Краеведческие чтения

Первая научно-практическая конференция музея

В нашем музее произошло знаменательное событие: 11 февраля впервые состоялись Черемховские Краеведческие Чтения, и это уже бренд. Мы писали в январе 2021 года о подготовительном периоде в статье, посвященной юбилею Петра Карповича Щелкунова. И, конечно, предоставили возможность всем желающим историкам, студентам, школьникам и непрофессиональным исследователям присоединиться к нам, ознакомившись с пакетом документации, доступной на нашем сайте. При этом оговаривалось, что научно-практическая конференция в рамках Первых Чтений пройдет в онлайн-режиме по видеосвязи Skype.

В назначенный день и час в музее и у экранов собрались эксперты, участники и слушатели, всего 26 человек. Форма представления работа была разной: устный рассказ, демонстрация, презентации и, конечно же, чат, устные комментарии и ответы на вопросы.

Работу конференции начала Горбунова Елена Алексеевна, директор музея. Она напомнила условия участия, представила гостей в студии и провела перекличку участников и слушателей.

Первый этап — представление работ — прошел успешно, все они своевременно были опубликованы на сайте, а затем состоялся мастер-класс историко-краеведческого поиска.

Первой взяла слово Салахова Лариса Марсовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики пед.института ИГУ. Она сообщила о новых направлениях в исторической науке и дала практические рекомендации исследователям.

Об исторической памяти и истории умолчания

В последнее время историческая наука начинает двигаться быстрыми шагами в антропологическом направлении. Поэтому столь важно сегодня изучение исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, и не обязательно это коллективная память, а просто память отдельных людей. Для нашей страны это особая тематика, поскольку для советских людей порой было важнее не рассказать, а умолчать. Дабы не навредить. Именно такое умолчание спасало семью и потомков от каких-то негативных воздействий внешней властной системы. Таким образом, появился новый подтекст исторической правды — история умолчания. Это очень сложный путь исследований, но он есть.

Об архиве устных историй

Есть еще один путь, когда мы прислушиваемся к людям, живущим вокруг нас. Сама Лариса Марсовна занимается со студентами созданием архива устных историй, в том числе — черемховских. Форма — экспедиционный поиск, ареал поиска — бассейн рек Приангарья. Рассказы и устные преданья людей наталкивают на поиск информации, и тогда сибирские купцы предстают не мироедами, а некими просветителями. И в прямом, и в переносном смысле. Так, известно, что, организуя электростанцию в Черемхово, Щелкунов не только обеспечивал свои собственные промышленные надобности, но и освещал жизнь жителей села, а впоследствии — города.
Разница между формальной, событийной историей и той, что сохранилась в памяти людей, в том, что она — живая.

О купцах и их окружении как о прогрессорах

Интересны поэтому истории тех людей, которые были рядом с ними, двигая вперед образование, торговлю, промышленность, угледобычу. Используя термин Стругацких, — прогрессоров своего времени. Конечно, важны казаки, поставившие остроги, они поставили первую точку на карте, создав поселение. Это — один пласт культуры. Но если бы не появились затем подвижники — сибирские купцы, поселение бы тихо умерло. То есть, от них во многом зависело дальнейшее освоение необъятных пространств Сибири, приращение их к России и выравнивание населения по уровню цивилизованности.

Мы отходим от традиционного восприятия купечества, особенно в Сибири, где вместе с ними приходило и новое, передовое. Говорим о том, какой вклад делает человек не только в свой бизнес, а, прежде всего, в то социо-культурное пространство, в котором живет он сам, его семья и окружающие.

Об источниках информации

Источники поисков — адресные книги и городовые летописи Иркутска: Пежемского, Романова и Колмакова. Кроме того, в открытом доступе — библиотека Соединенных штатов, где представлены ценнейшие документы, вывезенные после революции в эмиграцию нашими соотечественниками.

