Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Главный символ школы

Какая картинка встает перед нами, когда мы вспоминаем школу? Друзья? Класс? Или, может, ощущение защищенности и своего места в школьном мире, вполне материального, удобного, эдакого "домика", где ты хозяин, где автоматом распределяешь и свои вещи, и самого себя. Где все максимально удобно и продумано, как бы мы сейчас сказали, эргономично. Правильно, вариант один - парта.

А вы знаете, что наша добрая старая парта, о которой мы с такой ностальгией вспоминаем, что кажется нам символом вне времени, все же имеет вполне определенный возраст? И у нее есть день рождения. Именно нынче. Удивлены? Оказывается, наша парта - юбиляр, и исполняется ей в 2020 году, ни много ни мало, - целых 150 лет! Ничего себе... И скольких же поколений школьников она пережила? Скольким спасла зрение и позвоночник? Сколько секретов прятала в своих хранилищах, сколько чернил на нее пролилось, было процарапано и исписано красивых и не очень признаний? А сколько, сколько, сколько?.. Вопросы, как и ответы признаний обычной школьной парты, как мы предполагаем, вполне себе бесконечны, как и количество школьников, выросших за эти полтора столетия за школьными партами. В общем, настоящий символ. Главный символ школы.

Но нам же интересно, "откуда у парты ноги растут"? Что было до нее и почему вдруг именно 150 лет назад явилась миру такая умная и практичная школьная мебель?

Разумеется, всегда ученики на чем-то писали: в Египте - на доске, которую держали, сидя на полу, в Древней Греции - тоже на доске, но уже сидя на персональной скамейке. В средние века появился, наконец, стол. Большой, общий, и писали сидя вокруг него. Вот хорошо списывать, правда? Может, потому появились, все-таки, индивидуальные столики, типа конторок, - поставцы. Правда, писать за ними приходилось стоя. Ну что же это такое? ТО скамейка есть, стола нет, то - наоборот. Не удобно. Бедные школьники...

Наконец, догадались соединить эти два предмета: стол и скамья. Мы тоже попробовали представить, как это было примерно лет так 200 и больше назад. Например, у нас в Черемхово, вначале в церковно-приходской школе, а затем и в приходском училище (читай: обычной начальной 4-х классной школе).

Экспозиция "дореволюционные школы Черемхово"

После отмены крепостного права в России начался настоящий массовый школьный бум: везде открывались школы, которые, увы, были укомплектованы обычной, не школьной мебелью. Между тем, с увеличение количества школьников, стало расти и количество их заболеваний, что уже не могло не бросаться в глаза, не только родителям, но и докторам. Очень напоминает ситуацию в нынешнем школьном образовании, когда малоподвижность и огромные нагрузки приводят к известному выводу: здоровых школьников становится все меньше.

За пять лет до дня рождения нашей парты в Цюрихе выходит книга доктора Форнера "Ребенок и школьная парта", в которой он напраямик связывает проблемы здоровья школьника с отсутствием специальной школьной мебели и предлагает свой вариант. Внимание.

Парта Фарнера

Он впервые соединил в единой целое стол и скамью

Отмена крестного права 1861 года сослужила еще одну важную службу как медицине, так и образованию России. Как? Минуточку внимания.

Многие предприимчивые крепостные, получив вольную, стали открывать собственное дело. Например, Прокофий Суслов, нижегородский крестьянин, получил освобождение от принадлежности к графу Шереметеву и открыл собственное ситцебумажное производство. И что? - спросите. А то, что он стал состоятельным человеком, чтобы оплатить образование дочерям и, главное, ее изучение иностранных языков. Апполинария (кстати, бывшая возлюбленной Достоевского, а затем женой философа Василия Розанова) поступила в столичный университет, а Надежда - в Военно-Хирургическую академию.

Очень уж Надежда Суслова хотела стать врачом, но в пореформенной России это было категорически невозможно. Вот тут-то и пригодилось знание иностранных языков. Она уезжает учиться в Швейцарию и выходит там замуж за Фридриха Гульдрейха, доктора медицины. супруги приезжают в Россию, Надежда становится первой русской женщиной врачом, а в Алуште, где она жила и работала, установлен памятник.

