
Юный экскурсовод-2024
Начало лета, и у нас стартует новый сезон Клуба пеших исследований «Легенды и мифы Черемхово». В этом году уже в третий раз мы продолжаем традицию открывать летние краеведческие экспедиционные выходы на историческую территорию города Прогулкой «Юный экскурсовод». По сути, это те же «Легенды и мифы», только проводят их не взрослые, а юные краеведы, и конечно, приурочены такие экскурсии к Международному Дню защиты детей.
Правда, нынче наша экспедиция состоялась в последний день весны 31 мая, потому что 1 июня состоялось долгожданное открытие городского Парка культуры и отдыха после капитальной реконструкции. Какое это имеет отношение к музею? Самое прямое, ведь в парке уже полгода работает филиал музея истории города Черемхово — музей Владимира Гуркина.
По Положению, право вести экскурсию в День защиты детей предоставляется авторам лучших исследований по истории города, представленных на научно-практической Конференции в рамках музейных краеведческих Чтений. В этом году тематика Конференции, посвященной Году семьи в России, была направлена на исследование черемховских семей, поэтому отдельных работ по краеведческим открытиям города не было представлено. Но во время муниципального Смотра-конкурса школьных музейных формирований музей школы № 3 им. Николая Островского представил интересные краеведческие исследования, которые и легли в основу нынешней экскурсионной прогулки «Трактовая история Черемхово».
Итак, к 14 часам на старейшей черемховской улице Первомайской, возле школы № 23, собрались участники встречи: юные экскурсоводы — девятиклассница Полякова Полина, восьмиклассницы Анастасия Андреева и Варвара Афонченко, музейщики, учителя истории, участники клуба «Легенды и мифы Черемхово» и ученики городских школ, интересующиеся историей города. Полякова Арина уверенно мотивировала и взрослых, и детей к началу экскурса, и все отправились в путь по бывшей Трактовой улице, ныне — Первомайской.
Конечно, раньше, когда работал тракт, никаких строений в этом месте еще не было — село Черемховское начиналось дальше. А вот условным началом был для движущихся, как конным, так и пешим ходом, колодец, в котором нуждались обе группы: и проезжающие, и пешеходы. Не случайно этот колодец называли в народе «колодцем декабристов».
Участники встречи остановились напротив маленького, всего на два окна, бревенчатого домика и сделали для себя удивительное открытие: это и есть указатель того, что в позапрошлом веке здесь был колодец. А в советское время он был перенесен уже в сам дом, и воду выдавали жителям из окошка «водокачки» по талонам домоуправления. Современным детям, конечно, было сложно представить, что когда-то питьевая вода была в нашем городе не в открытом доступе, а выдавалась по определенным нормам. А может, доступ к источнику воды был закрыт потому, что таким образом осуществлялась охрана стратегического объекта?
Прямо за этим домиком до революции находилось огороженное здание пересыльной тюрьмы, где останавливались на ночлег идущие по этапу к месту назначения осужденные. У этой категории передвигающихся по тракту было и другое название: кандальники, потому что они шли закованными в ножные и ручные кандалы. Об этом можно было узнать в 2021 году на нашей временной тематической выставке «Тракт. Верста 6360» и прочесть в статье на сайте музея.
А уж потом, когда тракт закрыли (потому что начала действовать железная дорога, и надобность в колесном наземном пути отпала), в этом крепком здании владелец каменноугольных копей Александр Маркевич для детей своих рабочих открыл частную начальную школу № 3. И еще позднее, в 1907 году, когда школа была переведена в новое, специально выстроенное для нее здание, здесь, в бывшем здании пересыльной тюрьмы, черемховской интеллигенцией был открыт первый театр, который тут же получил у населения прозвище «каторжного».
Краеведы старейшей школы города подготовили, как это они обычно делают, информационный мобильный стенд, установленный напротив следующей остановки маршрута: месте, где когда-то стояло караульное помещение охраны этапного передвижения. Об этом совершенно точно рассказала руководитель музея школы № 3, учитель истории, Елена Викторовна Стукалева.
Еще в начале нынешнего века, около пятнадцати лет назад, здесь стояло здание, в котором жила всю свою жизнь ровесница революции и нашего города — Святошина Людмила Михайловна. Именно она и поведала историю о том, когда ее семья поселилась в этом доме, и что было в нем до закрытия тракта. Заинтересованные экскурсанты постарались поближе придвинуться к фотографиям и рисункам, иллюстрирующим кандальную историю Черемховского отрезка тракта.
Участники встречи двинулись по улице дальше, но вдруг на пути в старинном заборе, точнее — заплоте (как назывался раньше в Сибири сплошной высокий забор из горизонтально сложенных плотных плах) мы увидели вырезанное когда-то отверстие, затем забитое фанерным листом. Что это? Неужели это то самое «окно милостыни»?


