События музея

Завершая биеннале

Ну что же, завершились святки, прошли Турицы и, несмотря на препятствия уходящего 2020 года, перемешавшего привычную жизнь на всей планете, нам все-таки удалось сделать акцент на традиционных семейных ценностях. Потому что праздник Нового года — он в памяти, традициях, сердцах множества людей, и никаким коронавирусом его не вытравить.
Мы это утверждаем с максимальной уверенностью, потому что настало время подвести итоги нашему пробному шару — онлайн-биеннале «Здравствуй, ушедшая сказка!», призванному объединить людей на онлайн-площадке сайта нашего музея.

У нас все получилось, мы все смогли прикоснуться к бережно хранимому в различных черемховских семьях чуду новогодней сказки благодаря щедрости ее хранителей: бабушек, мам, детей, внуков и правнуков.

Сегодня мы завершаем разговор о зимних праздниках и, как бережно убирают в семьях драгоценные елочные раритеты, так же, с благодарностью и светлой грустью, прощаемся с елкой до следующего Нового года.

Ну и, наконец, мы просто обязаны расставить в этой теме все точки над «и». Итак, Новый год уже давно прошел, но нам все время намекают, что вот на Востоке Новый Год Быка вступит в силу лишь в феврале. Правда, и здесь не все так просто: 3 февраля год Быка наступит, согласно астрологическому календарю, а 12 февраля — по лунному.
Это что же, значит, зловредная Крыса все еще с нами? И следует ждать от нее напоследок еще каких-то пакостей? Нет уж, будем придерживаться наших традиций и считать, что старый високосный год позади, а Новый 2021-ый набирает силу с 1 января. Но и так было не всегда, даже у нас в России.
Наши постоянные посетители знают, что в музейном клубе выходного дня «Берегиня» мы изучаем традиции предков и возрождаем народные обычаи. И, конечно, знаем, что Новый год начинался на Руси по-разному.

У древних славян — народная дата

С началом первого месяца зимы (начинался с 25 декабря, а не с первого, как принято у нас) и нового года, и назывался этот первый зимний месяц Колядень. Вот откуда и Колядки, и Коза-Коляда. Солнце начинало прибывать, тьма отступала, новый год — как календарный цикл — набирал силу.

Гражданский Новый год — церковная дата

В Византии было принято считать началом нового годового цикла первый день весны. Поэтому, с принятием христианства, на Руси стал отмечаться еще один Новый год — 1 марта.

По постановлению Никейского Собора

В 1348 году Православная церковь, согласно постановлению Никейского собора, перенесла дату нового года на 1 сентября, определив именно с этого дня отмечать Новолетие.

По указу № 1736 Петра I «О праздновании Нового года»

20 декабря 1699 года российский Император повелел 1 января считать первым днем Нового года и всем его наступление праздновать.

Ну вот, вроде уже наше время, и мы даже именно 20 декабря 2019 года, в честь 320-летия указа Петра Первого, открыли в музее выставку «Зимние истории», об истории празднования Нового года и Рождества в Черемхово за 200 лет.

Но, если вы думаете, что царского указа никто за эти 320 лет ослушаться не мог — глубоко ошибаетесь. И каждый раз, заметьте, запреты или разрешения празднования Нового года объяснялись государственной необходимостью.

Два столетия все было спокойно: на Новый год ставили, по немецкому обычаю, живые ели, устраивали гуляния и щедрые трапезы, а с 1828 года с легкой руки жены Николая Первого — Александры Федоровны (бывшей немецкой принцессы) елки на Рождество стали украшаться игрушками. Причем, каждый член царской фамилии имел собственную елку, под которой размещались персональные подарки. За сто лет, по примеру императрицы, обычай наряжать елки плавно перешел из царского дворца в богатые особняки, а затем и в дома попроще.

И все это зимнее великолепие длилось почти век, до первой мировой войны, когда Россия стала противником Германии. Тут все вспомнили, что милый обычай пришел из страны врага, и уже в конце 1914 года стали раздаваться негодующие протесты. А уж когда в 1915 году пленные немцы в госпитале Саратова встретили Рождество с елкой, возмущению не было предела, и император вынужден был огласить официальный запрет. А год спустя Синод даже издал указ о запрете елок, назвав их «немецкой затеей».

Почтовые карточки того времени стали отражать общественные настроения: для поднятия боевого духа армии и всего народа выпускались рождественские открытки с семейными и военными сценами. Две такие открытки из фонда нашего музея экспонировались у нас на выставке «Зимние истории».

С приходом Советской власти ситуация елки много раз менялась — все, заметьте, исключительно в государственных интересах. Обещая в революцию ВСЁ, Советская власть затем это все постепенно и отбирала. Так, в 1917 году, в ряду первых декретов, был принят декрет о восьмичасовом рабочем дне. Там же обозначались праздники, среди которых было и Рождество. Однако через три месяца, 24 января 1918 года, был принят еще один декрет: «О введении западноевропейского календаря», согласно которому Рождество сдвигалось на 7 января (притом что в том же западном мире дата Рождества осталась прежней) и перестало быть выходным днем.

Мало того, хорошо известен факт инициативы В. И. Ленина по поводу елки в Сокольниках, где в Лесной школе Надежда Константиновна Крупская по его настоянию поправляла здоровье. Вот фото в Сокольниках. Особого веселья не заметно, на правда ли?

