Краеведческие чтения

Инноватика в школьном образовании Щелкунова

Известно, что основная цель современной школы – обеспечение социализации ее учащихся, при этом, коммуникативным компетентностям вкупе с традиционными Российскими и общечеловеческими ценностями уделяется огромное внимание школьной педагогики сегодня.

Но не зря говорят, что все новое – хорошо забытое старое. Еще сто лет назад в нашем городе (а до 1917 года – селе) успешно действовало инновационное образовательное учреждение. Об этом мы рассказывали всем посетителям нашего музея на выставке, посвященной истории черемховского образования. Более узкой тематике – инновации в системе субъект-субъектных взаимоотношений школьников начала ХХ века в частном коммерческом училище П.К.Щелкунова, – посвящена исследовательская работа, представленная на конференцию первых Черемховских Краеведческих Чтений краеведами школы № 3.

Автор работы – ученица 10 класса Лукина Дарья, руководитель – Исаева Наталья Николаевна, психолог, учитель истории высшей квалификационной категории.

Саму работу, с целью сохранить структуру и полный объем, мы представляем в отдельном файле.

Основным приложением к работе и одновременно предметом исследования является представленная автором
Выписка из “Очерка семилетней деятельности” и “Устава пособия учащимся коммерческого училища П.К.Щелкунова” о взаимоотношениях в учреждении 1912-1917 г.г.

«При основании училища его учредителем было высказано пожелание, чтобы наша школа привлекала учащихся не только своим уездным деревенским положением, но и своей внутренней организацией, проведенной соответственно требованиям науки и жизни и возможно широкой постановкой учебного дела в училище. Насколько это пожелание выполнено, предоставляем судить родителям учащихся, соприкасавшимся близко со школой, и всем, кто ее посещал».

О семейном воспитании

«Считая, что лучшим залогом нормального развития школы является ее тесное общение с семьей, мы с первых же лет открытия училища, по мере силы, осуществляли этот принцип. Организация родительских комитетов, направление их деятельности, ежегодный созыв общих родительских собраний – было одной из наших нравственных обязанностей».

Об открытости школы и роли родительской общественности

«Придавая большое значение гласности, особенно в таком важном деле, как воспитание юношества, училище не предпринимало за весь семилетний период своего существования ни одного сколько-либо важного шага без ведома родителей учащихся, решаясь на то, или иное мероприятие не иначе, как п ознакомлении с ним общего родительского собрания».

О Педагогическом Комитете,
по сути – Совете Школы

«Считая, что деятельность Педагогического Комитета без участия в нем родителей далеко не полна, мы с первых же лет ввели в состав Комитета представителя от родителей. С течением времени число представителей от родителей было увеличено от 3 до 5. По мере открытия старших классов в состав Комитета были введены представители и от учащихся, начиная с 5-го класса по одному от каждого. Таким образом в работе Педагогического комитета принимаю участие с правом голоса и родители и учащиеся.  Такую конструкцию Комитет получил за 2 последние года. Желая оттенить разницу в составе прежней и новой коллегии, Педагогический Комитет 11 октября 1917 г. переименован в Школьный Совет».

О Школьном Совете

«Деятельность Школьного Совета определяется текущими делами и рассмотрением успехов учащихся не менее 2-х раз в учебную четверть: в середине четверти для предварительного обсуждения и в конце для выяснения их за всю четверть. При рассмотрении успехов учащихся попутно делается характеристика нравственного и умственного развития последних с учетом, по возможности, всех обстоятельств, вплоть до семейной обстановки, способствующих или задерживающих это развитие. К большому сожалению, Школьный Совет располагает не полным материалом для составления критерия о том или ином ученике, и многие стороны жизни последнего остаются не обследованными. Считая, что все-таки большая часть жизни учащегося проходит в семейной обстановке, где он свободнее выявляет себя, чем в Школе, мы в первые годы не раз обращались к родителям с разного рода анкетами с целью получить тот ценный материал, который бы дал возможность полнее выяснить нравственный и физический облик учащихся».

Об ученическом самоуправлении

«Придавая огромное значение развитию в учащихся раннего возраста самодеятельности и чувства гражданственности, училище на 2-м году своего существования положило начало ученической организации путем учреждения института классных старост».  

О свободном развитии личности

«Исходя из тех соображений, что школа воспитывает будущих граждан, способных к свободному выявлению своего «я», училище с первых дней своей жизни старалось избежать всего того, что так или иначе мешало выявлению этого «я». В школах старого типа, а в казенных и до сего дня, применяется целый ряд таких воспитательных приемов, которые как раз дают обратные результаты и тем не менее, вопреки здравой логики, продолжают процветать. Одним из больших тормозов, мешающих свободному развитию личности, являются отметки и дисциплина, понимаемая до сих пор как узда и кара за проступки».

