Клуб Берегиня

Сибирские неразлучники

Сегодня разговор наш пойдет о людях, семьи которых не одно поколение живут у нас в Сибири, кто пустил здесь корни, став одним из звеньев в крепком роду сибиряков.

Как мы знаем, заселение Восточной Сибири в 17 веке, когда впервые русские первопроходцы прошли в восточное Присаянье и Прибайкалье, преимущественно, осуществлялось свободными северянами-поморами, не знавшими крепостной зависимости как жители центральной России. Здесь, в суровых сибирских условиях, очень схожих с Малой родиной, вологжане, устюжане, каргопольцы, сольвычегодцы и другие северяне основательно собирались обживаться, пускать корни, признав Сибирь новой родиной. Разумеется, нужна была и вторая половина.

Генофонд берегли, дабы кровь русская сохранялась, старались не допускать смешения с местными народами. Зная, что русские люди по долгу службы остались в далекой Сибири, северяне заботились о потомстве земляков. Так, известен следующий факт: дважды (в 1630 и 1637 годах) северяне отправляли «Во Сибирь» большие отряды незамужних девушек русским служилым людям «во жонки».

Правда, этот период не совсем касается активного заселения именно наших мест, у нас даже ходит поговорка: «Глаза круглые? Не настоящий сибиряк». Настоящие сибиряки, род которых обосновался на наших землях три столетия назад, уж точно (если покопаться в колене так девятом-десятом), имеет союз с местными: бурятами, якутами или соётами. Это было отражением государственной политики ассимиляции, внедрения и смешивания на новых землях, заселения их людьми, родными как пришлым, так и местным.

Но ведь не все современные люди владеют знаниями о прошлом своего рода. А раньше знали! Не в пример нам, русским, буряты, те, кто себя настоящими бурятами считает, 20 поколений своего рода знали и сейчас знают.

Для чего это было нужно? А чтобы не допустить кровосмешения, чтобы дети были здоровыми. Хотя бытовало поверье, что родня после четвертого колена уже вроде и не родня. Сравните с западной практикой, особенно в дворянских семьях: кузены, кузины — вполне себе заключали дружественные браки. И как результат — признаки вырождения. Особенно это касалось династических браков, там приметы кровосмешения были налицо, например, выпяченная челюсть и нижняя губа представителей королевского Дома Габсбургов.

То ли дело — русские крестьяне! Столько вариантов создать новый род! Но и то, действовали очень осторожно.

Например, у нас в роду передается история, как бабеньку замуж выдавали. Пришел после службы (а служил не где-нибудь — в Преображенском полку!) гренадер, вроде жениться пора. Присоветовали ему Невидимовых. Вот сваты прибыли на заимку Невидимова, сам-то жених высоченный — два метра, красавец с усами, весь в галунах, выезд парадный. Да родителям невесты пыль в глаза пустить сложно, тоже не беднота: мельницы, угодья в собственности на сто лет. И вот, понравились на смотринах друг другу молодые, а родители отказывают. На полгода. А за эти полгода все-все выяснили о женихе: кто таков, чья родня, каков капитал? И лишь потом, через полгода согласье дали, да и свадьбу сыграли.

Свадьба русская в Сибири, сам ее обряд, была делом по большей части обережным: непременно нужно было все по чести соблюсти, чтобы в жизни молодых потом все так же гладко да чинно пошло. 

При отделении от рода существовало незыблемое правило: дочери получали в наследство движимое, парни — недвижимое имущество. Каждая девочка с малолетства училась рукоделию, у каждой был свой сундук, куда она складывала приданое. Постельное, столовое белье, домашний текстиль, одежду — все это молодая жена привозила с собой. Иногда давали за невестой скот, вот моей бабеньке выделили корову-телку. Парни наследовали землю, пасеку, мельницу, магазины или лавки (называлось «торговля»), дома и прочее.

Да. еще принято было обмениваться фотопортретами, иногда их заказывали и после свадьбы.

Молодым давали время обжиться, родить детей, и, пока семейство слишком не увеличилось, осуществлялся своеобразный родительский надзор: родители контролировали, все ли ладно у детей. не обижают ли любимую дочь, есть ли достаток и уважение. То есть, или дети вместе с семьей приезжали в отчий дом или же все встречались на нейтральной территории, как, например, на нашем фото.

Семья Невидимовых: родители, дети, внуки.
Отчет перед родителями, начало 20 века

Родители: Екатерина Потаповна (в девичестве Пинская) и Алексей Николаевич Невидимовы — в центре, а по краям — молодые семьи детей: слева сына Павла Алексеевича Невидимова и дочери Александры Алексеевны Невидимовой справа.

Вообще, свадебная обрядовость — отдельный разговор, и лучше не читать об этом, а участвовать самим, хотя бы в качестве приглашенных, даже можно и в воссозданном обряде. Может, и получится, после карантина.

Кроме коренных родов первопоселенцев, по разным причинам в Сибирь приезжали русские люди и из центральной России. И, конечно, они привозили с собой тщательно сберегаемую память о своей родине. У нас на сайте можно посмотреть и послушать старинные обрядовые песни воронежских свадебных обрядов  в фильме «Живая старина». Евдокия Ивановна Сапронова не только помнит и исполняет все свадебные песни родовых мест, но и хранит свои наряды, приготовленные ею еще в молодости по канонам народной традиции.

Сапронова Евдокия Ивановна

Продолжая тему сибирских свадебных обычаев, берущих начало в народной культуре русского Севера и центральной России, мы представляем собственный, музейный ракурс. Наш мастер-класс сегодня посвящен изготовлению свадебного оберега на последующую счастливую семейную жизнь. По традиции, выполняет его руководитель семейной мастерской выходного дня «Берегиня» Мария Александровна Галкина. 

О том, как сберечь отношения с будущим супругом, прожить вместе всю жизнь душа-в-душу, чтоб не расставаться ни в горе, ни в радости, а стать единым целым, — думала девушка, выполняя такую обережную куклу перед свадьбой. Кукла не простая, называется «Неразлучники». Впрочем, об ее особенностях рассказывает сама Мария Александровна.

Кстати, вы, наверное. поняли, что такой оберег не обязательно могли делать будущие невесты. Заботясь о счастье детей, мамы, бабушки с любовью и радостью делали таких «голубков» и дарили молодым на свадьбу, и это считалось лучшим подарком. Кроме того, девушка. страстно желавшая не расставаться с любимым, тоже могла сделать таких Неразлучников.
А может, попробуете и вы? На счастье?

Ну что же,
СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ!



Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться.
Я понимаю
Политика конфиденциальности