Но не осталось ни одной фотографии, где бы вождь был запечатлен с детьми у елки. Правда впоследствии, когда создавалась для детей, опять же в государственных интересах, лакированная биография Ильича под кодовым названием «Дедушка Ленин», появились черно-белые графические листы, призванные заполнить пустующие места в фото архиве и придающие достоверность запечатленным событиям.

А чтобы еще больше доказать правдоподобность елки Ильича, советскими художниками в рамках конъюнктурной ленинианы был написан ряд живописных произведений.

Но ситуация в стране и партии изменилась. Образ Ленина был настолько свят, что стирались все темные пятна реальных событий. Так, описание все той же елки в Сокольниках претерпело множество версий, и в первой же из них исчезла дата поездки: 25 декабря, Сочельник.

Дальше — больше. Борьба с религией, непрерывная неделя (со сдвинутым выходным), когда вся семья никак не могла собраться вместе, демонстрации воинствующих безбожников…

Десятилетие революции. Демонстрация в Черемхово с «живыми фигурами»: фабрикантом (узнаваем Щелкунов), фашистом, попом.

Наконец, в последние дни двадцатых, перед новым десятилетием, в «Правде» была подведена черта.

В день старого празднования Рождества, 25 декабря 1929 года, передовица

Непрерывный рабочий год и пятидневная рабочая неделя не оставляют больше места для религиозных праздников… В этом году впервые рождественские дни являются обычными трудовыми рабочими днями…

Рубикон был пройден. Церковным праздникам (а вместе с ними и рождественской елке) была объявлена официальная война. Опять же — строго по государственной необходимости.

Конечно, дома, за закрытыми окнами, в некоторых советских семьях продолжали потихоньку праздновать Рождество. Но в школах детям объясняли, что такой вредный пережиток больно ударяет по государственному карману и каждому конкретному школьнику: это ж сколько б вышло тетрадок и книжек из загубленных в Рождество елок!

И вдруг — как гром среди ясного неба — точнее — как звезда в ночи — ровно через шесть лет, 20 декабря 1935 года — на первой странице газеты «Правда» — статья секретаря Украины Павла Постышева.

Так что, елка — не вредный буржуазный пережиток?
Нет, ведь советская елка — признак советского Нового года, а не буржуазного Рождества.


Значит, можно?!


Что тут началось…

За дело взялись с государственным размахом: один за другим стали выходить партикуляры, указы и постановления.
Правила пожарной безопасности при проведении елок в общественных местах,

четкие указания, какие елки где проводить и для кого, советы по оформлению елок и залов, выбору костюмов и, конечно, создание специальной индустрии елочных украшений.

В «Черемховке» появлялись заманчивые объявления,

и члены семей передовиков (самые состоятельные черемховцы) дружно выстраивались в очередь в бывшем магазине Щелкунова на Первомайской. А у кого таких денег не было, просто ходили туда как на экскурсию или, на худой конец, покупали хоть одну новую елочную игрушку и торжественно вешали ее на елку.
У нас в музее бережно хранятся коллекции таких игрушек.

В газетах обязательно сообщалось, где, когда и для кого пройдут елки в клубах шахт.

Самыми популярными и, соотвественно, получающими первые призы, становились костюмы на актуальную тему: «Собрание сочинений членов Политбюро», «Трудовая книжка», «Свободу народам Африки!»…

Появились и символические елки, стало модным встречать Новый год с опережением, по-стахановски. Об этом обязательно писали в городской газете, на героев равнялись, а сами они получали новогодние премии.

Ну, а дети тружеников Черембасса приглашались на елки строго по месту пребывания: в детский сад,

в школу,

клуб, Дом пионеров, ДК или даже театр.

Ну и, конечно, для детей елка становилась сигналом к началу каникул.

Но, чтобы никто не мог подумать, что может делать в каникулы что хочет, а может, даже и совсем ничего не делать, в газете прописывалось по порядку, как должен поступать приличный советский школьник: учиться лучше, отдыхать лучше, помогать отстающим еще лучше. А чтобы уж совсем было понятно — не только что делать, а куда идти, чтобы отдыхать еще лучше, в каждой школе предписывалось создать Клуб выходного дня. Уж там не заскучаешь!

Кстати, все это актуально и сегодня. Чтобы ребятишки не сидели все каникулы возле экранов (смартфона и компа как раньше у телевизора), а катались бы с горки, на лыжах и на коньках.
Чтобы мастерили что-то интересное своими руками, путешествовали с семьей на Байкал и просто на природу, а главное, дорожили бабушкиными раритетами и тем, что ценно всем поколениям семьи.

Так, как ребята школы № 3 нашего города.
И именно сегодня, когда многие семьи после Крещения убирают елки, рассказ ребят о своих самых ценных игрушках помогает и нам вспомнить свой самый-самый Новый год…

Ну а мы благодарим всех наших друзей, которые откликнулись, прочитали, позвонили, сняли видео, пришли к нам в музей со своими игрушками, пригласили в гости и просто посетили наше первое онлайн-биеннале «Здравствуй, ушедшая сказка!», порадовались вместе с нами и улыбнулись своим воспоминаниям.

До свидания, добрая сказка!

До следующего


Нового года!


Перейти к содержимому