Столетие Комсомола

Комсомолец — хорошо, или это плохо?

Комсомолец-хорошо, или это плохо?

Даже сейчас, через сто лет после образования комсомола у нас в городе, особенно, когда молодежь практически ничего не знает о комсомоле, и когда далекие двадцатые годы слабо высвечиваются в тумане легенд, можно услышать: «Комсомольцы? Это у которых все было общее?».

Чтобы разобраться в том, какими были первые комсомольцы, не только внешне, но и внутренне, попробуем обратиться к первоисточникам. В нашем случае это — фотографии, воспоминания и газетные статьи тех лет.

Конечно, дыма без огня не бывает, и родители подростков, желающих стать комсомольцами, очень часто были против. Иван Трибунский вспоминает случай из собственной агитационной деятельности: вскоре, после организации на Гришевских копях комсомольской ячейки, ультиматум ему поставила мать одного комсомольца.

  • Слышь, ты, председатель, Леньку моего из своего комсомола выпиши. А то ведь черт знает, что говорят о вас.
  • А что говорят?
  • Да, что всех вас будут сгонять в одну «коммунию». Парни там будут жить вместе с девками без разбора — сегодня с одной, завтра с другой. Потом всех вас заберут в армию.

Подростки и девушки приходили в слезах с просьбой выписать из комсомола обратно: дома бьют, гонят, не разрешают родители.

А случалось и по-иному. Месяца через два мать того мальчишки Леньки с Гришево сама подошла в ячейку и попросила записать сына снова. 

  • А через неделю вы его опять выпишите?
  • О, нет. Тогда я послушалась сдуру людей, а теперь и сама вижу, что зря. Вон Санька-то Краков и пил, и в карты играл, а теперь родители не нарадуются: на сцене артистом выступает, говорит, вы его на курсы отправляете. Вот и Леньку бы.

На самом деле, перемены были всюду. В том же Гришево стал доступен сад бывших владельцев копей, который раньше все обходили стороной: слишком злые собаки охраняли хозяйскую собственность. А комсомольцы построили там летнюю сцену, стали проводить молодежные гулянья. Причем, вопреки расхожим мнениям скептиков, решительно выступали против грубости и хулиганства. Если раньше парни на вечёрках сидели на скамейках, а девушки стояли весь вечер вдоль стен, то теперь все поменялось. Пьяных не пускали, девушек приглашали на танец, а не так как раньше: грубо схватив за руку и вытаскивая в круг. 

К вечерам комсомольцы готовились: концерты, игры. Так, Трибунский описывает придуманную ими игру политфанты. Это в противовес дореволюционной популярной игре в фанты, когда водящий загадывал желания, и их по очереди выполняли. Но комсомольцы эти самые желания предусматривали заранее: на билетиках писались несложные вопросы на политические темы, а не ответивший на них «платил» штраф: пел, плясал, декламировал.

Появились среди молодежи и новые частушки. Так, в Заларях распевали:


Как советский строй пришел,
Так по всей Сибири
Разрастался комсомол
Шире-шире-шире.
Что, товарищи родные,
Что вы хулиганите?
Если вы не переменитесь,
Вновь рабами станете. 

На заседаниях бюро, в ячейках всерьез обсуждали вопросы нравственности, комсомольцам очень хотелось быть примером для несоюзной молодежи во всех отношениях. Некоторые ячейки, например, Гришевских шахт,  даже выработали собственные правила:

  1. Называть друг друга (и не комсомольцев тоже) не Петькой, Катькой, а Петей, Катей.
  2. Уступать девушкам во всем. На вечерах не вытаскивать их в круг насильно, а вежливо приглашать к танцу.
  3. Девушкам не краситься. К накрашенным не подходить.
  4. С пьяницами и хулиганами не знаться.
  5. Со старшими здороваться первым, уступать им дорогу и место.
  6. Комсомольцам дружить по-настоящему.

Серьезно обсуждали, даже спорили по волнующим всех вопросам: можно ли комсомольцу ходить под руку с девушкой? Не будет ли это буржуазным предрассудком? Поскольку все ходили с девушками именно под ручку, единогласно решили, что предрассудком это не является. Хотели даже заставить комсомольцев не курить, но решением большинства это предложение не прошло. 

Может, поэтому на фотографиях 20-х годов члены комитета Черемховского ЛКСМ почти все с папиросами?

Еще один вопрос остро вставал среди молодежи: во что одеваться? Мода того времени диктовала обращение к героям недавно прошедшей гражданской войны: кожаная куртка, кожаная кепка. А где же их взять?  И вот тут совпали интересы молодежи и шахтоуправлений. Передовики, перевыполнившие норму выработки угля, торжественно награждались этими самыми заветными кожаными куртками и фуражками. А кто поменьше процентов выдал, тому полагался отрез мануфактуры (ткани, по-нашему).

Вообще, молодежь не всегда слепо следовала моде. Так, девушки, как мы думаем, все поголовно обрезали волосы под каре и ходили в красных косынках. А оказалось, нет.

На фотографии членов комсомольской ячейки металлистов, выехавших на отдых в Мальту, многие девушки носят косы, причем именно так, как модно сейчас.  Все занимались спортом, и вот примета времени: девушка в шортах, демонстрирующая крепкие накачанные ноги. Вообще, комсомольцы, как мы видим на этом фото, далеко не бедно, а даже хорошо одеты (сразу видно — зарабатывают хорошо, вероятно, передовики). Уверенные, умные ребята, даже на отдыхе не забывающие книгу или блокнот. 

Общие собрания в ячейках проводились в воскресенье, чтобы ребята первой и второй смен могли встретиться. Начинали и заканчивали встречи пением «Интернационала». А всю неделю каждый день был расписан разными занятиями.

Вот, например, план забитуйской ячейки:

понедельник — политпросветзанятия;
вторник — литературное или научное чтение;
среда — отдых и подготовка докладов по прочитанному;
четверг — политпросветзанятия;
пятница — занятия спортивного кружка;
суббота — заседание бюро ячейки;
воскресенье — общее собрание, а вечером — литературный вечер с чтением живой газеты.

Перейти к содержимому