Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Валяние валенок - забытое ремесло

По нашей просьбе руководителем школьного музея Булайской средней школы был представлен проект освоения забытой уже технологии катания сибирских валенок.

В сентябре 2022 года мы продолжали летний сезон этнографических экспедиционных выездов с целью выявления образцов материальной и духовной культуры русского старожильческого населения Черемховской земли. В деревне Протасова (а туда выехали специально, по рекомендации Ольги Васильевны Малыгиной) мы обнаружили пимокатную машину. Это и было, собственно, целью нашего путешествия. Уровень нашей радости от встречи с уникальным наследием предков был почти одинаков с противоположным чувством - огорчением. Пимокатка (как называли ее в народе) стояла на улице за оградой и находилась в ужасном состоянии: деревянные детали от дождей почти разрушились, а металлические проржавели. Как жаль!

И вот тогда впервые мелькнула мысль: а что, если бы научиться этому ремеслу: пимокатному? Где бы найти людей, способных не только рассказать, но и показать, и сделать валенки самим. Как раньше. А еще было бы здорово, если бы кто-то из молодежи смог возродить это забытое ремесло. И вот (мысли материальны) Ольга Васильевна, она же - руководитель музея и всех ученических работ по возрождению забытых ремесленных крестьянских практик, говорит нам о готовой работе и оформленной по ее результатам экспозиции валяния в музее. Какая удача!

Правда, самого автора - Бичевина Данилы - сейчас дома нет, он уже вырос и служит в армии. Но ведь валенки, а самое главное - зафиксированная в фотодокументах история освоения технологии - вот она. Поэтому мы решили так и рассказать об этом, по принципу: мы не скажем, а покажем.

Да, и еще. Проект был представлен на областной конференции "Байкальское кольцо", где был признан лучшим, и, как победитель, был представлен в Москве на Российской научно-практической конференции школьников.

Как вспоминает Ольга Васильевна, Данила, стоя на Красной площади, где побывал впервые, задумался и сказал: вот уж не думал никогда, что простые сибирские валенки приведут меня прямо сюда - на Красную площадь.

У нас, на наших музейных Чтениях, работу представляла руководитель Малыгина Ольга Васильевна.

Итак, слово автору

Цель: изучить и описать технологию валяния валенок, с целью сохранения местных традиций.

Задачи: 

    • изучить историю валенок на Руси, появление их в Сибири;

    • познакомиться с родственниками Домнина Д.Г., взять интервью;

    • совершить экспедицию по окрестным деревням, с целью найти пимокатов или их родственников, собрать инструменты и приспособления для валяния валенок;

    • восстановить технологию валяния валенок местных пимокатов, в частности Домнина Д. Г.;

    • свалять валенки;

    • оформить экспозицию в музее «Забытое ремесло».

Странный экспонат.001
Странный экспонат школьного музея

Ольга Васильевна рассказала, с чего все началось. пришел в школьный музей, внимательно разглядывал представленные в экспозиции предметы, а потом очень недоверчиво обронил: А валенки-то тут причем?

А валенки эти не простые: они давным-давно сделаны вручную на заказ очень известным в наших местах мастером, и не просто так, а по индивидуальным меркам. Чтобы нога совсем их не чувствовала, а просто повторяла ее форму. Видишь, они подшиты уже (раньше их подшивали сразу же), выполнена пяточка, потому и стопа не деформируется, и сносу таким валенкам нет. Они очень легкие и, вместе с тем, твердые и упругие, отлично держат форму.

Диалог перед стартом

- Интересно, а как это он их сам так сделал?
- А ты хочешь узнать?
- Конечно.

- Ну что ж, давай попробуем.

Вначале нужно все о валенках узнать

Забытое ремесло.001
Забытое ремесло

Валенки или катанки, или пимы, - их называли в разных местах по-разному, - были самой основной зимней обувью. Без них невозможно было обойтись людям разных простых сословий русского народа: крестьянам, ямщикам, дворникам и другим. Для лучшей сохранности (если ходить приходилось в слякоть) их "одевали" в кожаные тапки типа калош. Бывали нарядные, праздничные (конечно, из чистейшей длиннорунной белой шерсти) и повседневные - серые и черные. Короткие и длинные, с отворотами и вырезами - валенки, по сути - это шерстяные чулки, ставшие сапогами.

