Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Дорогами землепроходцев: ранняя история города Черемхово

Совсем недавно в нашем музее завершилась выставка "Московский тракт. Верста 6360", и, казалось, мы выяснили о первых русских, пришедших в Черемухову падь и поставивших здесь Баданово зимовье, почти все. Но, оказалось, исследование ученицы 7 Г класса школы № 3 им. Николая Островского Саитовой Кристины (руководитель - учитель истории Елена Викторовна Стукалева), имеющее практическую направленность, поднимает новые неисследованные ранее вопросы.

Слово автору

Период освоения и колонизации Сибири - одна из самых интересных и захватывающих страниц в истории Российского государства. В конце 16 века отряды казаков под предводительством Ермака Тимофеевича перешли «Каменный пояс» Урала и разгромили агрессивное Сибирское ханство. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. Вслед за казаками и землепроходцами двинулись в Сибирь вольные люди. 

Продвижение русских происходило по Ангаре, Енисею, Лене и их притокам. На пути следования казаки строили остроги - укрепленные крепости, где располагались жилые помещения и  амбары для хранения ясака – ценимой в Русском государстве пушнины.

Постепенно возникла необходимость обеспечить регулярное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком. В 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска, а через Якутск – на Камчатку. В 1731 году Сенатским указом был намечен к строительству знаменитый Московский тракт. К 40-м годам 18 века вся трасса Московского тракта была вымерена, поставлены были верстовые столбы, открыты ямщицкие станции.

Организация такой станции на берегу небольшой речки Черемшанки стала отправной точкой в истории зарождения и развития нашего города Черемхово.

По ревизской сказке от 1743 года, был отправлен он
«…Кабаков в ямщики». 

Но был ли известен казакам и переселенцам наш край в более ранний  период, до строительства Московского тракта? Этот вопрос лег в основу нашего исследования. Цель которого – изучить  раннюю историю Черемховского поселения, через исследование топонимов - старых названий центральных улиц города. А основные задачи исследования:

  1. Изучить  раннюю историю Черемховского поселения через исследование топонимов - старых названий центральных улиц города.
  2. Определить, были  ли  первые улицы Черемхово дорогой продвижения казаков по территории Восточной Сибири.
  3. Провести исследовательскую работу на местности: встретиться с жителями улиц, провести анкетирование, фотофиксацию старых построек.
  4. Доказать, что улицы Декабрьских событий и Марата - старейшие улицы г. Черемхово.

Гипотеза

Мы предположили, что казакам и землепроходцам был известен путь, пролегающий по улицам г. Черемхово

Движение землепроходцев на восток от Енисея шло двумя основными потоками — северным (через Мангазею) и южным (через Енисейск).

К 20-м г. г. 17 века относится и предание об удивительном путешествии на эту реку промышленного человека Пантелея Пенды (или Пянды). Во главе отряда в 40 человек Пенда в течение трех лет, преодолевая противодействие эвенков, пробирался вверх по Нижней Тунгуске, на четвертый год по Чечуйскому волоку достиг Лены, проплыл вниз по ее течению до места, где в будущем возник Якутск, вернулся в верховья Лены, бурятской степью перешел на Ангару, а затем по уже знакомому русским Енисею добрался до Туруханска.

В 1627 г. 40 казаков во главе с Максимом Перфильевым добрались по Ангаре до Илима.

1630 г. у волока на Лену был построен Илимский острог.

Из Енисейска прибыл с дополнительным отрядом в 30 человек стрелецкий сотник Петр Бекетов  и для закрепления своих успехов в соответствии с царским указом поставил в 1632 г. острог в центре Якутской земли в ее наиболее заселенном районе.

1654 год – построен Балаганский острог
1661 год
построен Иркутский острог
1669 год
построен Идинский острог
1691 год – основан Бельский острог

Карта острогов
Карта острогов Восточной Сибири

Строительство Московского тракта. Зарождение Черемхово

Уже в 16 веке возникла необходимость обеспечить регулярное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком. Но только в 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска, а через Якутск – на Камчатку. 

