Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Путешествие в сибирское трактовое село

Знаете, чем отличается обыкновенный турист от музейщика? Первый видит то, что ему показывают, а второй - КАК это все устроено. К чему это мы? А вот - завидуем сами себе - 29 мая побывали в рамках Фестиваля музеев Иркутской области в одном из самых знаменитых музеев Байкальского региона - архитектурно-этнографическом музее под открытым небом "Тальцы". Как нам не без гордости сказали, о нем знают все без исключения туроператоры, потому как это, пожалуй, бренд номер два после Байкала для всех, кто хочет понять, что же такое русская Сибирь.

Конечно, каждый из нас бывал в Тальцах, и не единожды, но нынешняя поездка оказалась особой. Чем? Прочтете до конца наше музейно-туристское размышление на тему - поймете.
Ну, во-первых, как известно, Тальцы - старинное русское сибирское село на берегу Ангары недалеко от истока, то есть, места выхода ее из Байкала. Кстати, природного памятника, потому как это самый широкий исток в мире. Ну, а поскольку чистейшей воды - вдоволь, как не организовать здесь стекольное производство с чистейшим как байкальская вода, стеклом и не менее прекрасным фарфором? А еще сукном, а еще... Тут история улыбается и передает привет заокеанским русским землям, открытыми снаряженными из Илимска и Иркутска русскими экспедициями Шелехова и Беринга. Догадались, о чем речь? Именно туда, на Чукотку, Аляску, Калифорнию и золотые прииски Сибири доставляли русские купцы горячительное спиртное. И, как нетрудно догадаться, именно в стекольной таре, произведенной в Тальцах.
И вот, жили себе Тальцы и процветали, пока стекольные пески не стали истончаться. В советское время стекольное производство перевели в Тулун, фабричные территории попали под затопление при строительстве Иркутской ГЭС. Поскольку такая гидроэлектростанция была в нашей области не единичной, Ангара поднялась и затопила самые первые русские деревни при строительстве Братской ГЭС, а вот когда под угрозу затопления попали выжившие во времени уникальные памятники Илимского воеводства, ученые забили серьезную тревогу. И вот, дабы спасти историю освоения Сибири, было принято решение открыть музей под открытым небом, разместив в нем перевезенные и спасенные деревянные памятники. Кстати, планировалось такое во многих местах СССР, а вот осуществилось впервые именно у нас. На оставшуюся после поднятия Ангары территорию Тальцов перевезли церковь и башню из бывшего Илимского острога, другие памятники 17 и 18 веков, и вот музей под открытым небом "Тальцы" принял бывших посетителей. Случилось это знаменательное событие в 1980 году, экспонировались тогда лишь несколько спасенных деревянных памятников русского зодчества времен освоения Сибири, но за прошедшие с тех пор сорок лет Тальцы неузнаваемо преобразились.

Как именно? Сейчас расскажем и покажем. Взгляд из 2021 года. Правда, сразу оговоримся, что реальный масштаб Тальцов много больше. Мы просто не смогли побывать за один раз во всех его, скажем так, кластерах. Но зато, как своим, даже - профессиональным друзьям, нам позволили то, что другим посетителям недоступно. Что именно? А мы побывали в еще закрытой для туристов зоне. Конкретно - в трактовом сибирском селе.

Итак, отправляемся в путешествие, назад в прошлое русской Сибири!



И первый объект по пути к Ангаре - комплекс "Усадьба купца Воинова". Стоп, это тот самый купец, усадьбу которого вывезли из Кутулика как особо значимую историческую и архитектурную ценность? Это о ней нам рассказывали вчера коллеги из краеведческого музея Аларского района? Точно, именно так - достаточно посмотреть на фото, где кутуликские музейщики как к родной, побежали к лавке Воинова с целью запечатлеться на фоне своего бывшего памятника.



Вот интересно, а что же внутри усадьбы? Мы поспешили к воротам и поразились оборотистости и размаху сибирского купца. Как принято было, на северный лад (потому как именно с русского Севера прибыли в Сибирь первопроходцы и первопоселенцы) сама усадьба внутри - крытая тесовым напольем. Ну посудите сами, не по слякоти же да по снегу перебегать по службам каждый день!. Основной дом - в два этажа,





включающий не только саму лавку, но и парадную гостиную (как воскликнул кто-то из коллег: "Чтоб мы так жили!"), и спальные помещения (кстати, отдельные для хозяина и его жены - ее покои располагаются наверху, в светелке). И потом, нас удивили не сами прекрасно выполненные аутентичные скульптурные образы, каковых во множестве можно наблюдать практически в каждом реконструированном отдельном архитектурном объекте, но воплощение одного и того же персонажа, органично существующего в разных пространствах. Как, например, купец Воинов. Вот мы видим его за прилавком в собственной лавке, а вот он же отдыхает с газетой в руках на софе в кабинете.



