающимися промыслом. Чтобы выжить в суровых северных условиях, они начали перенимать обычаи местного населения.

Чуть позже компанию им составили кочующие якуты и тунгусы. С приходом русских в Сибирь эти народы перестали конфликтовать, что сделало их продолжительные кочёвки безопасными. Весь XIX век представители этих трех национальностей активно сближались, и таким образом среди народов Росси появились долганы.

При принятии христианства русские казаки во многих случаях давали долганам свои фамилии. Это еще одно подтверждение того, что наши предки переселились в Иреть с севера России.

В 1869 году в селе Нижняя Иреть была построена Иннокентьевская церковь. По данным из книги «Православные храмы Иркутской области», в 1910 году в ее приходе числилось 2 179 человек. Из них женщин — 1 068, мужчин — 1 108, дворов – 368, при этом военных – 25 человек (4 двора), духовных – 9 человек (4 двора), мещан – 26 человек (4 двора), крестьян – 2 116 человек (352 двора)

По всей длине реки Большая Иреть было 33 мельницы, 12 из которых находились на территории села.

Село стояло на берегу реки Иреть, длина которой до впадения в реку Белую составляла около 70 километров. Река Иреть образуется из никогда не замерзающих ключей, носящих название «Аршан» (небесный), пользовавшихся среди местного населения известностью лечебных источников; буряты почитали эти ключи священными. По берегам реки росли вековые лиственницы, от которых и произошло название реки. «Ирэктэг» по эвенкийски — лиственница. Отсюда начиналась саянская тайга.

У Николая Николаевича Здериглазова от первого брака в 1888 году родилась дочь Александра Николаевна. Мать Александры умерла рано, и отец вскоре женился на иретской женщине Шемановой, которая родила еще троих детей: сыновей Николая Николаевича (около 1890 года), Степана Николаевича (1894 года) и дочь Аглаю (1898 года), которые были на попечении Александры. Как в русской сказке про злую мачеху, Александра занималась воспитанием младших детей до тех пор, пока они не подросли, поэтому прибывавшие свататься сваты и женихи получали от ворот поворот. В Сибири девицы выходили замуж рано, в возрасте 16-17 лет, к этому времени они уже были обучены вести дом, шить, вязать, варить, стряпать, доить корову и управляться со всем хозяйством. Александра же вышла замуж за моего деда Дятлова Сергея Самсоновича в возрасте около 22-х лет, то есть, по тому времени, она была уже очень взрослой.

По причине близости к реке и защиты Саянскими горами от холодных ветров, земля давала хорошие урожаи. Селяне, как и мой дед, занимались огородничеством, рыболовством, бортничеством, откормом поросят, которых кормили бурдой, привезенной на лошадях с Вознесенского завода.

В 1913 году у них родился первенец, сын Аверий, а тремя годами позже — второй сын Анатолий.

Снимок экрана 2022 10 17 в 17.34.32

Фотография, вероятно, 1914 года. Первый ряд – слева направо: сидит Здериглазова (Дятлова) Александра Николаевна (1888-1975 г.г.), мама нашего отца, наша «бабенька», в красивом платье с вышивкой на воротнике и модной юбке с пуговицами по бокам. В центре, как и положено матери этого семейства – Зверковская (Дятлова) Анна Александровна, жена деда Самсона Максимовича, наша прабабушка, Жмурова (Дятлова) Екатерина Демидовна, жена Степана Самсоновича Дятлова. На руках дочь – Анаста- сия (Надежда) Степановна Дятлова (в бущем по мужу Куклина, 1913 г.р).

Второй ряд – мужчины. Слева – Дятлов Алексей Самсонович, младший самый младший из братьев Самсоновичей, женат не был, погиб в германскую войну в 1915 году на территории нынешней Польши. По центру мой дед – Сергей Самсонович Дятлов (1987-1931 г.г.), на руках первенец – Аверий Сергеевич (1913 г.р), Справа – Дятлов Степан Самсонович держит руку на плече своей жены, которая была на два года моложе мужа, но являлась основой всей семьи, и поддерживала мужа во всех бедах и горестях, выпавших на его долю.

На фотографии отсутствует Николай Самсонович Дятлов, 1888 г.р. и сестры Ефимия Самсоновна 1877 г.р., Татьяна Самсоновна 1893 г.р. и Анна Самсоновна 1895 года рождения. Село Нижняя Иреть Иркутской губернии, весна 1914 год.
Впереди революция, гражданская война, а пока они улыбаются и радуются жизни.

По свидетельствам историков, Голуметская волость, к которой относилась Нижняя Иреть, была самая богатая в Предсаяньи, люди здесь жили зажиточно. К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в Голумети, имели свои лавки в Иркутске, завозили товар в село и продавали их местному населению и монгольским купцам. Через Голуметь проходил «соляной путь» из Монголии в Усолье-Сибирское. В Голумети некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. Во второй половине XIX в. правительство разрешило частным лицам устраивать винокуренные заводы. Одним из самых крупных предприятий, созданных в 1863 г., было товарищество «Вознесенский винокуренный завод».