Валяние валенок в Сибири.001
Валяние валенок в Сибири.

Изучив принцип действия пимокатного станка в теории, Данила вместе с одноклассниками и руководителем отправился в соседнюю деревню Протасова, где все с удивлением обнаружили такой же (или очень похожий станок), при надлежавший умершему ныне мастеру. Его потомки ремеслом не владеют, и пимокатка осталась, как ненужный громоздкий предмет, на улице.

Именно этот мастер - автор представленных в школьном музее валенок. Его имя - Домнин Дмитрий Григорьевич.

Пимокат Домнин.001

Освоение валяния

Конечно, вначале необходимо ознакомиться с инструментами (если, конечно, они есть). Но Даниле повезло, весь необходимый набор был в фондах школьного музея. Это катки, знаменитый рубель, формы и чесалки.

А вот с шерстью было немного сложнее. Важно не только иметь достаточное количество руна, но и необходимо следить за тем, чтобы оно было одного цвета. Изначально оно не моется, а все примеси просто вычесываются механическим способом.

И только затем, чтобы огромного размера шерстяной носок стал валенком, его практически "заставляют" садиться, не один раз погружая в горячую воду. Этот процесс, с которым знакомы в быту практически все, называется усадкой.

Изготовление валенок.001

Поскольку технология валяния предполагает наличие большого количества горячей воды с применением определенным кислотных добавок, то, как рассказывают старые люди, пимокаты всегда работали в бане, а домочадцы не имели права заходить туда.

Кроме того, каждый мастер имел собственные секреты, которыми делился далеко не со всеми, даже с учениками - не хотел растить конкурентов. Как правило, ученик помогал на начальных этапах подготовки шерсти и даже валяния. Но самое сложное: оформление правильного крепкого носка и пятки - доверялось только самым верным последователям.

Об этом рассказал Даниле старейший житель деревни Белькова, который отметил в 2022 году девяносто лет. Когда-то Вениамин Данилович был в учениках у знаменитого мастера окрестных селений - Непомнящих, а тот, в свою очередь, получил ремесло у главного черемховского пимоката - Мифтахова.

Степанов Вениамин Данилович.001
Степанов Вениамин Данилович

У самого Вениамина Даниловича дома хранится целая коллекция валенок и катанок - на разные случаи жизни, всем им не один десяток лет, но абсолютно все - в отличном состоянии.

И вот первый валенок уже готов, но он не похож на оригинал из музея - вместо гладкой плотной поверхности - ворсистое толстое голенище. Что называется, "лохматый" валенок.

Валенок почти готов.001
Валенок почти готов

А вдруг такой результат - не подтверждение известной пословицы - первый блин (точнее - валенок) комом, а следствие некачественного руна. Ну, если дело только в длине волокна - нет проблем!

Оказалось, школа Верхнего Булая - побратим школы в Татарстане по агробизнесу, и вот там-то в нашим сибирякам вручили достаточное количество тонкого длинного руна белого цвета. Ну как не попробовать свалять красивые, тонкие парадные валенки?

Технология Непомнящих.001
Технология Непомнящих

Конечно, при изготовлении этих валенок помог первый опыт, но немаловажным оказалось стремление попробовать скатать валенки по-другому, пользуясь подробным описанием технологии Непомнящих, полученным от Вениамина Даниловича Степанова.

Белые валенки
Белые валенки

Тем не менее, ворс после просушки снова стал торчать. Но в запасе имелся секретный способ мастера: Данила попробовал опалить ворс на открытом огне, используя свечу. И даже - пройдясь пемзой по поверхности.

потому валенки получились на загляденье: белые, ровные, гладкие, действительно, праздничные.

Белые валенки.001
Белые валенки

Но настоящее открытие сделал юный пимокат, побывав в гостях у действующего дипломированного народного мастера - Яроменко Марины Львовны, по счастью, живущей в родном селе Верхний Булай.

Оказалось, что Марина Львовна не только делает настоящие облегающие голенище войлочные сапоги, но садит их на подошву и вставляет, для удобства пользователей, замок молнию.

Ероменко.001

В общем, нет предела совершенству, и новые варианты валенок еще впереди. А главное - Данила сам восстановил утраченное и очень почитаемое когда-то в русской сибирской деревне мастерство пимоката.

А начиналось все с простого музейного экспоната - пары самых обыкновенных черных валенок...


Перейти к содержимому