wmil9875
История города

Легенды и мифы Черемхово 2 сезон

Прошедший 2021 год, несмотря на ограничения пандемии, все же вошел в историю музейного краеведческого поиска как стартовый для клуба пеших исследований «Легенды и мифы Черемхово». В прошлом году у нас состоялись три очень результативные исследования улицы Каменской (Декабрьских Событий), и мы вышли уже на улицу Большую. Начав с изучения бывшего здания Торгового Дома «Щелкунов и Метелёв» на углу Первомайской и Кузнечной, далее мы планировали двигаться по Первомайской к началу бывшего села Черемховского.

Но, начиная 2 сезон пеших краеведческих исследований, было решено обозначить новые поисковые векторы и определить их направление, конечно, непосредственно на местности.

Потому встречу «прогульщиков» в праздничное воскресенье 1 мая назначили у памятника первопоселенцу Черемховского станца ямщику Степану Кабакову, который, как гласит памятная надпись, в 1743 году назначен (или — посажен, как сказано в официальном документе) на вновь образованную Черемховскую станцию.

Уютно расположившись на одной из скамеек сквера, участники клуба прошлись, можно сказать, по всей истории черемховского поселения (не случайно же встретились у Кабакова), попутно обозначив столько тайн, легенд и мифов трехсотлетней давности, что как минимум десять прогулок уже получили перспективное планирование — Вшивый бугор, Черемухова слобода, улица Булайская, здание бывшего министерского 4-х классного училища второй половины 19 века…

Стоп-стоп, это все — в будущем, ну а пока стали разбираться, а что же было на месте нынешнего сквера Кабакова? И вот тут главное слово было сказано основным экспертом встречи — учителем истории школы № 3, краеведом, большим другом нашего музея — Еленой Викторовной Стукалевой.

img e2367

Оказалось, что юные краеведы под ее руководством давно уже интересовались историей улицы, рядом с которой расположено здание школы, потому на встречу Елена Викторовна принесла исследовательские работы с гипотезами и доказательствами. Какие же основные акценты были сделаны?

Это — количество купеческих домов, постоялых дворов и кабаков, расположенных когда-то именно здесь, на бывшем Черемховском участке тракта. Началось бурное обсуждение, а наши краеведы оказались людьми не только заинтересованными, но и знающими.

Во-первых, сказалось плотное изучение ими материалов нашей большой тематической выставки «Московский тракт. Верста 6360». Как же приятно, когда участники клуба аппелируют к музейным аргументам (не зря, выходит, работаем — что-то все же оседает в народе!), а еще больше — когда черемховцы серебряного возраста приводят собственные воспоминания, становясь, по сути, общественными экспертами. Кто-то жил вот прямо на этом месте лет так 60 назад, кто-то ходил рядом в несуществующую ныне школу № 25 и тоже детально помнит расположение зданий и что в каком из них находилось. В общем, состоялись весьма результативные прения по вопросу: А что здесь было раньше?

Вспомнили о наличии прямо на месте нынешнего ТЦ «Октябрь» модного до революции ресторана «Шанхай», купеческих домах рядом с ним. А затем плавно перешли к первой линии тракта. Чуть дальше сквера Кабакова, третьим от пересечения улиц, стоял раньше бревенчатый двухэтажный особняк, в котором — внимание — общественность села Черемховского принимала цесаревича, ставшего впоследствии последним российским императором Николаем II.

Вот это легенда! Вот это миф!

Да разве вообще был такой факт в истории Черемхово?

— Был!, — утверждает Елена Викторовна и в доказательство приводит выдержку из церковных записей о приветствии цесаревича в форме праздничного молебна.
— А еще и фото есть, вот оно.
И предоставляет собравшимся две фотокопии двухэтажного бревенчатого дома, в котором в конце июня 1891 года цесаревич вместе с сопровождавшими его лицами изволили отобедать.
img e2355

Народ заволновался, сомневающихся было большинство, ведь доподлинно известно, что цесаревич, отбыв из Иркутска на пароходе «Сперанский» в пятом часу утра, к полудню прибыл в село Бархатово на Ангаре (это рядом с нынешним Свирском). Здесь его, по описанию хроник, встретили делегации от жителей Бархатово и представители «верхоленских бурят» (правда, как мы знаем, аларские буряты там тоже были, и к верхоленским они точно не относились). А вот затем «поезд будущего императора отбыл далее, исчезнув за холмами».

Географически зная местность (да и исторически — тоже), мы понимаем, что от Ангары надо было подняться до Московского тракта, а затем что? Затем первое село на пути — Черемховское. После него в западную сторону — Кутулик, Зима, Залари. Есть описания пребывания Николая во всех этих трех населенных пунктах, в то время — трактовых селах. Но позвольте, так ведь и Черемхово было в то время таким же. Не угольным центром — нет, тогда и железной дороги еще не было, и разработки каменноугольного месторождения еще не начались. Но ведь через черемховский участок тракта будущий император Николай II точно проезжал, просто не мог проехать больше нигде. А свидетельств тому нет. И вот — на тебе! Да еще и с фото.
Это уже заявка на более детальное исследование.