После революции 1917 года в Сибири начался период разброда и шатаний. Старая власть была свергнута, а новая еще не могла обеспечить порядок. Отсутствие порядка, поджоги, воровство, угон лошадей, потрава посевов, — разделили жителей на тех, кто был за Советскую власть и тех, кто был против.

В этих условиях в 1918 году семья, как и многие семьи, переехала в город Черемхово. На окраине Черемхово появилась даже улицы, названные по имени переселенцев – Голуметская и Иретская. С родственниками из самой Ирети общались посредством писем и редких наездов в село.

Это последняя прижизненная фотография Сергея Самсоновича. Сзади в шапке стоит Аверий Сергеевич, в центре Анатолий Сергеевич, слева на фото Иван Сергеевич, держит руку на плече Николая Сергеевича, а между родителями стоит Алексей Сергеевич, здесь ему около 3-х лет. Дед в косоворотке, в темном пиджаке. Бабенька с короткой стрижкой и какая-то очень уставшая, к тому же в «положении», она беременна сыном, который родится в 1931 году, и его назовут Валентином.
На фотографии нет единственной дочери Лидии, 1925 года рождения, которая умерла в детстве. Вероятно, это Черемхово, на улице начало весны, но все еще в катанках. Все выскочили на улицу, повесили на стену белую простынь, чтобы сфотографироваться на память. Людей уже нет, а память осталась!

Снимок экрана 2022 10 17 в 17.35.04
Сергей Самсонович Дятлов и Александра Николаевна Дятлова-Здериглазова
среди своих сыновей
, 1930 г.

В 1934 году в Нижней Ирети было создано две коммуны: «Ружье и удочка» и «12 Октября». Позднее они объединились в один колхоз имени К. Е. Ворошилова. Постепенно колхоз разрастался: стояла большая животноводческая ферма, имелись птицеферма, свинарник, конный двор. Продолжал работать завод по производству патоки и сусла, кирпичный завод, была кузница. При председателе Попове С.Я. (1943-1957 г.г.) колхоз стал миллионером.

Этот же период в истории региона ознаменовался наибольшим количеством арестов, связанных с политическими репрессиями жителей, в чем-либо не согласных с проводимой большевиками продразверсткой, продналогом, образованием колхозов, куда «загоняли» всех бедняков, середняков и крестьян-единоличников. По приведенным ниже фамилиям практически все Невидимовы, жившие на заимках попали под эти репрессии, как не желавшие вступать в колхоз и обобществлять свое имущество и скот. Не согласных с этими нововведениями объявляли врагами народа и приговаривали к очень суровым мерам наказания, вплоть до ВМН (высшей меры наказания). Жен «изменников народа» называли ЧСИН (член семьи изменника народа) и, для устрашения остальных, отправляли в ссылку в отдаленные районы.

Еще в начале 1930-х годов на урочище под Пивоварихой в Иркутском районе были созданы подведомственный местному УНКВД совхоз «Первое мая», дачи сотрудников, а также пионерский лагерь для их детей. В 1937 году на этой же территории была определена специальная зона для массовых захоронений расстрелянных. Всего решением печально известных «троек» НКВД в Иркутской области к высшей мере наказания были приговорены более 20 тысяч жителей Иркутска и Иркутской области. Большая часть приговоров была приведена в исполнение в областном центре в подвалах здания УНКВД на улице Литвинова, 13, а также во внутренней тюрьме НКВД на улице Баррикад, 63. Затем тела убитых вывозились на спец. зону.

В Базе данных «Жертв политического террора в СССР», Книге памяти Иркутской области означены фамилии некоторых ближайших родственников, моих деда и бабушки — Дятлова Сергея Самсоновича и Александры Николаевны Здериглазовой, проживавших в селах Голуметь и Нижняя Иреть:

Здериглазов Матвей Афанасьвеич

Дата рождения: 1890 г.
Место рождения: Иркутская обл., Черемховский р-н, с. Нижняя Иреть
Пол: мужчина
Национальность: русский
Профессия / место работы: председатель колхоза «Елань» Заларинского района
Место проживания: Иркутская обл., Заларинский р-н, на участке Махчинский
Партийность: б/п
Дата расстрела: 8 июля 1938 г.
Место смерти: г. Иркутск
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 8 июня 1938 г.
Осуждение: 2 июля 1938 г.
Осудивший орган: Тройка при УНКВД Иркутской обл.
Статья: 58, п. 2, 58, п. 7, 58, п. 10, 58, п. 11 УК РСФСР
Приговор: расстрел
Дата реабилитации: 31 января 1955 г.
Реабилитирующий орган: комиссиияИркутской области по пересмотру уголовных дел на осужденных за контрреволюционные преступления. Архивное дело: 699
Пивовариха 3.odt
Мемориальное кладбище массовых захоронений 1937-1938 г.г. в Пивоварихе

