Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Краеведение как цепная реакция

Существуют такие, на первый взгляд, неконкретные понятия как, например, воспитание или краеведение. Почему именно так? А потому что невозможно четко отследить степень их формирования. Конечно, можно понять по тому как ведет себя человек в общественных местах, воспитан он или нет, но этого мало. Это просто согласие с общепринятыми нормами морали, но не факт, что для человека это стало принципом.

Хотя бывает и так: человек присваивает условия правильного поведения настолько, что они становятся его собственными. Никогда, ни при каких условиях такой человек не предаст этот нравственный закон. Имеющая такое внутреннее табу личность, живущая по совести, скорее всего, является высоконравственной личностью, стремящейся к росту.

И что же, есть еще куда стремиться? Есть, вы знаете. Когда для такого человека становится неприемлемым противоположное поведение кого-то рядом. И когда уже не думаешь о собственной безопасности, а пытаешься поговорить с тем, другим. Именно - по-доброму поговорить, а не кричать, не требовать (в таком случае результат будет противоположным). И мы, конечно, понимаем, что одним, даже доверительным, разговором проблему не решишь.

А ведь такая проблема и впрямь существует. И в нашем городе, и во многих других. Начиная прямо от античных времен, когда воинственным диким варварам было оскорбительно видеть прекрасные проявления человеческой культуры и искусства: архитектуру, скульптуры, картины, изысканность. Интуитивно понимая, что им такого не достичь, а в сравнении с прекрасным варварство остается в абсолютном проигрыше, дикари не видели никакого иного выхода, как просто уничтожить прекрасное.

Удивительно другое: вандалы, даже спустя несколько тысячелетий, сохранились как вид. Есть они и у нас: они портят стены, режут и пачкают краской любимые горожанами деревянные и мраморные скамьи, стремясь оскорбить и бросить вызов общественному мнению. При этом, это очень трусливые люди, отвечать за свои противозаконные действия они не хотят и совершают их не на глазах у всех.

Выход? Конечно, действие Закона. Но это будет подобно тому злому окрику, и не факт, что назло обществу этот же субъект не повторит при удобном случае то же самое.

А может, выход - в том самом третьем варианте, когда срабатывает внутреннее табу? Может, все же надо достучаться до сознания?

Потому нам особенно приятно обращение некоторых (не скажем что всех, конечно, нет) черемховских школьников к пропаганде культуры и любви к родному городу. Пусть пока робкому, подчас неумелому, но ведь именно к ним, одноклассникам, сверстникам и прислушиваются ровесники.

Кто-то прошел по самым любимым памятным местам города и своими словами рассказал в видео о том, что узнал в музее сам и чем захотелось поделиться с другими. Гордостью за Память о прошлом, хранимую в родном городе и горечью за то, что не всегда получается уберечь ее.

Видео Михалёва Ильи, ученика 11 класса школы № 5 г. Черемхово

А кто-то, как Овчинникова Надежда, ученица выпускного 11 класса той же школы № 5, пошел еще дальше: прямо в интернете создал почти справочную базу по творчеству и жизни одного из самых знаменитых черемховцев: Владимира Гуркина. Настоящий, пусть и небольшой сайт "Гордость Черемхово - Владимир Павлович Гуркин", но который ценен тем, что здесь собрано все и вместе. И что очень ценно - здесь можно прочесть тексты пьес Владимира Павловича. Может, узнав поближе, относясь к его наследию и памятным местам, с ним связанным, как к своим, близким и родным, не поднимется у кого-то рука испортить памятник, а может, даже остановит она когда-нибудь малолетнего вандала?

Исходя из стремления сделать краеведение потребностью и стремлением поделиться с другими, наш музей на безвозмездной основе проводит встречи с юными краеведами, часы общения и музейные уроки для школьников, профессиональные пробы и консультации.

Мы помогаем не просто данными, а стараемся заинтересовать, и тогда появляются совместные исследовательские проекты, статьи, рефераты, курсовые работы у школьников, студентов, краеведов, архивистов.

А может, когда-то появится, наконец, у нас такая молодежная мода: челендж "Расскажи про любимый памятник"?

Такая простая, но такая необходимая цепная реакция краеведения.

Перейти к содержимому