О выстраивании социокультурного пространства

Сообща мы восстанавливаем связи между пространствами, которые оказались в поле зрения наших купцов. Нам важно не просто понять, чем они торговали (кирпич — для строительства школ и магазинов, фарфор — для доступности каждому, керосин — для освещения и продления светового дня, готовое платье — для формирования моды, стиля и идентичности и т.д.), — очень важно понять, что эти люди с давних времен, начиная осваивать пространства сибирских сел, способствовали их утверждению и формированию такого понятия как сибирский менталитет. Ведь все эти восемь поселений: Черемхово, Тулун, Кимельтей, Киренск, Зима, Балаганск, Нижнеудинск, Иркутск, — если их соединить незримыми нитями, позволят попасть в удивительное пространство, свойственное современной исторической науке. Мы не просто восстанавливаем историю школы или завода, а по крупицам воссоздаем и сохраняем для других людей то социокультурное пространство, в котором кроются корни современности и откуда растут ветви будущего.

О формах краеведческого поиска

Очень ценно стремление найти информаторов и записи почти легендарных рассказов о системе подземных ходов Щелкунова: усадьба, школьный городок, Торговый Дом, завод. Нужно нарисовать схему по устным рассказам, наложить эту карту и пройти этим путем.
Но каждую историю, рассказанную жителями, надо проверить, провести экспедицию, найти то место, о котором человек говорит, надо прикоснуться к этому зданию, подержать в руках предметы, несущие информацию того времени: чашку, кружку, книгу, открытку.

Кстати — именно этот путь — один из разработанных нашим музеем маршрутов в экскурсионной программе пешеходного исследования «Легенды и мифы Черемхово».

Затем взял слово Дикун Александр Сергеевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики. Эмоционально и образно поделился он опытом изучения деятельности купечества на примере собственного десятилетнего исследования наследия и исторического вклада в развитие Сибири семьи купцов Сибиряковых.

О меценатстве купцов

Почему купцы занимаются меценатством? Строили училища, больницы, театры, собирали предметы искусства, библиотеки, а затем передавали их городу? Если они были такими «кровопийцами», как рисовала их советскому обществу официальная идеология, то для чего они вкладывали средства в не приносящий доход проект? Быть может, потому, что было выгодно создать в представлении людей негативный образ. Ведь, в таком случае, всем, в одинаковой степени не имеющим собственности, будет легче свыкнуться с этим.

Об электрификации и инновациях

По поводу электрификации — это был большой значимый проект в начале 20 века для любой территории, тем более, в сибирской глубинке. Ведь, когда Ленин говорил, отвергая все старое, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны», — у нас в Иркутске, Черемхово, Тулуне и других центрах Приангарья электричество уже было. Источники восстановления этой информации — газеты, примерно за десять лет, например, с 1904 года. Поскольку чем ярче и увереннее купец, тем более ему была свойственна привычка быть первым. Потому и стремились создавать что-то новое, как бы сейчас сказали, внедрять инновации.

О методике поиска

Для выстраивания дальнейших траекторий поиска нужно обозначить круг общения Щелкунова: куда сбывает уголь (железнодорожники, промышленники), кирпич (кому и для чего?), фарфор (торговое посредничество, поставщики оборудования, выход на центральные рынки). Например, ставя собственное клише на каждый кирпич, он делает это не из самолюбия, а в качестве гарантии, это как подпись честного купеческого слова. Ну, и это просто действенная реклама: чтобы люди знали, чей это такой качественный кирпич, и где его можно взять. Нужно выяснить, какие строения были построены из этого кирпича, не только в Черемхово, но и в других территориях. Еще одно направление поиска — чайная торговля и связи с Китаем.

Согласно Положению НПК, работы должны были представляться тезисно, и каждый раз, сразу же после завершения презентации, на сайте была опубликована очередная работа. Музей истории города Черемхово учредил три приза: за значительный вклад в краеведение, за краеведческое открытие и самую популярную работу — «Общественное признание».

Для определения победителей в последней номинации учитываются отзывы, количество посещений и активность на форуме в специально созданной для каждой статьи с работой участника теме.

Приглашаем всех друзей нашего музея и посетителей сайта ознакомиться с работами участников НПК первых Черемховских Краеведческих Чтений и поделиться впечатлениями на форуме.

Итак, конференция состоялась, все работы (возможно, в дополненном виде) войдут в первый номер журнала нашего музея.

И, конечно, мы надеемся, что это — только начало поиска: обозначены новые векторы, сделан существенный задел. А главное — появился интерес к реальному изучению истории своего города. Что, собственно, и является целью работы нашего музея.


Перейти к содержимому