img e8690
События музея

Рерих. Юбилейная выставка

Экскурсионная работа выставки

img e9350

Определяя адресные группы выставки, мы справедливо остановись на только на художниках, но и на будущих педагогах, ведь кому, как не им, представителям самой гуманитарной и духовной профессии, предстоит воспитание новых поколений юных черемховцев — будущих граждан России: думающих, творческих, высоконравственных и культурно образованных.

Фронтальное погружение

В отличие от экскурсионного образца открытия выставки, мы внесли коррективы в алгоритм освоения выставочного пространства для студенческих групп всех отделений Черемховского педагогического колледжа, прибывавших к нам для знакомства с наследием Рерихов.

Мы работали в двух залах: вначале в конференц зале состоялось погружение в тему и просмотр большим экраном емкого и максимально эффективного фильма о семье Рерихов. И только тогда, когда посетители стали осознавать масштаб личности Николая Константиновича Рериха (сравнивая его с такими титанами эпохи Возрождения как Леонардо да Винчи и русским ученым Михаилом Ломоносовым), постепенно продвигались в основной зал. И совсем по-иному воспринималось и узнавалось тогда Знамя мира, как пролог, открывающий экспозицию картин, и сами полотна.

Мотивация к исследованию

И вот тут начиналось самое главное, чем напряженная работа мысли и духа посетителей нашей выставки отличается от традиционного простого созерцания развешанных по стенам картин.

Ведь главное, чтобы посетитель сам начал думать, искать, делать выводы, и тогда, — о чудо! — он становился не просто зрителем, а настоящим исследователем.

А для этого — всего-то — нужна стартовая интрига, задающая вектор поиска. Мы исходили из того, что Рерих — личность многогранная, а его художественный символический язык нужно уметь расшифровать.

Исследования в мини-группах

Участники исследования, разбившись на мини-группы, отправились к картинам, ориентируясь вначале на собственную интуицию и осознание подтекста знаковых полотен в каждом тематическом разделе.

И вдруг становятся понятными и второй, и третий скрытые от равнодушных глаз смыслы; любая, казалось бы, незаметная деталь раскрывает свое послание, и каждая картина выступает дополнением к ряду других, а общий рассказ, молчаливый, но такой явственный, можно прочесть, удивляясь своему открытию и восхищаясь доступности зашифрованной тайны.

Представление результатов исследований. Качественный результат

Ну и, как кульминация исследований, и как итог взаимного сотворчества — заключительный этап (даже язык не поворачивается назвать «экскурсии») аналитического погружения в творчество Николая Константиновича Рериха. Каждая мини-группа представила для всех результаты своих поисков, как вариант предложив собственные выводы и принимая коррекцию и дополнения друзей.

И конечно, мы понимаем, что уровень восприятия и обученности в случае личного освоения проблемного поля много выше, чем возможный и такой привычно простой вариант знакомства с экспозицией при помощи экскурсовода. Гораздо интереснее и ценнее, когда этим экскурсоводом становишься ты сам, причем, никто тебе готовый текст не дает, а ты добываешь главное для представления другим сам в процессе собственного исследования.

Таким образом, даже обычная, на первый взгляд, выставка картин становится ценным музейным инструментом формирования думающей личности.


Pages: 1 2

Перейти к содержимому