Дальше — больше. Разговор плавно перешел на церковь — Казанскую, а затем и Никольскую. Обоих храмов уже нет, но их след остался в истории Черемхово. И, если о первом мы знаем больше, то о Никольском сохранились крайне скудные сведения.

Но ведь место, где стояла большая Казанской иконы Божьей матери церковь, сохранилось, мало того — на фундаменте бывшего храма была выстроена школа, а затем в нем стало размещаться пед. училище. И это историческое место — вот оно, рядом, рукой подать. Пойдемте!

oyyy2697

Несколько минут, и мы — у светофора. А напротив — бывшее церковное кладбище, защищенное от посторонних хождений ограждением Пед.колледжа. Вот они — указательные лиственницы, именно здесь были захоронены почетные жители, благотворители и церковные служащие.

Сразу же обозначили ближайшую поисковую задачу — выяснить, не было ли в сохранившихся двух старинных зданиях (возможно, церковной принадлежности) на улице Советской той церковно-приходской школы (одной из двух), о которой сохранились воспоминания бывших дореволюционных учеников.

Несколько бывших церковных зданий в самом начале улице уже не существуют, но с этого ракурса хорошо видно ограждение колледжа (а мы помним, что это — бывший большой храм) с двух сторон, и именно с левой, где сейчас — ведомственные гаражи, раньше была спорт.площадка будущих педагогов, и вот бегали они в советское время как раз на месте бывшего церковного захоронения. Слава Богу, сейчас такого кощунства уже давно нет.

Но вот наша Мария Александровна, получившая первое образование в этом колледже в начале двухтысячных, немало напугала собравшихся рассказом о замурованных когда-то (не факт, что сейчас) в подвалах училища захоронениях священнослужителей.

img e2383

Мы продвинулись по Советской дальше и подошли к первому деревянному дореволюционному зданию. К сожалению, с фасада сняты наличники, замененные на современные рольставни, но вот внутреннее окно, выходящее во двор, сохранило прежний вид. Причем в орнаменте наличника дважды повторяются восьмигранные розетки (а как мы знаем, в православии это символ Рождественской звезды). Сам дом богато украшен резьбой, представ, таким образом, в несколько компилированном (вкупе с современным пластиком) виде.

Забор дома выходит на поперечную улицу, с которой, как на ладони, видно абсолютно все на горе с историческим названием Вшивый бугор. Вот теперь становится понятным это народное прозвище.

Мы попытались задать вопрос: а что, по этой улице, спустившись с горы, можно было напрямую выходить к церкви? Казалось, ответ очевиден, как раз напротив этой улочки через Черемшанку были проложены мостки. Но, поскольку собрались старожилы, всем остальным пришлось признать версию не убедительной: ведь параллельно Советской до реки есть еще одна старинная улица — Кузнечная, и когда-то она была сплошняком застроена кузницами, частными домовладениями и даже мельницей.

img e2411

А вот со вторым старинным домом нам повезло больше. Во-первых, нам удалось поговорить с его хозяйкой, замечательной женщиной, преподающей в рядом стоящем пед. колледже. Она рассказала, что действительно, оба здания принадлежали церкви, но не согласилась с версией церковно-приходской школы.

А во-вторых, и это главный аргумент, — сохранившийся декор оформления окон в точности повторяет окна — внимание! — здания художественной школы № 1.

Так может, именно там церковно-приходская школа и располагалась?

Но этот миф развеяли мы сами, поскольку на выставке, посвященной образованию в Черемхово, мы представляли сохранившиеся записи о том, что школа-то там была, но вот принадлежность ее была иной. Это было Министерским 2-х классным, а затем и 4-классным Училищем. По сути — просто обычной светской начальной школой. И, кстати, у нас в музее хранятся два рукописных альбома, принадлежавши когда-то ученикам этого Училища.

А после мы прогулялись по Советской, увидели впереди ее раздвоение и даже расстроение, а дети клуба поспешили запечатлеть себя на фоне полусохранившейся арки (кстати, когда-то служившей для выхода со двора на улицу). Вдруг когда-нибудь и эти арки станут легендами…

Перейдя по проулку с Советской, мы вышли к нынешнему Никольскому храму и сделали фото на память.

Вот так закончилась первая в этом сезоне прогулка участников музейного клуба пеших исследований «Легенды и мифы Черемхово».

Мы много узнали, увидели, открыли и наметили на будущее. И, конечно, приглашаем черемховцев на следующую встречу. Приходите, будет интересно!


Skip to content