Три раза в год увозили почту из Москвы на далекую северо-восточную окраину Российской империи. Пользовались гужевыми дорогами, вьючными тропами, а в период короткого северного лета плыли по рекам. В первой четверти 18 века почта в Сибирь отправлялась уже каждый месяц. Это было большим событием, ибо даже из Санкт – Петербурга в Москву почта уходила лишь два раза в неделю. 

Почтовые караваны в сибирской степи, в горах Забайкалья, на охотском побережье, на Камчатке, Чукотке, Аляске ожидали с нетерпением. Быстрые тройки, запряженные в возки, вереницами бежали по ледяным просторам. Далеко разносились голоса ямщиков и жандармов; перезвон колокольчиков возвещал редким поселенцам о приближении государственной почты. 

Сенатским указом 1731 года был намечен к строительству Московский тракт. В 1735 году тракт достиг города Нерчинска в Забайкалье. В пределах Сибири Московский тракт проходил от Тюмени через Тобольск, Тару, Канск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск. От Култука отклонялся караванный путь на юг. Он пересекал высокие горы, а затем выходил к озеру Хубсугул в Монголию. Главный ход тракта вел к Верхнеудинску (Улан – Удэ), где дорога снова разветвлялась. Одна ее ветвь убегала на юг, уходила в Монголию и заканчивалась в Китае, а другая проходила через Нерчинск к Сретенску, на берега полноводной реки Шилки. 

К 40-ым годам 18 века вся трасса Московского тракта была вымерена, поставлены были верстовые полосатые столбы, открыты ямщицкие станции.

Енисейская и Иркутская провинциальные канцелярии в 1743 году разослали по уездам указ о сдаче на подряд строительство новых станций и зимовий по тракту от Красноярска до Иркутска. Населению извещалось, что желающие поселиться у станции будут освобождаться от платежей за отведенную землю.

Документальная справка Распоряжение-памятка

… в прошлом 1743 году по указу Иркутской канцелярии прописан он, Кабаков, на Черемховский станец ямщиком.

Вот с этого момента и следует исчислять историю нашего города Черемхово. 

К 1772 году здесь уже действовала почтовая станция. Ее упоминает известный путешественник Петр Паллас в  книге «Путешествие по Сибири, к Востоку лежащей и до самой Даурии». В 1772 году он записал: «За Белую переправляясь, поехал я далее прекрасными лугами, каких ровное поле под зеленью пестрело цветами и далее до Черемховской станции…»

Сибирские губернаторы селили вдоль тракта на постоянное жительство ссыльных, здесь же оставались окончившие срок службы солдаты, находили приют беглецы из центральных областей России и особенно «пострадавшие за веру в истинного бога» - раскольники. Выделялись в этих местах наделы и для переселенцев.

В первой половине 19 века по всему Великому Сибирскому пути раскинулись поселки и большие села, население которых наряду с хлебопашеством и скотоводством занимались извозом и несло государственную ямщицкую службу.

Как памятник истории Московского тракта, существует до сих пор в нашем городе улица Первомайская (Большая, Трактовая – так в давние времена называли эту главную улицу).

Схема села Черемхово
Схема села Черемхово

Итоги исследования

Село на тракте - таково было предназначение Черемхово. В 18 веке называли его Черемуховой слободой, с начала 19 века в документах встречается Черемховская слобода, потом село Черемховское. Весь тракт от столицы до окраин был поделен на участки между соседними почтовыми станциями, и назывались они «почтовыми дорогами». Черемховская почтовая дорога имела протяженность 18 верст. На каждой станции находилось по 20 лошадей.

По московскому тракту текла новая струя обменных товаров, обозы с «ясаком» - ценной пушниной в Москву, обозы с чаем и шелками из Китая на Российские ярмарки, обозы с хлебом, солью и разной мелочью, без которой не прожить в Сибири. Бежали почтовые возки с государственной почтой и посылками дворян.

Застраивалась долина реки Черемховки, появлялись дома поселенцев. Строилась церковь. Развивалось торговое дело и земледелие.