А что же ее муж? Он принимает православие, меняет имя и становится Федором Федоровичем Эрисманом. И что? А то, что в России Эрисман изобретает парту, известную во всем мире парту Эрисмана, которой в Варшаве даже поставили памятник.

Парта Эрисмана

Парта Эрисмана

Главная особенность парты Эрисмана - индивидуальная направленность, т.е., она предназначена для одного ученика. Кстати, это направление организации ученической классной деятельности и поныне используется в мире, все мы видели американские фильмы, где дети сидят в классе каждый за своей партой.

Главная особенность парты Эрисмана - индивидуальная направленность, т.е., она предназначена для одного ученика. Кстати, это направление организации ученической классной деятельности и поныне используется в мире, все мы видели американские фильмы, где дети сидят в классе каждый за своей партой.

Но что же дальше произошло с партой, как случилось, что она стала такой, какой мы ее знаем сейчас?

Тут разворачивается еще одна интересная история. В это время Петр Феоктистович Коротков, студент Петербургского Университета, как и вся передовая студенческая молодежь того времени, принимает активное участие в революционной деятельности - партии "Земля и воля", и, как политического преступника, его ссылают на периферию: в Белоярскую волость, что на Урале. Здесь он становится учителем в селе Брусняты.

Парта Короткова

Его парты стали двухместными — так они занимали меньше пространства в тесных классах. Чтобы детям было удобнее вставать из-за стола, сделал часть столешницы откидной. Поскольку в деревенских классах у учеников не было собственных шкафчиков, Коротков заодно решил прикрутить к парте боковые крючки для портфелей, приделать под столом полочки для учебников, а на столешнице сделать углубления для перьев и для чернильницы. Ох и мучились же до этого ученики с этими чернилами, которые постоянно так и норовили от каждого неосторожного движения разлиться и испачкать столешницу и одежду ребят.
Так парты стали дешевле и легче.
(Источник)

Петр Феоктистович представляет свои, как бы мы сейчас сказали, рационализаторские предложения, на удачно проходящей в то время и в тех местах Урало-Сибирской промышленной Выставке. И летом 1887 года получает за свое изобретение парты Серебряную медаль. Именно этот вариант парты был пущен в промышленное производство, такими партами централизованно были укомплектованы все классы учебных заведений Министерства народного просвещения.

Как мы знаем, в нашем Черемхово купец 1 гильдии, угледобытчик, предприниматель и просветитель Петр Карпович Щелкунов открыл в 1912 году частное промышленное училище, в котором классы были укомплектованы такими партами. Посетители нашего сайта имеют уникальную возможность ознакомиться с раритетной дореволюционной фотографией.

Коммерческое училище Щелкунова. Начальные классы, 2012 год.

Поскольку основные дополнения Короткова в конструкцию парты есть на нашем музейном экспонате, в качестве иллюстрации мы будем использовать ее.

Как мы можем убедиться, все в этой парте максимально эргономично. Так почему же она исчезла из школ: И, главное, когда это произошло?Еще в 1960-начале 1970-х годов в школах Черемхово такие парты находились повсеместно.

Школа 4 Черемхово, начало 1970-х годов

Затем, во второй половине 1970-х, начале 1980-х классы стали укомплектовываться столами и стульями. Ученикам, особенно старших классов, такое новшество очень нравилось, они наконец-то - даже в школе! - стали чувствовать себя взрослыми.

Но, вместе с тем, изучая старые школьные фотографии, мы обращаем внимание и на некий переходный вариант: специально созданные школьные стол и стул,

а в начальной школе парты, так любимые учителями, детьми и их родителями, сохранялись вплоть до 2000-х годов.

Вот такой экскурс мы совершили в историю российского и, конечно, черемховского образования, пристально вглядываясь в один-единственный предмет экспозиции нашей выставки: школьную парту.

И пусть сейчас в школах хозяйствуют современные дизайнерские объекты - с "растущим" стулом и столом, регулируемым углом наклона столешницы, но все же нет главного: единства, которое было основным преимуществом старой деревянной парты.

Мы уверены, что многие из посетителей нашего музея и сайта вспомнили свои школьные годы и вместе с нами с улыбкой поздравляют:

С днем рождения, парта!

Перейти к содержимому