биеналле
События музея

Онлайн-биеннале «Мы вместе!»

Ну что же, мы отрываем долгожданный цикл публикаций онлайн-биеннале «Мы вместе!», — и наших, и наших друзей — партнеров проекта «Земля — одна!». Рассказов о дружбе целых народов, семейных историях, преданиях, мифах и легендах нашей единой земли Приангарья.

Обозначив довольно широкий спектр интересов нашего выставочного интернет-пространства, мы задумались и о необходимости временного вектора таких историй: на сколько вглубь веков мы можем погружаться, представляя своеобразную летопись соседствующих на одной территории этносов.

Ну, а поскольку русские появились в этих местах уже около четырехсот лет назад, то, соотвественно, логично было бы начать именно с того легендарного времени, первых опытов взаимодействия русских первопроходцев и местных жителей — представителей кочевого бурятского народа.

Самое первое свидетельство о жителях Ангарской земли принадлежит атаману Максиму Перфильеву. Личность легендарная, настоящий сын своего времени. С именем этого родившегося в Сибири казака связано огромное количество мест на карте Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Якутии и Забайкалья.

Рисунок3

Непосредственно участвовал в походе к будущей Мангазее, строительстве Енисейского и Братского острогов. Активный участник первопроходческих исследований истоков рек: Витима, Лены, Ципы. Собрал сведения о пути продвижения к Амуру и Шилке. Ну и, конечно, первым исследовал наши места: в 1626 году, проследовав со своим отрядом к верховьям Ангары, той «братской землице», где сегодня мы все вместе и живем.

Школа 016

Уже в 1627 году Максим Перфильев в донесении Енисейскому воеводу сообщал:

…земля богата, а людей в ней много.

И, кстати, именно Максим Перфильев, будучи первым, с кем встретились бурятские племена (и не только), смог расположить их к себе лично и как к представителю русского царя. А как иначе узнал бы он многочисленные сведения о хозяйственной деятельности местных народностей, если бы не обладал определенными дипломатическими навыками?

Одно из самых многочисленных бурят-монгольских племен, кочевавших в 13-17 веках в Приангарье — булагаты (булагочин). Племя, имеющее великую воинскую историю участия в походе внука Чингис-хана на Европу, представители которого частично остались в Золотой Орде, Средней Азии и на Алтае. Вошедшие в состав монголов, узбеков и киргизов. А впоследствии, после разгрома Тамерланом, булагаты вернулись на родовые места — в Приангарье и поселились рядом со своими родичами — эхиритами.

И вот к этому-то легендарному племени пришли русские с целью приобщения к российской государственности, а на самом деле — сбору налогов (ясака). И все было хорошо во взаимоотношениях, когда Перфильев, первым из русских, пришел «с ласкотой и добротой» в балаганские степи. А вот затем, после строительства в 1654 году Балаганского острога, открылась темная страница истории русско-бурятского соседства, омрачившая взаимным недоверием ближайшие сто лет.

А как иначе, если к балаганским бурятам, только что отдавшим сполна ясак, вдруг с такими же требованиями явился еще один русский отряд. Все просто: Енисейск и Красноярск соперничали между собой за сбор ясака. Но бурятам-то было от этого не легче, вот и пришлось им (а мы помним о воинской истории булагатов) уже через год после строительства Балаганского острога в знак протеста покинуть насиженные места и бежать в Монголию.

А пустующие места, вслед за казаками, стали заполняться пашенными крестьянами из России. Уж слишком места казались пригодными для хлебопашества: с одной стороны огромная долина была защищена Саянами, с другой — Ангарой с притоками: Белой, Китоем, более мелкими речками типа нашей Черемшанки.

И вся эта огромная территория стала одной общей землей Балаганского острога, округа, уезда, — самой обжитой в Иркутской губернии территории, где стали жить рядом русские и буряты, и где сейчас проживают все участники проекта «Земля — одна!» из города Черемхово, Черемховского, Усольского, Заларинского, Аларского и Нукутского районов.

main
Герб Балаганска, где в одном поле соседствуют бурятские юрты на фоне зеленой плодородной долины и символ Российской государственности

Ну а что же Максим Перфильев, с имени которого мы начали наше онлайн-биеннале? Оказывается, он не только положил начало великим открытиям и приращением государства Российского на территории Восточной Сибири, но и пустил корни здесь, на ставшей родной прибайкальской земле. Как? Выяснилось, что у него с женой Оленой Ондреевной был сын Иван Максимович, ставший Иркутским воеводой, продолживший вслед за отцом политику мирного урегулирования споров между русскими и бурятами. О нем и его сыновьях — Василии и Остафии, — можно прочесть здесь. Интересный факт: внук Максима Перфильева Остафий привлекался как эксперт в суде нал Илимским воеводой Челищевым в качестве знатока бурятских обычаев.

Это и понятно, ведь, по преданиям, сам Максим Перфильев поселился на Байкале, женившись на бурятке, в месте, которое стало с тех пор именоваться Максимихой. А недалеко от Иркутска, на берегу Иркута, на месте бывшей когда-то заимки теперь стоит село Максимовщина.

Сам первопроходец за свои заслуги перед Отечеством был пожалован званиями: сибирского боярского сына (а это — потомственное дворянское звание) и стрелецкого сотника.

Однако… Согласитесь, начало истории взаимоотношений русских и бурятов на прибайкальской земле требует продолжения. И, конечно, наш сайт является активной площадкой для публикации новых и новых историй в рамках биеннале «Мы вместе!».

И мы приглашаем всех друзей: партнеров по проекту, читателей и посетителей, — жителей нашей Одной земли — присоединиться к проекту, рассказав семейные истории добрососедства, ведущие начало в прошлом и позапрошлом веке, связанным с дружбой одноклассников и соседей, взаимовыручкой земляков в суровых испытаниях войной и в мирное время.


Перейти к содержимому