А как нам повезло с экскурсоводом! Не кто-нибудь, а сама Елена Анатольевна Стрекалина, зав. отделом организации экскурсионного обслуживания и культурно-просветительных мероприятий музея "Тальцы", не только сообщала нам уникальные сведения, но и отвечала на любые наши вопросы, особенно касающиеся организации экспонирования притрактовых знаковых объектов: почтовой станции, постоялого двора или купеческой деятельности и ямщицкой повинности. В общем, за один день общения с супер профессионалами музейного дела стали вполне ясными пути поисков и заполнились конкретикой черные дыры в проектируемых нами экспозиционных планах ближайшей выставки из истории Черемхово. Настолько объемным и плотным был полученный объем впечатлений, что необходимо было осмыслить его спокойно, передохнув на валике старинного кожаного дивана. За что отдельное спасибо организаторам.



Ну а затем все по очереди втиснулись в узкие двери отдельно стоящей трапезной, где, казалось, витает дух румяных только что испеченных вкуснейших пирогов. Настолько они казались настоящими, что каждый из них был покорябан какими-то пакостливыми не верящими глазам своим современниками. Ну что, они, да и мы, смогли убедиться: все создано умными руками, но не кухарок из 19-го, а художников и дизайнеров из 21-го.





И вот тут, заглянув на лежанку русской печи, глаза наши расширились и губы сами собой растянулись в довольной улыбке, как при встрече со старым знакомым.

Да это же наша кофемолка Пежо!

И правда, такой же экземпляр имеется в нашем фонде, так что мы имели возможность убедиться в общей культуре сибирских состоятельных приктрактовых сел, куда по тракту попадали не только одинаковые русские товары, но и изделия известных европейских брендов.



А мы отправились дальше, казалось, к самой Ангаре, светившей сине-свинцовым боком где-то далеко внизу. И небо, такое красивое в гребешковой ряби и обещавшее, казалось, прекрасный день, пока только грозило промозглым ветром. Но, ничуть не испугавшись, все смело двинулись за нашими проводниками, обещавшими встречу с сибирским острогом.

Нет, а как же другие объекты трактового села? Вон в стороне остался постоялый двор! Мы хотим туда!

Но призывы наши остались тщетными, ключ от манящих нас объектов остался где-то в начале пути, возвращаться за ним наверх никто не хотел, да и некогда. Но некоторые наши коллеги все же умудрились взглянуть одним глазком на оставшийся в стороне главный традиционно манящий всех проезжающих ( а в нашем случае - проходящих мимо) объект тракта - кабак.



А впереди по левую руку нас уже ждала еще одна важная, если не главная достопримечательность трактового села - почтовая станция, здесь имеющая конкретного имя: Малиновского. Кстати, и в нашем Черемховском притрактовом селе была подобная. Интересно, получалось ли у кого-то попасть не в воображении, а в реальности на 200 лет назад в прошлое своего населенного пункта? Чем не машина времени?





Вот мы и покинули сибирское притрактовое село, и уже ничто не стояло на нашем пути по дороге в еще более древнее прошлое нашего Сибирского края - туда, где первые русские казачьи отряды, одолев на кочах и стругах порожистые суровые реки, поставили первые остроги, где отгородились от воинственных туземных племен высокими стенами из заостренных толстых бревен, где началась легендарная история освоения главного для нас края Восточной Сибири - Прибайкалья.



Нам очень дороги эти воспоминания живой старины, которые именно здесь, в Тальцах, можно потрогать руками. Потому что здесь, в Приангарье, спустя триста лет родились мы, потому что это - наша Родина. Именно о ней сказал Михайло Ломоносов замечательные слова, ставшие девизом сайта нашего музея:

Могущество России прирастать Сибирью будет!

Но путешествие в сибирский острог Илимского воеводства - уже совсем другая история.

Следите за публикациями!

Перейти к содержимому