История одного экспоната

Классное чтение

Готовя эту статью, мы еще раз убедились в актуальности старой поговорки: Все лучшее — хорошо забытое старое. О чем это мы? Все очень просто: у нас в музее стоит выставка «Школа, ты не старишься» об истории черемховского образования. Конечно, посещения, в связи с известной всем ситуацией ограничения в период пандемии, ограничены. Но никто не мешает нам и посетителям нашего сайта знакомиться с содержанием выставки и ее экспонатами. Что мы и будем делать.

Обратимся к первой части выставки, экспозиции «Дореволюционное образование». В ряду представленных в ней подлинных учебников дореволюционного образования первой заслуживает внимания третья часть серии учебников для начальной школы «Мир в рассказах для детей», 1910 года издания.

Учебник, как и две другие книги серии учебных пособий для начальной школы, написаны авторским коллективом — семейной педагогической четой Вахтеровых: Василием Порфирьевичем и Эмилией Орестовной.

Убежденный новатор, в основу идеи которого о всеобщем начальном народном образовании легла идея преемственности и развития, единства семейного, школьного и общественного воспитания, построенного на гуманистических принципах, — он утверждал необходимость индивидуального подхода с учетом возрастных и личностных особенностей детей. Кому из современных учителей это не покажется знакомым?

Но, как и раньше, почти 140 лет назад (помните: все новое — хорошо забытое старое?), педагоги-новаторы нашего времени сталкиваются с убеждением правящих верхов в ненужности образованной массы, де управлять безграмотным населением легче. Разница лишь в том, что в пореформенной России 19 века реакционеры склонялись к достаточности церковно-приходской школы, отклоняя всеобщее начальное образование, а сейчас — отклоняя массовое Высшее образование В 1880-90-х годах высокопоставленные и влиятельные чиновники Министерства народного просвещения убеждали массы, что всеобщее начальное образование — пустая утопия, что его введение ударит по налогам, и вообще, самому народу это образование не нужно.

Константин Леонтьев убеждал правящий класс и правительство:

«Всеми мерами нужно заботиться, чтобы не допустить народ к образованию. Если
мы до сих пор противились духу времени (т. е. введению народного представительства), то этим обязаны безграмотности русского народа».
Биографическая книга о Вахтереве В.П., с. 14

Как в зеркале, центральная политика народного просвещения отражалась и на состоянии образования в провинции, в частности, нашем Черемхово. Так, если в начале 19 века в селе Черемховском существовала одна церковно-приходская школа, то через сто лет их было уже две.

Здания церковно-приходских школ на дореволюционных фотографиях села Черемховского

Вместе с тем, прогрессивные веяния послереформенного времени также нашли отражение в истории черемховского образования. В 1865 г. в селе Черемховском открылось Высшее приходское училище Министерства народного просвещения, в должности учителя — коллежский советник Гавриил Андреевич Баженов. 

В 1881 г. училище имело мужское и женское отделение. Почетный блюститель — Иннокентий Александрович Федоров, учителя: Лука Федорович Григорьев, Александра Сидоровна Маркова, священник Дмитрий Болотов.

Макет здания Высшего приходского училища, ныне — художественная школа № 1

Именно в этом училище, как и в других школах, открывшихся в селе Черемховском, быстро становящимся центром угольной добычи и промышленного развития Восточной Сибири, в новом столетии начали учить по-новому.

Вахтеров Василий Порфирьевич, вынужденный уйти в отставку из-за своих передовых взглядов, стал создавать учебники для начальной школы. Так, в 1898 году для 1 класса вышел «Русский букварь», выдержавший 120 изданий, а через четыре года, в 1902 году — хрестоматия в трех томах, для второго, третьего и четвертого года обучения в начальной школе.

Наш фонд редких книг содержит третью книгу этого комплекта (УМПК, как бы сейчас сказали наши учителя).

Все три книги «Классного чтения» были построены четой Вахтеровых на основе предметного обучения, принципа наглядности и содержали в себе не  только статьи для объяснительного чтения, но и богатый материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало проведения опытов.

Кстати, именно по этому учебнику обучались школьники Щелкуновского училища, программа которого приближалась к гимназической, а совместное обучение мальчиков и девочек было настолько инновационным для начала 20 века, что после первого года училище стояло под угрозой закрытия.

Впрочем, это — тема другого нашего разговора. Следите за публикациями!


Перейти к содержимому