Мы обратились к карте освоения Прибайкалья русскими, к учебным пособиям и выяснили, что с 1630 по 1691 год были поставлены остроги Приангарья (см. выше). Между собой они сообщались по реке Ангаре. Зимой же приходилось прокладывать сухопутные пути и тропы. Из Балаганского и Идинского острогов на Бельск дорога сходилась в Черемховской пади. Если сопоставить даты строительства острогов Балаганского – 1654 г, и Бельского – 1691 г., то дорога через Черемховскую падь была известна казакам и промышленным людям еще в конце 17 века  и проходила через улицы Марата (Булайская) и Декабрьских событий (Каменская). Этот факт хранится в старых названиях улиц. 

Почему они так назывались? Улица Каменская вела в деревню Каменку. В декабре 1917 года рабочие Черемхово приняли участие в подавлении белогвардейского восстания в городе Иркутске. 18 рабочих погибли в боях. 18 января 1918 года героев захоронили в братской могиле в начале улице Каменской. С тех пор эта улица носит символическое название – Декабрьских событий.

Улица  Булайская  вела к деревне Верхний Булай и далее в Бельск. Следовательно, сухопутный путь от Ангары через Черемховскую падь и реку Черемшанку до Бельска был известен в конце 17 века. В числовом промежутке с 1654 по 1691 годы. Это на полстолетия раньше официальной даты зарождения города Черемхово - 1743 года. 

Интересные факты сообщает в своей статье «Придорожное зимовье у Черемховки» старый краевед П. Ф. Требуховский: «Усадьба казачьего зимовья была огорожена высоким частоколом из лиственничных кольев. Из пятисаженных бревен возвели два барака, казармы, избу зимовщика, амбар и навесы для сена и лошадей. Оконные просветы - без рам. Они затягивались выделанной брюшиной, пропускавшей немного света и удерживающей тепло. Вдоль стен бараков - нары, в центре - очаг с вытяжным отверстием для дыма. 

Постепенно вокруг зимовья стали селиться крестьяне. Они занимались хлебопашеством, скотоводством. Излишки продавали жителям зимовья и проезжим людям.

Возвышенность, на котором обосновалось зимовье, называлось «Вшивой горкой». После проведения Московского тракта в бывшем зимовье обосновалась почтовая станция Черемховская». 

Возможно, именно в районе «Вшивой горки" проживала семья ямщика Кабакова. Это район улиц Марата, Луговой, переулков Пионерских.

Мы совершили путешествие по этим старым улицам.

Основной целью нашего путешествия было найти факты, подтверждающие наши выводы, встретиться с жителями улиц, провести анкетирование.

Улица Марата начинается

на подъеме улицы Ленина, ответвляясь вправо, поднимается вверх, пересекает улицу Петра Старостина и завершается возле гаражей и садоводческого хозяйства. По протяженности она небольшая, на ней располагаются только частные деревянные дома. Некоторым домам, по рассказам жителей, более ста лет. Всего на улице 56 домов. 

Рисунок3

Об истории улицы хранят воспоминания ее жители.

 Галина Петровна Гончарова-Крымова проживает на улице с 1952 года. Она купила дом у жительницы Кроль. В купчих документах эта улица значилась как Булайская. 

Белов Владимир Михайлович, житель ул. Марата
Белов Владимир Михайлович, житель ул. Марата

Житель дома № 44 - Белов Владимир Михайлович. Долгое время работал на автобазе. Он проживает на улице Марата с 1927 года. Он также вспоминал, что в довоенный период эта улица именовалась как Булайская, а в послевоенные годы ее переименовали в улицу Марата.

На улице Декабрьских Событий

сохранилось мало деревянных домов. В 80-90-е годы 20 века здесь активно возводили пятиэтажные дома. Улица имеет современный вид. На ней расположены учреждения культуры и образования – городская библиотека, музыкальная школа, предприятия торговли. 

Рисунок4
Братская могила на улице Декабрьских Событий (Каменская)

Жительница улицы Декабрьских событий Ушакова Вера Павловна - учитель нашей школы, рассказала о том как выглядела эта улица в 50-е годы 20 века.

