Ночь в музее. Мирный день сорок первого
Таким насыщенным выдался прошедший субботний вечер у нас в музее, что сложно выделить самое-самое. Но думается, потому таким ярким и значимым стало это событие, что соединились вместе несколько знаковых дел и дат. Ну, во-первых, это так ожидаемая нами «Ночь в музее», во-вторых, это возрожденная в полном объеме после ковида эксклюзивная встреча «В субботу вечером». Наконец, именно 15 мая во всем мире отмечается Международный День семьи. Ну и как было бы по-другому, когда совпало вместе здесь и сейчас все самое важное, ценное, интригующее и интересное? Точно, БОЛЬШЕ ЧЕМ МУЗЕЙ.
Именно под таким девизом проходили в этот день встречи в музеях страны. Хотя, спросите: причем тут День семьи? Действительно, цели провести семейный праздник у нас не было, да и не наша это задача. А вот семья родилась. Наша дружная семья с музейным интересом. И не потому что пришли к нам в гости майским вечером шесть семей и отдельные жители Черемхово. При этом, практически все не знакомы между собой. Так как же возможно, чтобы все подружились за один вечер и стали по-настоящему дружной семьей?
Возможно, возможно. Ведь встреча эта состоялась в музее истории города Черемхово, а у нас не бывает по-другому. Но давайте обо всем по порядку.
Во-первых, готовясь к этому событию, мы изменили интерфейс выставочного зала (и дальше будет ясно почему): нота Памяти, поданная обычно через образ поминального стола, делящего жизнь во время войны на фронт и тыл, была убрана. Но прямо на входе появился вдруг длинный стол, накрытый кумачом. Необычный стол. Точнее, необычным было его наполнение: два десятка береток, шляпы, шарфы, газовые косынки и странные аксессуары: галстук-бабочка, мужское соломенное канотье, курительная трубка, граненый флакон одеколона с пульверизатором и множество миниатюрных театральных сумочек.
И к чему бы это?!
Немного испуганные наши посетители (особенно те, кто пришел к нам впервые) выслушали вступительное слово директора музея Елены Алексеевны Горбуновой, прошли в зал и расселись по скамьям.
Все, что происходило дальше, было каким-то странным и требующим осмысления. Правда, времени на это просто не было.
Поскольку наши гости попали в необычный зал: атмосфера войны, тыла, образные экспозиции, свет — много всего необычного и непонятного, — со всем этим надо было познакомиться, освоиться, чтобы чувствовать себя почти как дома.
Потому обычная экскурсия заменилась кратким вводным экскурсом, проведенным хранителем музея, и обещанным впереди этапом самостоятельного освоения музейного пространства. Отдельным акцентом в успехе погружения в эпоху была обозначена роль музейных предметов, представленных на выставке.
А затем состоялся переход, но не формальный, а постепенный.
Вначале директором музея была задана аудитории целая обойма риторических вопросов.
- Почему-то в последнее время точкой отсчета в наших мысленных путешествиях в прошлое стало начало войны – дата, разорвавшая мир с его привычным укладом. И изменилось все.
- А что было ДО?
- Как жили у нас в Черемхово до войны?
- Попробуем примерить на себя ту, довоенную жизнь?
Ну а затем — включение искусства — мощного фактора погружения в эпоху. Забегая вперед, скажем, что сегодня нам будут помогать путешествовать во времени разные виды искусства: от обычного зрительского и слушательского восприятия до интерактивных форм личного участия.
Итак, первое погружение: мультфильм «А еще раз?!» (студия Александра Петрова).
Чарующие звуки Рио-Риты перенесли всех в солнечное довоенное прошлое, а ностальгические зрительные образы мирной жизни позволили перейти к следующему мостику в былое.
У нас в гостях самодеятельные артисты!
И действительно, звуковые ассоциации с довоенной танцплощадкой родились у благодарных музейных слушателей на небольшом концерте артистов из музыкальной школы. Преподаватель по классу «Аккордеон» Нелли Анатольевна Гора рассказала о предвоенной музыкальной культуре и представила юных аккордеонистов (Игнатьев Лев, Мищенко Наталья, Пивоваров Ярослав), исполнивших романсы и танцевальные хиты, любимые прадедами.
Музыка, как и ожидалось, оказала свое волшебное действие, слушатели немного оживились, а в конце совсем развеселились, когда к музыкантам выбежал вдруг самый юный посетитель музея, недавно сделавший первые самостоятельные шаги. Так отрадно, что в освоении мира этим малышом принял участие и наш музей: люди, звуки, события, предметы. Например, такие как кинокамера или аккордеон.
И это был первый шаг к рождению новой музейной семьи.