Конечно, как и должно быть в наших пеших клубных исследованиях, любая легенда или миф истории города в ходе экспедиционных походов подтверждается или опровергается, а для верного взвешенного вывода обязательно подвергается сомнению. Поэтому звучали и иные мнения: «А что, если это просто окно, в которое скидывали уголь?».
Действительно, в нашем шахтовом городе в частном секторе практически в каждой усадьбе располагался угольник, ведь дома здесь отапливались углем. Но разве в 19 веке это было? Разве уголь не стали продавать населению уже в следующем веке? А то, что заплот это сложен из очень давно обработанного дерева, можно увидеть на фотографии: вручную обтесанные вдоль стволы деревьев молчаливо рассказывали нам легендарную историю «окон милостыни», которые прорубали жители села Черемховского (да и во всех трактовых поселениях Сибири), чтобы помочь идущим по тракту кандальникам кто чем может. А как иначе: божьи же люди, и «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!».


Следующая важная остановка нашей группы — в установленном два года назад участниками музейного Клуба «Легенды и мифы Черемхово» месте нахождения самого первого деревянного храма Черемховского станца, поставленного в середине 18 века, в самом начале становления поселения. Еще перед Отечественной войной здесь стоял памятный крест, о котором есть запись в книге «Храмы Иркутской епархии», изданной к тысячелетию христианства на Руси. Особенно удивлены старейшей историей города были юные краеведы, участники экскурсии, никто из них не и подозревал, что границы времени могут быть так материальны. Ведь, стоя на месте первого храма, мы оказались на уровне горизонта 300-летней давности, а рядом проходящая улица Первомайская (ранее Трактовая и затем Большая) стала выше земляного исторического пласта середины 18 века почти на полтора метра.
Перейдя улицу Димитрова, все приостановились напротив места второго храма, поставленного в 1797 году напротив пришедшего в негодность деревянного первого, и направились по улице Димитрова к зданию, построенному до войны для школы, которой так не хватало тогда в таком густо населенном районе как Центральный рынок. Участники встречи в очередной раз подивились тому, что их родной город, казалось, такой простой и знакомый, хранит еще столько тайн и загадок. Чего стоит рассказ о начальнике строительства школы на месте снесенного в 1912 году Никольского храма, который простоял на этом месте больше века и видел практически всех жителей Черемхово: и тех, кто родился, кто женился и умирал… А когда стали строить на этом месте школу, здание вдруг осело и рухнуло, и даже, говорят, ушло под землю. Конечно, начальника строительства не просто сняли, его судили по известной тогда 58-й статье как врага народа и расстреляли.
Долго еще горожане тихонько перешептывались: «Слышали? Бог наказал! На святом месте строить взялись!». Так вот и нам теперь не мешало бы на месте первого храма памятный крест восстановить, а на месте Никольской церкви тоже памятный знак поставить.
Пройдя по улице Димитрова параллельно когда-то располагавшемуся здесь с течение почти двухсот лет кладбищу, участники экскурсии прибыли к почти заброшенному зданию построенной когда-то до войны школы, впоследствии ставшей швейной фабрикой.


Ведь, уже начиная с сентября 1941 года, здесь стали выпускать продукцию для фронта силами работников эвакуированной из Одессы швейной фабрики имени Лозовского и жительниц Черемхово. Юные экскурсоводы развернули еще один информационный стенд, и наглядно представили историю фабрики, оставшейся после войны в Черемхово.
Краеведы школы № 3, уже традиционно, предложили участникам встречи ответить на вопросы разработанной специально по тематике экскурсии викторине. Повезло ребятам и в том, что практически в каждой мобильной группе оказался взрослый краевед или учитель, которые имели право отвечать на контрольные вопросы вместе со школьниками.



Прозвучали ответы для самопроверки, участники викторины получили на память о встрече шариковые ручки, которыми заполняли листы ответов, и все направились к интригующему монументу.
Оказывается, в нашем городе появилась еще одна скульптурная композиция: украинская бабушка с советским флагом. Все сделали общее фото на память, удивившись еще одной интригующей детали встречи: направленный с небес солнечный луч напрямую указывал на маленькую бабушку. Что это: еще одна загадка? А может, просто знак правоты и святости? Не случайно эта бабушка давно уже стала героиней в России, выйдя к освободителям (как она думала) с флагом СССР, а затем геройски отказавшись от продуктов, которые пытались вручить ей украинские военные, растоптавшие святыню.

