Форум

Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Диалоги о главном. Блокада Ленинграда

Есть (пусть в прошлом, но существуют и сегодня) такие особо важные события в истории нашей страны, которые, пройдя маяками света сквозь десятилетия, были и остались ориентирами правды для многих поколений, как россиян (а еще раньше - советских людей), так и мыслящих людей всей планеты.

Первых таким важнейшим событием для всей страны и для нашего музея стало, в самом начале 2022 года, 80-летие со дня Победы в Сталинградском сражении. Именно тогда, в сложное время новых всемирных проблем: пандемии и информационных вызовов, - наш музей принял решение о создании молодежного контактного клуба "Диалоги о главном".

Камуфлируясь под сладенькими фейковыми вбросами, активно развертывалась на просторах Интернета мощнейшая информационная война, в первую очередь, направленная против детей и молодежи России. На фоне абсурдной "отмены культуры русского мира", с привлечением ведущих технологов переформатирования массового сознания, молодому поколению внушалась грязная ложь под видом правды. И очень действенно, в случае отдельных, желающих этого, государств (чего только стоят трагические последствия преступной ориентации некоторых бывших союзных "братских республик" на историческую ложь).

Но противостоять отраве черной лжи можно, лишь вооружившись правдой. И вот это уже - наша задача.

В течение двух недель откровенные "Диалоги о главном" - важнейшем в истории Великой Отечественной войны событии, незабываемом за восемьдесят лет со дня полного снятия блокады Ленинграда для всех поколений живущих, - объединили черемховских школьников и студентов горно-технического и медицинского колледжей.

В ходе интерактивной выставки "Таких людей победить нельзя", посвященной стойкости духа советских жителей огромного многомиллионного города, участники Диалогов осуществили два уровня тематического погружения: информационно-значимый и личностно-психологический.

Практически для всех стало открытием узнавание нового о блокаде: событий, дат, персон.

img 8167

Самые значимые факты о блокаде Ленинграда были поданы так, что воспринимались каждым участником встреч как личностно-значимые: общая трагедия всех ленинградцев не обезличивала каждого отдельного человека из двух с половиной миллионов. Ребята принимали близко к сердцу боль и личностную трагедию каждого ленинградца, демонстрируя очень высокий уровень эмпатии и такие качества души и духа, которые и делают человека Человеком: сочувствие, сопереживание, сострадание.

Многие еще на уроках мужества в школе слышали имя Тани Савичевой, но только сейчас по-новому познакомились с полной историей семей двух школьниц с одинаковыми именами, живших в одном месте (Васильевский остров Ленинграда) и одно время (самый страшный первый год блокады - зиму 1941-1942 года), ведущих блокадные дневники: Тани Савичевой и Тани Вассоевич.

История - это не только (и не столько) даты и события, предметы, люди и рассказы о них. Особо ценной стала возможность услышать голоса и увидеть таких людей из прошлого, ставших в Ленинграде образцами мужества, воли и высочайшей силы человеческого духа.

Именно так, на высочайшей ноте сопереживания, воспринимали участники клуба "Диалоги о главном" видео фрагменты авторского исполнения Дмитрием Шостаковичем Ленинградской «Симфонии № 7» и уже послевоенное исполнение поэтессой Ольгой Берггольц «Ленинградской поэмы», именно тех ее фрагментов, которые звучали по радио в блокадном Ленинграде и призывали к стойкости духа.

Но, конечно, музейное событие было бы неполным без проживания прошлого через погружение в специально выстроенные музейные локации. В качестве проживания атмосферы блокады в экспозиции выставки были оформлены фрагменты следующих значимых мест блокадного города: улица, квартира, пункта выдачи хлеба, музыкальный уголок "Симфония духа" и "Памятник коту".

Знакомство и погружение в заданные условия осуществлялись по разработанному нами алгоритму: в течение пяти минут произвольно сформированные из общего количества пришедших исследовательские группы самостоятельно знакомились с визуалом и подтекстом своих экспозиций, помогая друг другу в подготовке краткого экскурса для одногруппников. И вот уже, отвечая на пять вопросов: Где? Что? Кто? Зачем? Почему? - начинается экспромт-знакомство с молчаливыми сценами музейного спектакля "Блокада". Каждый импровизированный мини-проект "Музейная защита" обязательно включает не только общее описание и характеристику события конкретной экспозиции, но и актирование внимания на говорящих деталях.

