На конференции "Карта открытий: истории земли Черемховской" нас удивила и восхитила работа ученицы 8 класса школы № 3 г. Черемхово Полины Поляковой. Под руководством Елены Викторовны Стукалевой Полина не только нашла и самостоятельно изучила дореволюционную областную прессу с заметками о Черемхово, но и творчески представила свои открытия.
Рассматривая фотографию села Черемховского с юной девушкой на улице Большой, Полина попыталась посмотреть на все происходящее вокруг ее глазами, той девочки, которая, возможно, стала прабабушкой кого-то из ныне живущих черемховцев.
Саму творческую работу Полины представила ее одноклассница Ефимова Дарья в работе "Голос истории. Дневник жительницы села Черемховского".
Проблема, решаемая проектом
Для изучения истории родного края необходимо большое количество источников информации, но, к сожалению, среди представленных книг наших известных краеведов нет статей, рассказывающих о повседневной жизни села Черемховского. Поэтому создание дневника, содержащего не только информацию, но и рисунки, которые позволяют лучше воспринимать и визуализировать события, происходившие в истории нашего города больше века назад, позволит решить данную проблему.
Цель: Создать дневник жительницы села Черемховское начала ХХ века.
Задачи:
Изучить историю развития города Черемхово в период 1900-1910 г. г.
Проанализировать печатные источники: газеты «Сибирь» и «Восточная заря» 1907-1910 г. г.
Оформить информацию о повседневной жизни в виде дневника.
Родной край... Упоминание о нем рождает в нас образы необычайно красивых пейзажей, знакомых мест, волнующие душу воспоминания.
А каким был мой город раньше?
Впервые Черемхово упоминается в 1743 году: «...по указу Иркутской канцелярии прописан он, Кабаков, на Черемховский станец, в ямщики». Теперь эта дата считается датой основания села при почтовой станции на Московском тракте в 123 верстах от Иркутска. Название селу дали по протекающей здесь реке Черемшанке, которая, в свое время, получила название из-за большого количества черёмухи по берегам.
В XIX веке здесь нашли уголь, и жизнь села быстро изменилась. Четкие сведения, что под Черемхово есть месторождения каменного угля, записаны в отчетах геологов Александра Чекановского и Ивана Черского, которые в 1868–1871 годах проводили геологические исследования.
Позднее Обручев и Богданович, изучая полосу строящегося Транссиба, подтвердили, что «горячий камень», как называли его местные жители, даст развитие территории.
Город Черемхово в начале ХХ века
Самым интересным периодом в развитии нашего города является дореволюционная пора. Черемхово в начале ХХ века представляло собой хорошо развитое село. С момента открытия первых угольных шахт, растущих как грибы после дождя, начался быстрый рост экономики, а количество населения возрастало за счет появления железной дороги - люди переезжали для поиска работы.
Говоря об этом периоде истории г. Черемхово, невозможно забыть о Петре Карповиче Щелкунове, купце и меценате, совершившем крутой переворот в жизни села Черемховского. Его имя известно по широкому размаху торговли, строительству торговых домов и предприятий не только в Черемхово, но и Кимельтее, Нижнеудинске, Иркутске и Киренске. Щелкунов проявил выдающиеся склонности к просвещению детей и подростков, подготовке специалистов среднего звена, штейгеров, счетоводов и техников для угледобывающих предприятий и рудников.
Открытие первого коммерческого училища (теперь школа № 3), торгового дома “Каменная крепость”, заводов и шахт привело к большому количеству интересных событий в повседневной жизни людей. Самые яркие из них я решила собрать, систематизировать и оформить к ним рисунки. Решением стало создание дневника девушки, жившей в селе Черемховском и рассказывающей о том, как протекала в нем жизнь.
Поисковый этап
Интернет-ресурс Иркутской областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского - настоящий кладезь для краеведов. Именно здесь стали доступными печатные издания дореволюционного Приангарья: газеты «Сибирь» и «Восточная заря» 1907-1910 г. г., где публиковались заметки из жизни Черемхово.
Проектировочный этап
Мой продукт представляет собой дневник, содержащий информацию об обыденной жизни села Черемховского в период с 1900 г. по 1910 г.
Социальная значимость проектного продукта
Дневник создан, чтобы рассказать о повседневной жизни нашего города в начале ХХ века, пробудить интерес к истории, помочь усвоить информацию и визуализировать ее. Формат дневника понятен, удобен в использовании и доступен для каждого.
Чем могла заинтересоваться юная девушка, живущая в селе Черемховском более века назад?
о чем мы можем узнать, читая ее дневник?
Интересы детей и цены на продукты
Например, о том, как дети ходили в поход с ночевкой за 20 километров с чайниками и едой для того чтобы побывать вместе с учителем в пещере.
