Диалоги о главном. Мы — русские!
В рамках межведомственной программы «Культура для школьников» мы проводим выезды Музейного Десанта, встречаясь на территории образовательных учреждений с обширной аудиторией учащихся. Так, 30.03.2022 в школе № 1 состоялись встречи с подростками тринадцати классов «Диалоги о главном. Мы — русские!».
А что сегодня, в непростое для нашего народа и всего Русского мира время, является главным? Когда и время, и события выявляют многое и в человеке, и в обществе. Насколько современный подросток, не обладающий устойчивой позицией и личностной базой, может противостоять таким искренним, на первый взгляд, рассказам, фото и видео? Как различить ложь за красиво сфабрикованным фейком? Как научиться противостоять информационной, завуалированной под доверительность, войне, направленной на молодых людей, самостоятельно пускающихся в рискованный дайвинг по Интернету? Наконец, в ходе общения прозвучала знаменитая фраза поколения: «В чем сила, брат?».
А сила, как все хорошо помнят, в правде. А чтобы в этой самой правде быть уверенным, следует иметь четкую принципиальную позицию, а главное — знания о том, как все обстоит на самом деле. И кто победил фашизм в 1945-м, и кто на самом деле сбросил атомные бомбы на японские города, и что самое ценное в культуре народа, и что такое вообще эта самая народная культура. И зачем сохранять культурное наследие народов России, особенно в текущем 2022 году.
Откровенный разговор между призванными сохранить культурное наследие работниками музея и учениками 7-11 классов был ориентирован на помощь подросткам в формировании мировоззренческой позиции, патриотизма, понимания принципиальной значимости культурного кода России и традиционных общечеловеческих и национальных ценностей: человека, семьи, труда, культуры, творчества, природы, Отечества, мира.
В ходе встреч ребята учились объективному взгляду на многие спорные вопросы современной действительности, философскому способу мышления и выработке собственного мнения. В качестве своеобразного тренинга была проведена понятийная зарядка «Время «Ч», где поделенной на две части аудитории предлагалось в ходе мозгового штурма подобрать полярные по смыслу эпитеты на букву Ч, характеризующие город Черемхово с положительной и негативной стороны.
Какой он, Черемхово?
Чёрный — Чистый
Чертополох — Черемуха, черника, черемша
Чары — Чудо
Чертовский — Человечный
Черные чернильные (кляксы) — Чистописание
Работа вызвала оживление, оказалось, такое привычное понятие как родной город, ребята никогда не рассматривали с разных сторон. Простое, казалось, упражнение помогло подросткам понять, что мнение о чем-то складывается в зависимости от того, однополярный или объективный взгляд лежит в его основе. Навязывается ли тебе такое мнение или ты формируешь его сам в процессе изучения разных точек зрения.
Участники диалогов обсудили понятие айсберга и его роль как в формировании отдельной личности, так и каждого отдельного этноса. Что значит для нас, россиян, связывающий всех невидимой нитью родства и памяти уникальный культурный код:
— русский язык, в котором хранятся и трансформируются в новый понятийный ряд такие значимые лексемы как Род, Род-ина, род-ня, при-род-а, го-род;
— традиции и обычаи народа;
— духовное и материальное культурное наследие.
Для формирования и укрепления системного представления о культурном наследии ребята просмотрели и обсудили фильмы об истории культуры России и народных традициях.
Оказалось, такие разговоры на-равных, как со взрослыми, своевременны и значимы для подростков. Многие по-настоящему заинтересовались и по-новому смогли взглянуть на себя, свое место в таком сложном мире и непростом времени.