Большинство домов были деревянные. Каменными были только библиотека и школа № 3 (старое здание – оно сохранилось до сих пор). Это здание было частью знаменитого школьного городка, построенного еще в 1918 году промышленником и купцом Петром Щелкуновым.

До строительства железной дороги по этой улице действительно можно было добраться до деревни Каменка. Поэтому и улицу называли – Каменская.

К сожалению, опрошенные жители улиц не смогли дать четкого ответа на вопрос: где располагалось казачье зимовье, а в дальнейшем - и почтовая станция.

Заключение

Освоение территорий Иркутской губернии началось в первой половине 17 века. Большую роль в этом сыграли землепроходцы, первым из них, появившись в пределах области со своими спутниками, был Пантелей Пянда. Пянда положил начало открытию русскими Восточной Сибири, в особенности Иркутской области. Открыл Чечуйский волок, через который последующие землепроходцы сравнительно легко попадали с Нижней Тунгуски на Лену. Доказал, что Верхняя Тунгуска и Ангара - одна и та же река. Вслед за Пяндой по Ангаре пришли другие землепроходцы: Тюменцев, Бугор, Хрипунов, Похабов и другие. Землепроходцы продвигались на Восток, шли неизвестными путями, им приходилось преодолевать порожистые бурные реки, таежные дебри, почти не заселенные места. В этих походах первооткрыватели проявляли мужество, терпение, выносливость, героизм и отвагу, свойственную русскому народу.

В отчетах начальников отрядов, составленных ими чертежах, описаниях земель, писцовых ясачных и переписных книгах содержались ценные географические сведения о природе области и, в первую очередь, реках: Ангаре, Нижней Тунгуске, Илиме, Куте, о мягком золоте (пушнине), о богатствах недр, суровом климате и местных жителях - тунгусах и бурятах. На путях продвижения служилые люди возводили зимовья и остроги.

Изучив историю продвижения казаков, служилых людей по Восточной Сибири, мы сделали вывод, что Черемховская падь была известна первопроходцам. Улицы Марата и Декабрьских событий являются частью сухопутного пути с реки Ангара на реку Белая. Эти улицы существовали до строительства Московского тракта, а значит, являются старейшими на карте города. 

Рисунок5

В наши дни наиболее оживленной из них является улица Декабрьских Событий. Здесь располагаются учреждения культуры и образования. В районе Братской могилы и пересечения улицы Школьной сохранились старые дореволюционные деревянные постройки. На остальном промежутке улица приобретает современный вид.

Улица Марата представляет собой массив деревянных построек. Как и 200 лет назад, здесь живут обыкновенные трудолюбивые люди. Они знают историю своей улицы и с радостью делятся своими знаниями. 

Наша работа не получила завершенный характер.

У нас возникли новые вопросы:

где именно располагалось казачье зимовье?
в каком году улица Булайская была переименована в улицу Марата?

Наше изучение продолжается.

  1. История Сибири. Энциклопедия в 5-и томах. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград.1968г.
  2. Ф. Кудрявцев, Г.Вендрих. Очерки по истории Иркутска. Вост.- Сиб. Кн. Изд., Иркутск, 1971г.
  3. В.Н.Панов, В.Г.Тюкавкин. Очерки по истории Иркутской области. Вост.-Сиб. Кн. Изд.,1970г.
  4. История Земли Иркутской. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск. Иркутское кн. изд. «Символ», 2002г.
  5. М.Н. Мельхеев. Географические названия Восточной Сибири. Вост. - Сиб. кн. изд., 1969г.
  6. И так идет за веком век. История города Черемхово. Составитель Ковальская Т.В. Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд. 1999г.
  7. Черемхово город угольщиков. Историко-экономический очерк. ВОСТ.-СИБ. кн. изд. 1971г.
  8. Был станец средь черемух – стал город на угле. Проспект. Составитель Ковальская Т.В.
  9. П.Ф. Требуховский . Придорожное зимовье у Черемховки.  Газета Черемховский рабочий. №35, 1957

Молодец!

 

 

Кто? Елена Викторовна?)
Шутка)
Работа, действительно, хорошая. Спасибо за нее.

Перейти к содержимому