Так, в панораме ленинградской зимней улицы, один предмет молчаливо свидетельствует об отсутствии обычных для мирного времени условий: на темной улице не горит уличный фонарь. Значит, делается вывод, в городе нет электричества, а обычная для блокадной зимы девочка подросток с санками и бидонами - также молчаливый свидетель еще одной гуманитарной проблемы: отсутствия воды. Правда, не всегда молодые люди сразу определяли, что девочка отправилась на реку за водой, поскольку в жизни современных молодых россиян такие прецеденты отсутствуют, возникало недоумение: зачем ей так много молока? (срабатывала стойкая аналогия: бидон -молоко). Потому и осознание правды было страшным откровением, особенно на фоне привычной благополучной мирной жизни.

В уголке ленинградской квартиры одетый в уличную одежду и закутанный в одеяло и шаль мальчик сидит на венском стуле с железной кружкой в руке рядом со старинной этажеркой. Здесь же - геридон (круглая деревянная подставка под цветы) с патефоном. То есть, делается вывод, квартира состоятельной интеллигентной семьи, на полках этажерки - книги академических изданий, вязанная салфетка и телефон. Уже можно определить время: это первая зима 1941-42 годов, но самое ее начало, когда еще цела вся мебель, но уже явственны приметы блокады: печка-буржуйка, растопка в виде книг, обрезанный провод телефона... Но это и не самый страшный апогей голода, когда размачивали книжные переплеты, выделанные до войны с помощью мучного клейстера и долго-долго варили кожаные вещи, такие как ремень, лежащий на полке...

В пункте выдачи хлеба по талонам и по граммам в фанерном посылочном ящике лежат спрятанные от голодных глаз продукты по усиленному пайку: макароны и даже чай. Именно так, на контрасте обязательных продуктов и "деликатесов" современные дети могут осознать, что такое голод. А еще - читая комментарий: "При утере талона хлеб не выдается". И снова - каждая говорящая деталь молчаливой сцены: рукавицы-верхонки и многослойная одежда женщины, огрызок свечи в керосиновой лампе, застеленный мешковиной стол и костяшки деревянных счетов...

На фортепьяно в экспозиции "Симфония духа" - партитура симфонии Дмитрия Прокофьева № 7, список оркестрантов, исполнивших в августе 1942 года этот гимн непобедимо стойкому духу ленинградцев, фотографии самого композитора и дирижера, афиши концерта и одного из будущих зрителей, покупающего билет. А еще - студийный микрофон довоенного времени, мегафон и настольная лампа с ностальгирующе мирным теплым довоенным светом. И - звучащая музыка, маршево-тревожная и страшная. Так переносишься в то время, так проживаешь трагедию Ленинграда.

Здесь же развернута выставка карандашных иллюстраций книги Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» и представлены книги о блокаде.

Участники встреч узнали о студенческом дневнике и блокадной поэме эвакуированной в Черемхово студентке Ленинградского педагогического института Нине Дятловой, чья книга с автографом автора хранится в музее.

Старшеклассники и студенты практиковались также в работе с QR-кодами персональных открыток черемховцев, участников Ленинградской битвы, освоили алгоритм поисковой работы на сайте музея.

В качестве рефлексии школьники записали отзывы на символических искрах Свечи Памяти, прикрепили их и прониклись ленинградским метрономом во время Минуты молчания.

А главный качественный результат этих встреч - действительно, состоявшийся диалог, иногда полилог, чаще - внутренний монолог как личностный отклик на главное - историческую правду о подвиге ленинградцев, о гордости за них, настоящих людей с непобедимой силой духа, и стойком стремлении, именно в наше непростое время, соответствовать высоко поднятой планке звания Человека.

img e8172

И, общаясь с нашей молодежью, их реакцией на чужую боль, на жертвы ради нас, ради мира, видя их глаза, мы уверены: хорошее поколение растет. Диалог о главном - как остаться человеком в страшное время массовой лжи и бездуховности - состоялся.

Перейти к содержимому