Какие вопросы может вызвать такая запись?
Во-первых, где находится эта пещера?
Во-вторых, а разве сегодня дети пошли бы пешком за 20 километров?
В третьих, неужели дети раньше были более любознательнее и отважнее, чем сейчас?
Интересны также точные рыночные цены на продукты в Черемхово в 1910 году, и система мер (пуд мяса, сотня яиц, десяток огурцов), и выбор продуктов, особенно поросенок.
Досуг и преступность
А уж как проводили свой досуг жители Черемхово! После открытия железной дороги и закрытия тракта стала не востребованной так называемая элита трактового села - удалые ямщики. В селе процветало шулерство, азартные игры: карты, шашки и тараканьи бега.
Как прежде, ямщики ждали ездоков, только теперь сами они назывались извозчиками, а пассажирами стали не проезжающие мимо, а жители этого же села. Думается, вряд ли черемховцы, с их невысоким уровнем доходов, могли часто позволить себе разъезжать на такси - извозчике. Потому и ожидание седоков было долгим и праздным, потому и все излишества.
Но, пожалуй, больше всего интересует читающих Дневник фиксация природных явлений: аномально холодной температуры в январе 1910 года, от которой даже лопаются рельсы; и - внимание - полет какого-то НЛО. Что это было тогда, когда и слова-то такого не знали, а назвали неопознанный светящийся летающий объект литером, как скорый мчащийся литерный поезд.
Ну и, самое приятное, - рассказ о штейгере копей Маркевича Семене Цапенко, пионере воздухоплавания в Иркутске и Черемхово. Значит, еще тогда, в то темное и безрадостное (как мы думаем) время черемховцы стремились в небо.
Личностная значимость проектного продукта
В ходе проектной работы мною были использованы: умение самостоятельно работать с информацией, анализировать материал, представлять его, воспроизводить в рисунках, делать выводы, определять цели и задачи, публично демонстрировать результаты своей деятельности.
Выводы и перспективы проектной работы
Созданный мной проектный продукт предназначен для изучения истории Черемхово в начале ХХ века. Положительным эффектом является приобретение новых знаний, возможность поделиться знаниями и продуктом с окружающими.
В перспективе планируется дополнение продукта другим материалом для расширения возможностей передачи информации.
Творческий подход в проектной работе состоит в том, что автором проекта произведен отбор материала с опорой на собственные интересы, формат и дизайн продукта.
В ходе проектной деятельности я достигла своей цели - создала дневник.
Документация по проекту
№ п/п
Действия
Срок
Результат
1
Постановка проблемы
20–22.01.23г
Формулирование проблемы
2
Определения путей решения проблемы
23.01–02.02.23г
Поиск информации и выбор материала продукта
3
Планирование деятельности
03–10.02.23г
Разработанный план выполнения продукта
4
Определение требований к содержанию продукта
11–18.02.23г
Требования к продукту: удобность в использовании, информативность
5
Поиск информации по проекту
20–28.02.2023г
Отбор материалов для реализации проекта
6
Структурирование информации
01–12.03.23г
Описание результатов проектирования
7
Разработка продукта
15.03–14.04.23г
Создание дневника
8
Подготовка к защите проекта
14–19.04.23г
Защитное слово, слайдовая презентация
Методы и способы проектирования: поиск и анализ информации, создание продукта проекта.
Ресурсы, необходимые для реализации данного проекта:
Материально-технические: компьютер с выходом в интернет.
Информационные: научно-популярные источники, газеты “Сибирь” и “Восточная заря”, журналы.
Образовательные: книги, краеведческие записи.
Представление полученного результата
Для создания дневника мной была проделана следующая работа:
Изучены газеты, книги и журналы.
Подобрана информация.
Сформирован внешний вид и сделаны эскизы.
Изготовлен блокнот.
Литература
Был станиц средь черемух – стал город на угле. Проспект. Составитель Ковальская Т.В.
И так идет за веком век. История города Черемхово. Составитель Ковальская Т.В. Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд. 1999г.
Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках. 1899—1917: Историко—библиографический альбом—каталог.— М., 1996.— С.183, 195, 204, 324, 418, 425, 471, 485, 486.
Медведев С.Что мы потеряли? // Земля Иркутская.— 1999.— № 11.— С.48, 49, 50.
Краеведение и искусствознание в школе. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ. Ответственный редактор Л.М.Дамешек. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996г.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителя. Под редакцией Н.С.Борисова. Москва. «Просвещение» 1982г.
М.Н. Мельхеев. Географические названия Восточной Сибири. Вост. - Сиб. кн. изд., 1969 г.
Газета «Сибирь», 1907 год
Газета «Восточная заря», 1910 год.