Об отметках

«Главная организационная работа по училищу относится к 1913-14 учебному году, когда были намечены планы будущего устроения нашей школы и те основные положения и принципы, которыми она руководствовалась в последующие затем годы. Еще тогда Педагогический Комитет вполне определенно высказывался против отметок, и последние в этом виде, как это принято в других школах, из обихода нашей школьной жизни были удалены. Знания учащихся оцениваются буквами У и НУ, первая – сокращение «УСПЕШНО», вторая – «НЕУСПЕШНО». Поведение не определяется никакой отметкой» 

«Вопрос об отметках – больной вопрос нашей русской школы и давно уже дебатируется в педагогической литературе. Не смотря на полное осуждение отметок лучшими педагогами нашего времени, они все же продолжают существовать на ряду с прочими уродливыми пережитками нашей жизни, и кто знает, как долго еще не будут изъяты из обихода школы, раз не исчезли в годы революционного строительства.

«Но ведь Ваше У и НУ тоже отметка. Скажут и не раз говорили нам – Да, отметка. Но оценивая знания словами «успешно» и «неуспешно», мы не создаем той уродливой гонки за отметкой, которая замечается как неизбежное следствие при цифровой оценке и которая ведет к болезненному развитию в учащихся соревнования, мелочного честолюбия, к непродуктивной зубрежке на отметку и нередко к забиванию умственных способностей у медленно развивающихся детей» – стр. 36

О самодисциплине и атмосфере сотрудничества

«Дисциплина в нашей школе создавалась на началах товарищеского отношения учащихся друг к другу и полного доверия их к учителям».


«Учащимся прививается сознание, что школа – это один из видов общественной жизни, где люди соединились для известной совместной работы, продуктивность которой всецело зависит от соблюдения тех или иных правил, нормирующих взаимоотношения членов данного общества, что личные эгоистические интересы должны быть подчинены общим. При такой постановке у учащихся нет того враждебного отношения к предъявляемым требованиям соблюдения школьных порядков, какое, обычно, проявляется с их стороны при ином решении вопроса с дисциплиной».

«Установленный нами порядок называли «беспорядком». Простые отношения между учениками и учителями, отношения младших и старших товарищей, характеризующиеся названием учащихся по имени, а не по фамилии, – вызывали резкую критику. Подведя итог семилетней деятельности училища, мы на эти упреки смело можем ответить, что иного порядка и иных отношений в нашей школе, создающейся согласно требованиям современной педагогики, быть не может».

«Наконец, постоянное общение с преподавателем, временами переходящее в дружбу, постоянные вопросы на самые различные темы – все это инструменты, которыми сглаживаются грани  между «учителем» и «учеником» и восстанавливаются отношения как между молодым и старшим опытом товарищами».

О нравственном воспитании

«Тех воздействий, которые создавали бы из школы для учащихся какое-то пугало, нами никогда не допускалось. Всякого рода дурные проявления устранялись путём нравственного воздействия, и самою суровою репрессивною мерою, допускаемою школою, является удаление ученика из училища на несколько дней. Благодаря той любви к школе, какую удалось воспитать в учащихся, надо сознаться, что это одна из тяжелых для них мер и к ней нечасто приходится прибегать».

«Не меньшее значение учебное заведение Щелкунова придает нравственному воспитанию учащихся, которое оно считает неразрывным с обучением. Нравственное воспитание имеет в своей основе: взаимное доверие учащих и учащихся, полное отсутствие страха и всяких карательных наказаний, искренность и свобода отношений, уважение к личности ученика, постоянное обращение к его сознанию и воспитание в нем внутренней, а не внешней дисциплины

О светском характере воспитания в школе

«Считая религию вопросом частным, приемлемым каждым человеком согласно его мировоззрению, мы в вопросах религиозно-нравственного воспитания избегали всего того, что могло носить обязательный или принудительный характер. Руководствуясь этими соображениями, Школьный Совет освободил учащихся старших классов, как людей уже более сознательных, от обязательного прохождения курса Закона Божия» – стр. 38

О наказаниях

«Наказаний никаких не практикуется. Стараемся  прежде всего оказать моральное воздействие словами. Если этого воздействия окажется недостаточно, то учащемуся делается уже в более определенной форме замечание, и родителям посылается о поведении учащегося соответствующее извещение. Если эти меры окажутся недействительными, и ученик в своем поведении не исправится, то к нему применяют высшую меру наказания – удаление его из училища на несколько дней по усмотрению совета и сообразно поступку учащегося. Последнюю меру преподаватели могу употребить только с согласия заведующего, который и ведет по этому поводу объяснения с родителями».
О жизни школы и об отношениях в учреждении

Мы предлагаем посетителям нашего сайта оценить работу, представленную Лукиной Дарьей, высказав свои пожелания на специально созданной теме форума, пройдя по кнопке ниже.