Но как теперь вовлечь каждого в общую деятельность? Конечно, снова не обошлось без волшебной силы искусства. Когда наша «Ночь» была еще на стадии проектирования, мы мечтали воссоздать атмосферу довоенной танцплощадки. Тогда в каждом шахтовом поселке Черембасса был свой клуб, а в центральном парке танцы проходили под живой оркестр. Такой досуг был доступен каждому и объединял всех.
И вот тут нам очень повезло: большой друг музея, руководитель Народного ансамбля современного танца «Танцевальный лимузин» Ирина Александровна Усынина в ответ на наши мечтания искренне удивилась: «А в чем проблема? Придем, покажем, научим».
Уф-ф… Выдохнули. Потому что три пары девчат и парней (стилистика того времени) уже вышли на площадку. А какие они! Белые носочки с туфельками, простенькие, но такие милые платьица миди с обязательной акцентировкой талии, косы корзиночкой с тонкими атласными лентами — это девчонки. А парни — все как на подбор: в лучших (так было принято тогда) своих наглаженных белых рубахах, начищенных туфлях, максимально галантные и внимательные.
Вот кажется, так легко представить себя довольными зрителями на концерте: сидишь, слушаешь и наслаждаешься музыкой. А что, если попросили бы затем выйти на сцену и повторить за артистами? Можно представить себе уровень паники таких зрителей. Думаете, это фантазия? Ничего подобного. Потому что в такой ситуации оказались и наши гости. И это не было спонтанным, а вполне себе продуманным этапом интерактивного погружения в эпоху. Короче. После показательного фокстрота на танцплощадку пригласили зрителей.
— А теперь — вы!
С трудом вытащили на танцпол первую партию, и шоу началось. Оказалось, все не так уж страшно: движения типа «моем окно» и «перепляс» все освоили быстро, и вот уже танец движется под музыку.
— Ну а теперь — вы!
И испугались отсидевшиеся дамы среднего возраста, и стали отнекиваться и цепляться за край скамьи… но не тут-то было. Фокстрот «Рио-Рита» повиновался и им.
Практически никто уже не стеснялся, все поддались общей атмосфере веселья и всемогущества: никто ничего уже не боялся, дети, взрослые и пенсионеры сроднились, и казалось, что стало доступно все.
Вот так вот? Народ «созрел»? Ну, хорошо — мы переходим еще к одному нашему интерактиву: фото ателье. С потолка до пола спускалась имитация рекламного окна ретро салона: в винтажных рамочках — копии подлинных фотографий черемховцев предвоенных лет. Именно они стали образцом для образного преображения наших гостей в фотосессии «Привет из Черемхово!». Благо, аксессуары имелись в наличии. Помните, тот длинный стол с беретками, косынками и шляпами.
Старинный фотоаппарат накрыт темной тканью, фотограф скрывается под ней, и вот уже слышно классическое: «Внимание! Сейчас вылетит птичка!». А возле столика с вязаной скатертью и патефоном уже замерли первые «клиенты» — супружеская чета Виктора Алексеевича и Нины Васильевны Щелиных, семейный стаж которых приближается к полувековому.
А затем — новые и новые варианты игры в довоенный мир: подружки-школьницы, бабушка с внучкой и правнучкой, мама с дочкой, семья с дочерьми и внуком, молодые кокетливые девицы… Образов — не счесть. А главное — есть желание следовать условиям: преображаться внешне и внутренне.
На самом деле, конечно, все снимки выполнялись обычным смартфоном с приличной камерой и сразу же редактировались на компьютере в стилистике ретро, а затем выпускались на матовом картоне. Все как тогда.
В это время в бывшем салоне фото ателье (уже вновь ставшим выставочным залом музея), произошли временные перемещения. Все вернулись в сегодняшний день и уже отсюда совершили рывок в будущее. Дело в том, что завершила нашу встречу акция «Письмо потомкам в 2045 год». Таким образом, все попробовали себя в настоящем, прошлом и будущем. В письмах ныне живущие рассказывали своим внукам семейные истории: те, которые связаны с войной. Ведь к столетию Победы уже никто не сможет рассказать о том, какими они были, геройские прадеды, как они сражались и гибли за Родину, как не менее самоотверженно приближали Победу в тылу.
И вот, наконец, фотопортреты — в руках директора музея, и началась самая радостная часть встречи: удивление самих себе, побывавших в последнем дне предвоенного мира 80 лет назад.
Кстати, настоящую возвышенную личность отличает умение не сопереживать, а искренне радоваться чужой радости и счастью. И мы с чувством глубокого удовлетворения констатируем, что наши друзья (ведь теперь это не просто гости и посетители) успешно прошли проверку по гамбургскому счету. И мы стали не на словах единой дружной семьей. Семьей с музейным интересом.
Долго еще не расходились, слушая истории об удивительных превратностях человеческих судеб простых людей, черемховцев, никогда не задумывавшихся о ценностях мирной жизни, пока восемьдесят лет назад ее не прервала война…