xaee4498
Блог

Музейный интерактив

Как сделать так, чтобы юные посетители музея не только увидели и узнали новое о жизни того места, где они родились, сто, двести и триста лет назад? Конечно, путешествие на машине времени — отличная идея, но вот затронет ли оно души и сердца ребят? Ведь глаза детей на экскурсии говорят о многом: проживании и присвоении опыта погружения в предлагаемую ситуацию.

И вот уже второклашки, передавая друг другу кандалы, воспринимая историю их появления здесь, у нас, переживают за тех, кто идет по этапу прямо перед ними, по черемховскому участку Сибирского тракта. Для них манекены в одежде кандальников — живые. В современных детях пробуждается милосердие и сострадание, им жалко, что именно они не могут помочь бредущим по этапу так, как тут, в музее: выставить в окно милостыни молоко, пироги и теплые вещи.

wvxz6391

И, как в контактном зоопарке, в нашем музее можно дотронуться до предметов, ощутив их фактуру, а главное — стоящую за этим предметом историю.

gzkt5550

Ребята по-серьезному воспринимают интерактив «Тормозок», когда прямо из экспозиции, из телеги, представляющей колесный путь движения по тракту, достается большая корзина со снедью, выданной мальчику, их ровеснику, на весь день. И не беда, что вся эта еда — отлично выполненные муляжи, школьники воспринимают все по-настоящему и сравнивают со своей жизнью: а мне доверили бы родители лошадь и телегу на весь день? А я бы справился?

Таким образом, в процессе интерактивной экскурсии происходит ненавязчивое обучение закалке характера и первые азы самоанализа.

dvmn0676

Затем школьники попадают в пространство черемховского заезжего двора, постепенно знакомясь с предметами и, таким образом, оживляя их. Выясняется, что практически никто не может с первого раза назвать представленное на тарелке традиционное сибирское угощение: кто-то называет пельмени, кто-то грибы, и тут раздается весь спектр знакомых и незнакомых дикоросов: лисички, маслята, опята и пр.

А когда выясняется, что это — грузди, все тут же обрадованно восклицают: «Аа-а! Конечно, знаем! Мы с дедушкой собирали». Вот вам и метапредметные навыки: активизация имеющихся знаний в новой ситуации.

А потом — знакомство и освоение предметов кухонной утвари: горшков, кринки, латки, ступы, корыта, ухватов и сковородников… И где бы современные дети реально прикоснулись к предметам, встречавшимся им до этого момента только в сказках?

И колодец, оказывается, не такое уж запредельное создание, особенно если понять, как его делали и поднимали наверх воду, крутя ворот и накручивая ведерную цепь на перекладину.

А напоследок — самый главный и любимый интерактив: освоение коллекции поддужных колокольчиков. Мало того, что можно подержать в руках живой символ тракта, важно еще и научиться им пользоваться: не только звонить в колокольчик, но и мгновенно останавливать его звучание: ведь в селе Черемховском ямщикам было запрещено проезжать по селу со звоном, совсем как у нас: кому приятно, если машины вдруг начнут пользоваться звуковыми сигналами прямо в городе.

Ребята научились различать низкие и высокие тона в звучании, прозвонив по очереди от самого басовитого колокольчика до самого звонкого. А затем зазвонили все вместе, и настроение стало светлым и радостным.

pwcq4526

И вот школьники вернулись в наше время, побывав в светлой музейной мастерской. Но и тут они, уже более детально, попробовали научиться тому, чему учились их сверстники и даже более младшие дети столетия назад.

Оказывается, не вдруг девочка двенадцати лет садилась за прялку и начинала почти профессионально прясть из пряжи нить. Ведь пальцы должны привыкнуть к такой работе: быстро и сноровисто крутить веретешко.

А чтобы работа была не в тягость, а в радость, мудрые наши предки соединяли ее с игрой: куколка на палочке, символизирующей веретено, была сделана своими руками, так замечательно крутилась и, конечно, стала самой любимой, не магазинской игрушкой, потому что сделали ее сами.

gzpd6707

Конечно, не каждый ребенок затем возьмет в руки веретено и начнет крутить его, формируя нить, но апробирование традиций сибирской крестьянской семьи, постепенно приобщающей детей к взрослым обязанностям, может служить примером и нынче.

Так ребята в одном посещении музея получают разный опыт соприкосновения с русской сибирской культурой, и конечно, этот день не только останется у них в памяти, но и породит желание приходить сюда снова и снова. Ведь в музее так интересно!


Skip to content