Здериглазов Степан Николаевич — родной брат бабушки

Дата рождения: 1884 г
Место рождения: Восточно-Сибирская обл., Черемховский р-н, с. Н. Иреть
Пол: мужчина
Национальность: русский
Профессия / место работы: работал рабочим сельхозартели им. Степана Разина
Место проживания: аймака БМАССР, на участке Вершина Аларского
Партийность: б/п
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 20 ноября 1936 г.
Обвинение: ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР
Осуждение: 10 мая 1937 г.
Осудивший орган: Верховный суд БМАССР
Статья: 58, п. 10 ч. 1 УК РСФСР
Приговор: 3 года ИТЛ
Дата реабилитации: 23 декабря 1998 г.
Реабилитирующий орган: прокуратура Иркутской области
Архивное дело: 793

Вот дети этих и многих других, безвинно обвиненных и репрессированных граждан, воевали в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Я думаю, обида за несправедливость того времени была одной из причин того, что до 1942 года их не призывали в армию. Но после принятия Постановления Государственного комитета обороны СССР от 11.04.1942 года № 1575СС «О призыве трудопоселенцев на военную службу» детей и самих ссыльных трудопоселенцев стали призывать в армию. С 1941 по 1945 год из Нижней Ирети на фронт ушло более 100 мужчин, и почти половина из них не вернулась домой. В период войны вся жизнь села была связана с фронтом. Сеяли хлеб, сажали картошку – в общем, как и вся Сибирь, «кормили солдат».

Снимок экрана 2022 10 17 в 15.10.20
Памятник односельчанам в Нижней Ирети

Из семьи Александры Николаевны Дятловой-Здериглазовой, на фронт ушло четверо сыновей: Аверий (1913 г.р.), Анатолий (1916 г.р.), Иван (1919 г.р.) и Николай (1922 г.р.).

И все четверо вернулись живыми. Как это возможно? Каждый из сыновей много раз бывал на волоске от гибели: Аверий был ранен, пропал без вести, но нашелся, попал в госпиталь и выжил. Анатолий воевал на Тихоокеанском флоте, награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу» и «Боевые заслуги». Иван два года под Смоленском вместе с частью был в окружении и воевал в составе партизанского отряда, попал в плен и концлагерь, был освобожден союзными английскими войсками. Николай был ранен, воевал на Курской дуге, но остался жив.

Разве было бы возможно это без каждодневной молитвы матери? Александра Николаевна отмолила своих сыновей, но вот племянников «вытащить» смогла не всех. Здериглазов Степан (1916 г.р.), лейтенант, попал в плен уже под Смоленском в 1941 году, и всю войну, до 1945 года, был в концлагере в Швеции. Но все-таки выжил.

А вот другой племянник, Здериглазов Тимофей Данилович (1914 г.р.) пропал без вести на Северо_западном фронте в феврале 1942 года. Нашли его через 80 лет, и именно земляки — ученики школы № 1 города Черемхово в составе поискового отряда «Память» под руководством Алексея Викторовича Щелина, большого и настоящего друга нашего музея.

Родители сохранили последнее письмо сына, вот оно.

00000258
Письмо Тимофея Здериглазова с фронта,
январь 1942 г.

Полный текст письма Здериглазова Тимофея Даниловича

Добрый день, дорогой папаша!
Во первых строках своего письма сообщаю вам о своей жизни из дороги.
Мы пока живем в настоящее время на станции Оловянной все 7 человек. Шильников В.Н. и Безотечество Леонид, Степанов Константин, Кожевин Михаил, Закиров Сирешка,аИлгадин Василий и я седьмой. Но нас всех разбили в разные стороны. Кожевин, Степанов … и Безотечество в одной роте и одного же взвода. Мы попали в часть только 11 числа, а те дни, которые были в дороге, мы выехали с Богдарина 27 декабря прибыли в Читу.И на станцию Оловянную прибыли 2 января. Живем пока ничего, но… насчет табаку здесь очень трудно. Так что 25-27 рублей осьмушка, и не найдешь нигде.
Топерь я вам собчаю, что передайте привет Шильниковой Симе, что он находится недалеко от меня. Затем прошу вас, что передаю привет Власовичу, тетке Екатерине Ильниничне.

Когда мне было 10-12 лет, и я ничего еще не знал о войне, кроме того, что она была, взрослые нам ничего ни говорили о том кто, где и как воевал. Я часто спрашивал у бабушки о её родственниках, но она как-то всегда уходила от ответа. В её глазах всегда была какая-то боль, тоска, невысказанность и постоянная тревога.
Теперь-то я понимаю, почему она молчала.


Перейти к содержимому