На конференции "Карта открытий: истории земли Черемховской" нас удивила и восхитила работа ученицы 8 класса школы № 3 г. Черемхово Полины Поляковой. Под руководством Елены Викторовны Стукалевой Полина не только нашла и самостоятельно изучила дореволюционную областную прессу с заметками о Черемхово, но и творчески представила свои открытия.
Рассматривая фотографию села Черемховского с юной девушкой на улице Большой, Полина попыталась посмотреть на все происходящее вокруг ее глазами, той девочки, которая, возможно, стала прабабушкой кого-то из ныне живущих черемховцев.
Саму творческую работу Полины представила ее одноклассница Ефимова Дарья в работе "Голос истории. Дневник жительницы села Черемховского".
Проблема, решаемая проектом
Для изучения истории родного края необходимо большое количество источников информации, но, к сожалению, среди представленных книг наших известных краеведов нет статей, рассказывающих о повседневной жизни села Черемховского. Поэтому создание дневника, содержащего не только информацию, но и рисунки, которые позволяют лучше воспринимать и визуализировать события, происходившие в истории нашего города больше века назад, позволит решить данную проблему.
Цель: Создать дневник жительницы села Черемховское начала ХХ века.
Задачи:
Изучить историю развития города Черемхово в период 1900-1910 г. г.
Проанализировать печатные источники: газеты «Сибирь» и «Восточная заря» 1907-1910 г. г.
Оформить информацию о повседневной жизни в виде дневника.
Родной край... Упоминание о нем рождает в нас образы необычайно красивых пейзажей, знакомых мест, волнующие душу воспоминания.
А каким был мой город раньше?
Памятник ямщику
Кабакову
Впервые Черемхово упоминается в 1743 году: «...по указу Иркутской канцелярии прописан он, Кабаков, на Черемховский станец, в ямщики». Теперь эта дата считается датой основания села при почтовой станции на Московском тракте в 123 верстах от Иркутска. Название селу дали по протекающей здесь реке Черемшанке, которая, в свое время, получила название из-за большого количества черёмухи по берегам.
Старинное здание почты
на улице Каменской
В XIX веке здесь нашли уголь, и жизнь села быстро изменилась. Четкие сведения, что под Черемхово есть месторождения каменного угля, записаны в отчетах геологов Александра Чекановского и Ивана Черского, которые в 1868–1871 годах проводили геологические исследования.
Позднее Обручев и Богданович, изучая полосу строящегося Транссиба, подтвердили, что «горячий камень», как называли его местные жители, даст развитие территории.
Город Черемхово в начале ХХ века
Самым интересным периодом в развитии нашего города является дореволюционная пора. Черемхово в начале ХХ века представляло собой хорошо развитое село. С момента открытия первых угольных шахт, растущих как грибы после дождя, начался быстрый рост экономики, а количество населения возрастало за счет появления железной дороги - люди переезжали для поиска работы.
Юная жительница Черемхово начала 20 века
Говоря об этом периоде истории г. Черемхово, невозможно забыть о Петре Карповиче Щелкунове, купце и меценате, совершившем крутой переворот в жизни села Черемховского. Его имя известно по широкому размаху торговли, строительству торговых домов и предприятий не только в Черемхово, но и Кимельтее, Нижнеудинске, Иркутске и Киренске. Щелкунов проявил выдающиеся склонности к просвещению детей и подростков, подготовке специалистов среднего звена, штейгеров, счетоводов и техников для угледобывающих предприятий и рудников.
Открытие первого коммерческого училища (теперь школа № 3), торгового дома “Каменная крепость”, заводов и шахт привело к большому количеству интересных событий в повседневной жизни людей. Самые яркие из них я решила собрать, систематизировать и оформить к ним рисунки. Решением стало создание дневника девушки, жившей в селе Черемховском и рассказывающей о том, как протекала в нем жизнь.
Поисковый этап
Газеты о жизни в Черемхово
Интернет-ресурс Иркутской областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского - настоящий кладезь для краеведов. Именно здесь стали доступными печатные издания дореволюционного Приангарья: газеты «Сибирь» и «Восточная заря» 1907-1910 г. г., где публиковались заметки из жизни Черемхово.
Проектировочный этап
Мой продукт представляет собой дневник, содержащий информацию об обыденной жизни села Черемховского в период с 1900 г. по 1910 г.
Социальная значимость проектного продукта
Дневник создан, чтобы рассказать о повседневной жизни нашего города в начале ХХ века, пробудить интерес к истории, помочь усвоить информацию и визуализировать ее. Формат дневника понятен, удобен в использовании и доступен для каждого.
Чем могла заинтересоваться юная девушка, живущая в селе Черемховском более века назад?
о чем мы можем узнать, читая ее дневник?
Интересы детей и цены на продукты
Например, о том, как дети ходили в поход с ночевкой за 20 километров с чайниками и едой для того чтобы побывать вместе с учителем в пещере.
Какие вопросы может вызвать такая запись?
Во-первых, где находится эта пещера?
Во-вторых, а разве сегодня дети пошли бы пешком за 20 километров?
В третьих, неужели дети раньше были более любознательнее и отважнее, чем сейчас?
Интересны также точные рыночные цены на продукты в Черемхово в 1910 году, и система мер (пуд мяса, сотня яиц, десяток огурцов), и выбор продуктов, особенно поросенок.
Досуг и преступность
А уж как проводили свой досуг жители Черемхово! После открытия железной дороги и закрытия тракта стала не востребованной так называемая элита трактового села - удалые ямщики. В селе процветало шулерство, азартные игры: карты, шашки и тараканьи бега.
Как прежде, ямщики ждали ездоков, только теперь сами они назывались извозчиками, а пассажирами стали не проезжающие мимо, а жители этого же села. Думается, вряд ли черемховцы, с их невысоким уровнем доходов, могли часто позволить себе разъезжать на такси - извозчике. Потому и ожидание седоков было долгим и праздным, потому и все излишества.
Но, пожалуй, больше всего интересует читающих Дневник фиксация природных явлений: аномально холодной температуры в январе 1910 года, от которой даже лопаются рельсы; и - внимание - полет какого-то НЛО. Что это было тогда, когда и слова-то такого не знали, а назвали неопознанный светящийся летающий объект литером, как скорый мчащийся литерный поезд.
Ну и, самое приятное, - рассказ о штейгере копей Маркевича Семене Цапенко, пионере воздухоплавания в Иркутске и Черемхово. Значит, еще тогда, в то темное и безрадостное (как мы думаем) время черемховцы стремились в небо.
Личностная значимость проектного продукта
В ходе проектной работы мною были использованы: умение самостоятельно работать с информацией, анализировать материал, представлять его, воспроизводить в рисунках, делать выводы, определять цели и задачи, публично демонстрировать результаты своей деятельности.
Выводы и перспективы проектной работы
Созданный мной проектный продукт предназначен для изучения истории Черемхово в начале ХХ века. Положительным эффектом является приобретение новых знаний, возможность поделиться знаниями и продуктом с окружающими.
В перспективе планируется дополнение продукта другим материалом для расширения возможностей передачи информации.
Творческий подход в проектной работе состоит в том, что автором проекта произведен отбор материала с опорой на собственные интересы, формат и дизайн продукта.
В ходе проектной деятельности я достигла своей цели - создала дневник.
Документация по проекту
№ п/п
Действия
Срок
Результат
1
Постановка проблемы
20–22.01.23г
Формулирование проблемы
2
Определения путей решения проблемы
23.01–02.02.23г
Поиск информации и выбор материала продукта
3
Планирование деятельности
03–10.02.23г
Разработанный план выполнения продукта
4
Определение требований к содержанию продукта
11–18.02.23г
Требования к продукту: удобность в использовании, информативность
5
Поиск информации по проекту
20–28.02.2023г
Отбор материалов для реализации проекта
6
Структурирование информации
01–12.03.23г
Описание результатов проектирования
7
Разработка продукта
15.03–14.04.23г
Создание дневника
8
Подготовка к защите проекта
14–19.04.23г
Защитное слово, слайдовая презентация
Методы и способы проектирования: поиск и анализ информации, создание продукта проекта.
Ресурсы, необходимые для реализации данного проекта:
Материально-технические: компьютер с выходом в интернет.
Информационные: научно-популярные источники, газеты “Сибирь” и “Восточная заря”, журналы.
Образовательные: книги, краеведческие записи.
Представление полученного результата
Для создания дневника мной была проделана следующая работа:
Изучены газеты, книги и журналы.
Подобрана информация.
Сформирован внешний вид и сделаны эскизы.
Изготовлен блокнот.
Литература
Был станиц средь черемух – стал город на угле. Проспект. Составитель Ковальская Т.В.
И так идет за веком век. История города Черемхово. Составитель Ковальская Т.В. Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд. 1999г.
Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках. 1899—1917: Историко—библиографический альбом—каталог.— М., 1996.— С.183, 195, 204, 324, 418, 425, 471, 485, 486.
Медведев С.Что мы потеряли? // Земля Иркутская.— 1999.— № 11.— С.48, 49, 50.
Краеведение и искусствознание в школе. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ. Ответственный редактор Л.М.Дамешек. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск. 1996г.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителя. Под редакцией Н.С.Борисова. Москва. «Просвещение» 1982г.
М.Н. Мельхеев. Географические названия Восточной Сибири. Вост. - Сиб. кн. изд., 1969 г.